Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Veschnye_ozhidaemye_prava_v_GP_Rossii_i_zarubezhnykh.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
65.72 Кб
Скачать
  • Место Anwartschaftsrecht в системе ограниченных вещных прав

Немецкие правоведы определяют место Anwartschaftsrecht, являющегося правом приобретения вещи в будущем, в системе ограниченных вещных прав в группе вещных прав, именуемых Erwebsrechte, т.е. приобретения чужой вещи.

Известно, что традиционным для пандектного права выступает деление вещных прав на права пользования (Nutzungsrechte), права приобретения чужой вещи (Erwebsrechte), право на реализацию (распоряжение) чужой вещи (Verwaltungsrechte).

Вместе с тем Anwartschaftsrecht серьезно отличается от прав, содержащихся в группе прав приобретения чужой вещи (например, от преимущественной покупки), тем, что оно связано с передачей приобретателю владения, а также правомочий пользования и частичного распоряжения вещью.

Наличие указанных правомочий у владельца выступило предпосылкой для формулировки еще одного подхода, согласно которому Anwartschaftsrecht в отношениях с оговоркой сохранения права собственности за продавцом представляет собой смесь всех трех типов вещных прав, так как покупатель дополнительно должен получать владение и возможность использования вещи наряду с гарантированным будущим приобретением собственности.

  • Соотношение ожидаемых прав с правом преимущественной покупки

Общее: общая цель "ожидаемого права" и права преимущественной покупки в виде направленности на приобретение вещи при наличии определенных условий;

Различия:

  1. Во-первых, при ожидаемом праве всегда ставится условие, которое должно наступить в будущем и с которым связывается возникновение права собственности (например, государственная регистрация права, полная оплата стоимости вещи). Напротив, при преимущественном праве покупки условие, которое состоит в заключении договора с третьим лицом, является основанием реализации права преимущественной покупки.

  2. Во-вторых, условие реализации права преимущественной покупки, в отличие от условия при ожидаемых правах, не влечет приобретение права собственности, а лишь предоставляет право на требование о передаче вещи в собственность.

  • Соотношение "ожидаемых прав" с секундарными правами

Несмотря на то что в доктрине имеются суждения о сходстве Anwartschaftsrecht с секундарными правами, поскольку оба направлены на возникновение другого права, тем не менее считается, что основания для их отождествления отсутствуют. "Ожидаемое право" отличается от секундарного тем, что в отличие от последнего его можно уступить по договору цессии, передать в залог. Кроме того, при "ожидаемых правах" юридическое приобретение гарантированно, а при секундарных зависит от деятельности приобретателя. Ожидаемые права также отличаются тем, что владелец вещи получает юридическое приобретение непосредственно, т.е. собственным действием, без дополнительного (промежуточного) заключения обязательства.

  • Соотношение «ожидаемых прав» с ипотечным правом

При Anwartschaftsrecht, так же как и при ипотеке, правомочный гражданин, т.е. залогодержатель, относительно прав кредитора по закладной оснащен юридической властью в виде возможности вещно-правовой защиты и обращения взыскания на имущество. В этой связи в немецкой доктрине появилась точка зрения об определении данного права как залога без владения.

Вместе с тем данные права серьезно отличаются, и противниками указанного отождествления отмечается, что при установлении ипотеки ипотечный кредитор не преследует цели приобретения в будущем права собственности, на него не возлагается обязанность по выполнению условия, как на приобретателя при Anwartschaftsrecht, он не выступает стороной договора купли-продажи. Кроме того, залог, в отличие от "ожидаемого права", всегда носит акцессорный характер, т.е. является дополнительным обязательством к основному договору (например, договору купли-продажи).

  • !!! Вывод: несложно заметить, что существование "ожидаемых прав" в германском праве обусловлено национальными особенностями построения институтов немецкого гражданского права, которые, как известно, несмотря на римские начала, существенно отличаются от известных российскому частному праву.

В частности, большое влияние на "ожидаемые права" оказало наличие в немецком праве институтов вещного договора, предварительной записи, секундарных прав, принципа абстракции, широких возможностей при использовании залогового права, группы вещных прав преимущественного приобретения чужой вещи.

Серьезные отличительные особенности немецкого института очевидны, при этом, нет надобности во введении в российское право многих из перечисленных конструкций, поскольку исторические и экономические особенности отечественного правопорядка не позволяют их внедрить. Поэтому при введении "ожидаемого права" в отечественную систему, с одной стороны, следует учитывать зарубежный опыт существования данного права, с другой - необходим поиск баланса между отечественными категориями вещного права, которые соприкасаются с "ожидаемыми правами" и сходными зарубежными институтами.