Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Pravootnoshenia_sobstvennosti_suprugov__Slepakova_A_V___S.pdf
Скачиваний:
40
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
2.72 Mб
Скачать

"Правоотношения собственности супругов"

(Слепакова А.В.)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2005)

Дата сохранения: 03.04.2018

 

 

--------------------------------

<*> Покровский И.А. Указ. соч. С. 187.

Так, если российское законодательство от традиционной для России системы разъединения имущественных прав супругов перешло к правовому режиму общей совместной собственности супругов на нажитое в браке имущество, что представляет собой вариант частичной общности имущества супругов, то правоотношения собственности супругов в странах Западной Европы развивались по пути ограничения правомочий мужа, в результате чего в большинстве стран установился режим частичной общности имущества супругов в различных вариантах.

Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ СУПРУГОВ В ЧАСТИ ЗАКОННОГО РЕЖИМА ИХ ИМУЩЕСТВА

§ 1. Основание и условия возникновения общности и объем прав супругов на общее имущество

Действующий Семейный кодекс РФ, как и КоБС и КЗоБСО, устанавливает в качестве законного особый правовой режим имущества супругов - общность практически всего нажитого во время брака, причем такое имущество является их совместной собственностью (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ, ч. 1 ст. 20 КоБС, ст. 10 КЗоБСО). Имущество, которое принадлежало каждому из супругов до брака, остается его собственностью, иначе говоря, является раздельным имуществом (п. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ, ч. 1 ст. 22 КоБС, ст. 10 КЗоБСО). Этот режим может быть назван режимом ограниченной (частичной) общности или общности приобретений <*>.

--------------------------------

<*> Антокольская М.В. Указ. соч. С. 157; Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье. М., 1997. С. 11.

Таким образом, правоотношения собственности супругов в Российской Федерации построены на сочетании принципов общности и раздельности <*>. Следует отметить, что такая система их построения является первым подтверждением присущего им начала возмездности и эквивалентности, характерного для гражданских правоотношений. Ведь при такой системе по общему правилу раздельным признается то имущество каждого супруга, к приобретению которого другой супруг не имеет отношения.

--------------------------------

<*> Граве К.А. Указ. соч. С. 5; Никитина В.П. Указ. соч. С. 12; и др.

Семейный кодекс, в отличие от ранее действовавших кодифицированных актов, содержит примерный перечень нажитого во время брака имущества, составляющего супружескую общность. И, что очень важно для правоприменительной практики, этот перечень составляют современные объекты гражданских прав <*>.

--------------------------------

<*> Нечаева А.М. Новый Семейный кодекс // Государство и право. 1996. N 6. С. 58.

Согласно п. 2 ст. 34 Семейного кодекса к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и др.). В состав общего супружеского имущества включаются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 57 из 251

надежная правовая поддержка

 

 

"Правоотношения собственности супругов"

(Слепакова А.В.)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2005)

Дата сохранения: 03.04.2018

 

 

Исключение составляют вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, приобретенных в период брака за счет общих средств супругов: они признаются собственностью того супруга, который ими пользовался (п. 2 ст. 36 Семейного кодекса, ранее - ч. 2 ст. 22 КоБС).

Раздельным в соответствии с п. 1 ст. 36 Семейного кодекса является также имущество, полученное супругом во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам. Эта норма в целом воспроизводит положения ч. 1 ст. 22 КоБС, дополняя состав личной собственности каждого из супругов тем, что приобретено по иным безвозмездным сделкам, кроме дарения. Подробнее вопросы, связанные с раздельным имуществом, будут рассмотрены далее в следующих параграфах.

Дискуссионным является вопрос об основании возникновения общности имущества, нажитого супругами во время брака. Некоторые авторы считают таким основанием совместный труд супругов <1>. Как отмечает, например, К.И. Манаев, "было бы ошибочным полагать, что сам по себе один только факт заключения брака является самостоятельным основанием для возникновения... прав супруга на нажитое имущество. Употребление термина "имущество, нажитое во время брака" означает, что это имущество приобретено или создано совместным трудом супругов. Отсюда следует, что права супругов на имущество, составляющее совместную собственность их, обязательно предполагают участие трудом или средствами обоих супругов в его приобретении (создании). Следовательно, право на общесупружеское имущество порождается именно совместным трудом" <2>. Другие авторы, и в их числе О.С. Иоффе и В.П. Никитина, признают единственным правовым основанием возникновения общности имущества супругов факт пребывания в браке. По их мнению, сторонники первого подхода смешивают источник поступления материальных благ в семью и юридическое основание, в силу которого эти блага становятся общей собственностью супругов. Основным источником доходов, приводящих к образованию супружеского имущества, как правило, является труд. Но право общей совместной собственности на имущество, полученное в результате вознаграждения за труд, возникает у супругов именно в силу состояния их в браке <3>. Правда, В.П. Никитина отмечает, что "право обоих супругов на имущество, нажитое в браке, - естественное следствие совместного вложения труда и средств в его приобретение. Обосновать теоретически право супруга на добрачное имущество другого невозможно" <4>. Но в данном случае речь идет не о правовом основании, а лишь об обосновании позиции законодателя, целесообразности отнесения законом того или иного имущества к общему или раздельному. Изложенная точка зрения О.С. Иоффе и его последователей находит подтверждение как в действующем законодательстве, так и в законодательстве РСФСР. Согласно п. 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ общим имуществом супругов является любое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. КоБС и КЗоБСО также объявляли общим имуществом нажитое во время брака, без указания способов приобретения имущества. Однако эта точка зрения требует весьма существенного дополнения: факт состояния в браке не является единственным юридическим фактом - основанием возникновения общности.

--------------------------------

<1> Рейхель М.О. Общеимущественные отношения супругов в советском праве // Советское государство и право. 1940. N 8 - 9. С. 65; Немков А.И. Имущественные правоотношения в семье. Пермь, 1966. С. 50; и др.

<2> Манаев К.И. Указ. соч. С. 15.

<3> Иоффе О.С. Советское гражданское право. Ч. III. Л., 1965. С. 232; Никитина В.П. Указ. соч. С. 15 - 16; и

др.

<4> Никитина В.П. Указ. соч. С. 14.

Рассматриваемый вопрос об основании возникновения супружеской общности представляет не только теоретический интерес. Во-первых, с его решением тесно связан объем прав на общее имущество того из супругов, который не работает вне дома. Во-вторых, от решения этого вопроса во многом зависит определение момента, с которого имущество считается общим, и, следовательно, определение состава общего имущества супругов.

Начиная с 20-х годов XX в. труд женщины по ведению домашнего хозяйства стал приравниваться по общественной значимости к производительному труду. Как отмечается в литературе, именно с целью охраны

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 58 из 251

надежная правовая поддержка

 

 

"Правоотношения собственности супругов"

(Слепакова А.В.)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2005)

Дата сохранения: 03.04.2018

 

 

интересов женщин, занятых ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей (а таких женщин было большинство), сначала судебная практика, а потом и законодательство отошли от принципа раздельности имущества супругов, и с принятием КЗоБСО был установлен режим общности <*>. Часть 2 ст. 20 КоБС определяла, что супруги пользуются равными правами на имущество и в том случае, если один из них был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка. Таким образом, фактической предпосылкой возникновения общности нажитого в браке имущества является наличие вложения каждого из супругов в приобретение или сбережение имущества (приносящей доход деятельностью или же работой по дому). И это еще раз подтверждает, что правоотношениям собственности супругов, как и многим другим гражданским правоотношениям, присущи начала возмездности и эквивалентности.

--------------------------------

<*> Граве К.А. Указ. соч. С. 29 - 34; Рабинович Н.В. Указ. соч. С. 37 - 38; и др.

Семейный кодекс РФ, в принципе, сохранил это завоевание Советской власти: в силу п. 3 ст. 34 супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми (не обязательно общими) или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода, также принадлежит право на общее имущество. Однако редакцию указанной нормы Семейного кодекса нельзя назвать удачной. Она в отличие от ч. 2 ст. 20 КоБС прямо не определяет, что такой супруг обладает равными с имеющим самостоятельный доход супругом правами на общее имущество. Конечно, вывод о равенстве имущественных прав супругов можно сделать исходя из содержания и смысла п. п. 1 и 2 ст. 39 Семейного кодекса, поскольку согласно им при разделе общего имущества и определении в нем долей доли супругов признаются равными и суду предоставляется право отступить от начала равенства долей в пользу получавшего доходы супруга, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам. Этот же вывод о равенстве прав вытекает и из содержания п. 2 ст. 34 Семейного кодекса, относящего, как уже было указано, к общему любое имущество независимо от того, кем из супругов внесены денежные средства, а также из самого понятия совместной собственности (ст. 244 ГК РФ). В то же время представляется целесообразным во избежание возможных разночтений изменить формулировку рассматриваемой нормы Семейного кодекса (п. 3 ст. 34), взяв за основу ч. 2 ст. 20 КоБС, т.е. закрепив равенство прав, а не просто принадлежность права.

При этом, однако, имеет смысл дополнить п. 2 ст. 39 Семейного кодекса, особо оговорив право суда отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов и в том случае, если другой супруг не получал доходов по причинам, хотя и уважительным, но не связанным с ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или другими членами семьи. Более того, можно внести дополнение и в п. 4 ст. 38 Семейного кодекса, предоставив суду право признавать раздельным имущество, нажитое одним супругом в период, когда другой супруг не имел самостоятельного дохода, если отсутствие дохода не было вызвано ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или другими членами семьи. Это представляется вполне справедливым для таких ситуаций, когда один из супругов работал и приобретал на заработанные средства недвижимые или дорогостоящие движимые вещи, в то время как другой супруг находился в армии или в местах лишения свободы (ведь в случае реабилитации причину отсутствия заработка в этот период придется признать уважительной) либо был нетрудоспособным вследствие длительной болезни (ведь трудоспособный супруг обязан предоставлять нетрудоспособному содержание).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 <*> оговорено (п. 17), что под заслуживающими внимания интересами одного из супругов, исходя из которых суд вправе отступить от начала равенства долей (п. 2 ст. 39 Семейного кодекса), следует понимать не только случаи, когда супруг без уважительных причин не получал доходов, но и ситуации, когда один из супругов по состоянию здоровья или по иным не зависящим от него обстоятельствам лишен возможности получать доход от трудовой деятельности. Однако, судя по формулировке данного пункта Постановления, здесь речь идет об отступлении от принципа равенства долей как раз в пользу того супруга, который из-за болезни либо по другим причинам не имел возможности получать доход, а не того супруга, который работал и предоставлял содержание.

--------------------------------

<*> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 59 из 251

надежная правовая поддержка

 

 

"Правоотношения собственности супругов"

(Слепакова А.В.)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2005)

Дата сохранения: 03.04.2018

Высказанное предложение по внесению изменений и дополнений в п. 2 ст. 39 и п. 4 ст. 38 Семейного кодекса не означает, что основанием возникновения общности имущества супругов следует считать совместный труд или приравненную к труду деятельность (обслуживание семьи и т.п.). Как уже было отмечено выше, верной является точка зрения О.С. Иоффе: основание возникновения имущественной общности - это факт состояния в браке. Вместе с тем необходимо учитывать следующее. Во-первых, как было указано ранее, фактической предпосылкой возникновения общности является наличие вложения каждого из супругов в приобретение или сбережение имущества (приносящей доход деятельностью или же работой по дому). Во-вторых, согласно п. 3 ст. 244 ГК РФ совместная собственность на имущество возникает только тогда, как законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Поэтому в законе (в данном случае - Семейном кодексе) можно определить, что суд вправе отступить от начала равенства долей и даже признать раздельным нажитое в браке имущество в указанных выше случаях.

Режим совместной собственности супругов на нажитое ими во время брака имущество был признан в нашей стране оптимальным и установлен в качестве законного режима исходя из их совместного проживания и ведения ими общего хозяйства. Ведь именно при таком положении дел оба супруга, в том числе тот, кто занят ведением домашнего хозяйства, участвуют тем или иным способом в создании либо сбережении материальных благ для всей семьи, вследствие чего нажитое ими во время пребывания в браке имущество законодатель и постановил признать общим. Но в современном российском праве брак не создает для супругов обязанности проживать совместно. Согласно п. 1 ст. 31 Семейного кодекса каждый из супругов свободен в выборе мест пребывания и жительства. Раздельное проживание отнюдь не всегда означает фактический распад семьи (в качестве примеров можно привести службу в армии, учебу за рубежом, работу в геологической партии, многолетнее проживание разведчика в чужой стране, вдали от семьи, иные длительные командировки, продолжительную болезнь, вынуждающую одного из супругов находиться в лечебном учреждении). Поэтому по общему правилу "раздельность жительства супругов не колеблет принципа общности имущества" <*>. Однако чаще всего длительное проживание супругов вне супружеского дома является следствием прекращения супружеских отношений. Фактический развод означает и прекращение ведения общего хозяйства. Следовательно, имущество, приобретенное в это время каждым из супругов, в действительности не нажито супругами совместно.

--------------------------------

<*> Белякова А.М. Вопросы семейного права в судебной практике. М., 1989. С. 39.

Ранее законодатель не признавал правовых последствий за фактическим разводом. Отсутствие брачных отношений не считалось основанием для исключения имущества, приобретенного супругами после фактического развода, из состава совместной собственности. До последнего времени такого взгляда придерживались не только судьи, но и ученые. В литературе высказывалось мнение, что "фактический развод не прекращает общности имущества" <*>. Хотя данное мнение не было всеобщим. Еще Н.В. Рабинович отмечала, что в тех исключительных случаях, когда раздельное проживание носит окончательный характер, приводит к полной раздельности хозяйства, признание имущества, нажитого в период раздельного проживания, совместным имуществом супругов не соответствовало бы действительному положению вещей и было бы основано на фикции; и с этим считается судебная практика <**>. В сентябре 1991 г. Верховный Суд РФ решился признать фактический распад семьи не только основанием для расторжения брака, но и важным фактором при разделе имущества между супругами. Согласно подп. "а" п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 сентября 1991 г. N 4 <***> в случаях, когда до расторжения брака супруги прекратили вести общее хозяйство в связи с тем, что их семья фактически распалась, суд вправе признать имущество, приобретенное супругами в указанный период времени, собственностью каждого из них. Аналогичная норма включена в действующее законодательство. Пункт 4 ст. 38 Семейного кодекса предоставляет суду право признавать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.

--------------------------------

<*> Право и защита семьи государством. М., 1987. С. 64.

<**> Рабинович Н.В. Указ. соч. С. 51.

<***> Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1991. N 12.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 60 из 251

надежная правовая поддержка