Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / Экзамен ИГПЗС.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
923.01 Кб
Скачать

Преступления и наказания в «Законах Хаммурапи»

Правовая мысль Месопотамии не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общих принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как форма вины, обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание, соучастие, покушение и прочее. Но определенные упоминания об этих понятиях есть. Например, понималось различие между умышленным и неумышленным преступлением, соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление.

Так, нанесение в драке побоев, повлекших смерть свободного человека, наказывалось штрафом, сумма которого определялась в зависимости от того, кто был потерпевший: авилум или мушкенум. Эта норма стала исключением из общего правила обычного права: убийство человека, умышленное или неумышленное, наказывается смертью преступника или его родственника. Неумышленное нанесение раны в драке освобождало от наказания свободного человека. С особой жестокостью (немедленным сожжением) каралась кража на пожаре, сообщничество женщины в убийстве своего мужа.

Вместе с тем правовые источники свидетельствуют о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуде, коллективной общинной ответственности, объективном вменении. Женщину, изменившую мужу, бросали в воду, если муж ее не прощал. В случае грабежа на территории общины, если грабитель не будет схвачен, все пропавшее должна была возместить потерпевшему община и ее глава - рабианум.

Общая черта месопотамского законодательства - его жестокость. Большой круг преступлений (около 30) карался смертной казнью, которая применялась и по принципу талиона не только в случае умысла преступника, но и по его неосторожности. Строитель, построивший дом, который обвалился, убив хозяина дома, подлежал смерти. Если при этом погибал сын хозяина, то убивали и сына строителя. Лекарю, неосторожно выколовшему глаз больному во время операции, отрубали кисть руки.

Смертная казнь предписывалась в форме сожжения, утопления, сажания на кол. Применялись и членовредительные наказания: отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка, в том числе по принципу талиона, если потерпевший и преступник были равны по социальному положению. Эти наказания соседствовали с такими, как обращение в рабство, изгнание из общины и семьи, штраф (композиция), принудительный труд, клеймение, битье палками. Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен смертной казни. Заведомая непосильность таких штрафов, как, например, 30-кратная стоимость похищенного из дворца или храма, ладьи предполагала неизбежную смерть преступника. Величина штрафов зависела от социального положения преступника и потерпевшего.

О государственных и религиозных преступлениях ничего не сказано. Первую группу преступлений составляли преступления против личности, к которым относились умышленное или неумышленное убийство (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение должника до смерти голодом в доме кредитора), телесные повреждения, оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета.

Другую группу составляли преступления против собственности. Воры и покупатели краденого у частных лиц сурово наказывались, но особо охранялась собственность дворца или храма. К имущественным преступлениям кроме кражи и грабежа относились снятие с раба его знаков рабства, мошенничество тамкара в отношении заимодавца, повреждение или уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой, потрава поля скотом.

Третья группа - это преступления против семейных устоев: кровосмешение, неверность жены, ее распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины. При определении наказания за эту группу преступлений учитывалось не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус.