Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Perevozka-1

.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
20.74 Кб
Скачать

ИОФФЕ

Если ограничиться анализом чисто внешних форм перевозочного процесса, может создаться впечатление, что он ничем не отличается от процессов, опосредствуемых некоторыми из числа уже изученных договоров. Действительно, цель перевозок выполнение работы по перемещению грузов или пассажиров из одного пункта в другой, а работа обычно выполняется на основе договора подряда. Тем же договором как будто бы охватываются

и возлагаемые на транспортные предприятия погрузочно-разгрузочные работы. Далее, транспорт обязан обеспечить сохранность перевозимых грузов, принимая на себя

функции, составляющие цель договора хранения. Затем, перевозочные средства (вагоны, суда, автомашины и др.) фактически используются в интересах тех клиентов, грузы

которых перевозятся в данный момент, и в этом смысле в составе перевозок появляются элементы имущественного найма. Наконец, при выдаче груза его получателю перевозчик выполняет задание своего контрагента грузоотправителя аналогично тому, как поверенный действует в договоре поручения. Исходя из этого, некоторые авторы рассматривали договор перевозки либо как специальную разновидность договора подряда, включающего

в себя и ряд других правовых элементов 1, либо как особый договор, состоящий из элементов иных гражданско-правовых договоров2. Но ни одна из указанных точек зрения не находит поддержки в современной литературе.

1. Понятие и виды договоров перевозки грузов

Понятие договора перевозки грузов. В договоре пере_

возки грузов участвуют транспортная организация, осу_

ществляющая перевозку, и грузоотправитель, сдающий

груз для целей транспортирования и уплачивающий

провозную плату (ч. 1 ст. 373 ГК). Иногда грузоотпра_

витель направляет груз в собственный адрес, как, на_

пример, при автомобильных перевозках, когда покупа_

тель доставляет продукцию со склада поставщика на

свой склад через посредство автотранспортной органи_

зации, или при внутрисистемных перевозках, когда пред_

приятие отгружает материальные ценности своему

филиалу в другом городе. Обычно же грузоотправитель

сдает груз транспортной организации, называя третье

лицо — грузополучателя, с которым он связан догово_

ром поставки или иным обязательством и которому груз

должен быть выдан в пункте назначения. Грузополу_

чатель, таким образом, в одних случаях совпадает, а

в других _ не совпадает в одном лице с грузоотправи_

телем, но участвует в любом отношении по грузовым

перевозкам.

ДОГОВОР В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА

Еще более сложен вопрос о юридическом положе_

нии грузополучателя, не совпадающего в одном лице

с грузоотправителем. В заключении договора грузополу_

чатель участия не принимает. Но он приобретает права

по этому договору, и прежде всего право требовать вы_

дачи прибывшего в его адрес груза. Следовательно, воз_

никшие правоотношения опираются на договор, заклю_

ченный в пользу третьего лица.

Правда, грузополучатель не только приобретает

права, но и несет перед перевозчиком некоторые обя_

занности (по выполнению разгрузочных работ, уплате

денежных сумм, не внесенных грузоотправителем, и

ЭТО НЕ ОПРОВЕРГАЕТ ТЕОРИЮ ДОГОВОРА В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА. Эта конструкция не запрещает заключения в пользу третьего лица договора, по которому это лицо, соглашаясь воспользоваться выговоренными для него правами, должно взять на себя и определенные обязанности.

Черепахин ссылается на Нолькена, отстаива тем самым точку зрения о том, что из договору в пользу третьего лица для послденего не могут возникать обязанности. Однако посмотрим, что на самом деле писал Нолькен:

ОБЯЗАННОСТИ НИ НА КОГО НЕ МОГУТ БЫТЬ ВОЗЛАГАЕМЫ БЕЗ ЕГО ВОЛИ , в силу и на основании договора, состоявшегося между сторонними лицами. Изъявив же согласие на приятие на себя обязанности совершить эквивалентное исполнение, третье лицо сделалось бы контрагентом.

ТЕОРИЯ ДОГОВОРА в пользу третьего лица несколько смазывалась в советское время тем обстоятельством, что в силу прямого указания закона грузополучатель обязан был принять груз – хотел он этого или нет. Из этого обстоятельства некоторые исследователи выводили, будто никакого волеизъявления на принятие прав по договору перевозки грузополучатель не совершает. Однако, как очень справедливо замечал Иоффе, смысл обязанности принять груз никак не был связан с договором перевозки – власть просто боролась за то, чтобы вагоны своевременно разгружались – иначе будут создаваться препятствия для выполнения плана. Грузополучатель исходя из этой нормы был обязан принять груз даже тогда, когда ему он был отправлен по ошибке – после этого, понятное дело, груз нужно было возвращать.

ЕСТЬ еще теории:

- теория, рассматривающая грузополучателя и грузоотправителя в качестве одной стороны договора, однако объем и содержание их прав различны, ответственность вполне самостоятельная – так что не подходит.

- теория ихначально трехстороннего договора. Во-первых, это фикция, потому что грузополучатель в момент заключени никакой воли не изъявляет. Во-вторых, грузоотправитель может переадресовать груз друго лицу до момента его выдачи – какая –то слишком беззубая сторона договора у нас получается.

- исполнение обязательства в пользу третьего лица – но это означало бы полное отсутствие правоотношений между грузополучателем и перевозчиком, вследствие чего ни прав, ни обязанностей у грузополучателя по отношению к перевозчику быть не должно было (п. 6 ст. 313, позволяющий кредитору предъявить требование из ненадлежащего исполнения самому третьему лицу, не касается случаев возложения – последний регулируется ст. 403 ГК).

Эта теория неточна еще и потому, что не во всех случаях несовпадения грузоотправителя и грузополучателя происходит исполнение обязательства. Предположим, груз переправляется для реального хранения – здесь никакого обязательства пока еще нет, просто предоставление, необходимое для заключенности договора.

ПРЕДЪЯВИТЕЛЬСКАЯ ТЕОРИЯ:

В тех правопорядках, где грузополучатель действительно признается стороной договора перевозки (российское дореволюционное законодательство, германское законодательство), данное обстоятельство связано не с особой конструкцией договора перевозки, а с тем, что транспортные накладные (коносаменты) рассматриваются в качестве именных или предъявительских ценных бумаг. Поэтому перевозчик, заключая договор перевозки, изначально берет на себя обязанности не перед грузоотправителем, а перед владельцем соответствующей ценной бумаги.

Например, по германскому гражданскому законодательству обязательство перевозчика по выдаче груза оформляется погрузочной накладной, которая является определяющей для правовых отношений между перевозчиком и получателем груза; не включенные в погрузочную накладную положения договора перевозки не действуют по отношению к получателю, если только погрузочная накладная не содержит однозначной ссылки на них. На получение груза уполномочен тот, кому согласно погрузочной накладной должен быть выдан груз либо кому посредством индоссамента передается погрузочная накладная, если она гласит "по приказу". Уполномоченный для получения уже до прибытия груза в место выдачи имеет права, принадлежащие отправителю в отношении распоряжения грузом. Перевозчику разрешается следовать указанию отправителя задержать груз, возвратить его или выдать иному лицу, нежели уполномоченному посредством погрузочной накладной, лишь в том случае, если ему будет возвращена погрузочная накладная. Если перевозчик нарушает это обязательство, то отвечает за груз перед правомерным владельцем погрузочной накладной (§ 444 - 447 Германского торгового уложения) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Германское право. Часть II: Торговое уложение и другие законы / Пер. с нем. М., 1996 (Сер. Современное зарубежное и международное частное право). С. 151 - 152.

В соответствии с Гражданским кодексом Квебека (ст. 2041 - 2045) письменным документом, подтверждающим договор перевозки имущества, является коносамент. При отсутствии доказательств иного коносамент является доказательством получения имущества в ведение перевозчика, а также характера, количества и видимого состояния имущества. Коносамент не является оборотной ценной бумагой, если иное не установлено законом или договором. Если коносамент является оборотной ценной бумагой, его передача осуществляется посредством совершения индоссамента и вручения или же только посредством вручения, если это коносамент на предъявителя. Перевозчик обязан передать имущество его получателю или держателю коносамента. С учетом прав отправителя получатель, принимая имущество или договор, приобретает права и принимает обязанности, вытекающие из договора <*>.

--------------------------------

<*> См.: Гражданский кодекс Квебека. М., 1999 (Сер. Современное зарубежное и международное частное право). С. 309.

Вместе с тем российское транспортное законодательство (за исключением КТМ) не предоставляет транспортным накладным и квитанциям в приеме грузов к перевозкам режима ценных бумаг. Поэтому передача квитанции (именной на грузоотправителя) не имеет значения передачи прав по договору перевозки грузов, а лишь удостоверяет право получателя груза (который указывается в транспортной накладной) на предъявление последним определенных требований к перевозчику (например, в связи с утратой груза). Говорить о получателе как о стороне договора перевозки груза можно лишь применительно к договору морской перевозки, оформляемому коносаментом, который имеет силу товарораспорядительной ценной бумаги. В остальных же случаях грузополучатель не является стороной договора перевозки груза.

АРГУМЕНТЫ ЗА ДОГОВОР В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА

Положение грузополучателя по российскому транспортному праву может быть объяснено только через конструкцию договора в пользу третьего лица, где получатель груза выступает в роли третьего лица, в пользу которого грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки груза.

Действительно, конструкция договора в пользу третьего лица оптимально подходит к определению правового положения грузополучателя в договоре перевозки груза. Как известно, договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (п. 1 ст. 430 ГК). Применительно к договору перевозки конкретного груза перевозчик обязан выдать принятый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно грузополучателю (управомоченному им лицу), и только грузополучатель вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности.

Следующее положение ГК, регулирующее договор в пользу третьего лица, а именно норма о том, что с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица (п. 2 ст. 430 ГК), также в полной мере относится к договору перевозки груза. Действительно, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнять свою обязанность, а грузоотправитель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевозки груза.

Должник в договоре в пользу третьего лица вправе выдвигать против требования третьего лица возражения, которые он мог бы выдвинуть против кредитора (п. 3 ст. 430 ГК). В договоре перевозки груза перевозчик вправе не выдавать получателю груз до момента полной оплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), он также может выдвигать возражения против требований грузополучателя в связи с несохранностью груза, состоящие в том числе и в обосновании вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза в подвижном составе.

Такой же вывод (о распространении на договор перевозки грузов норм, регулирующих договор в пользу третьего лица) можно сделать и в отношении положения о том, что в случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору (п. 4 ст. 430 ГК). В подтверждение этого тезиса достаточно сослаться на имеющиеся во всех транспортных уставах и кодексах нормы, которые определяют судьбу невостребованных получателями грузов. В подобных случаях право на распоряжение указанными грузами предоставляется грузоотправителю.

Соседние файлы в предмете Договорное право