Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пп 5 тема.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
17.11.2022
Размер:
49.92 Кб
Скачать

1. Понятие и признаки саморегулирования

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О саморегулируемых организациях"

Статья 2. Понятие саморегулирования

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил такой деятельности, контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Исходя из данного законодательного определения, можно сказать, что стандартизация и контроль — основные составляющие саморегулирования. Главная цель саморегулирования видится в сочетании и достижении баланса частных и публичных интересов при осуществлении регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в практике предпринимательской деятельности существуют организации, не являющиеся СРО, однако реализующие функции защиты прав предпринимателей, повышения качества их услуг, выработки единой политики ведения профессиональной деятельности. Примерами могут служить торгово-промышленные палаты, Ассоциация российских банков, РСПП, «ОПОРА России» и целый ряд подобных организаций, объединяющих предпринимателей на различных началах. В связи с этим, как представляется, есть основания говорить о саморегулировании и СРО в широком и узком смыслах слова. Создание СРО, подчиняющихся требованиям Закона о СРО, или саморегулирование в узком значении, определяемом названным Законом, должно осуществляться, когда это является требованием законодательства и представляет собой одно из направлений регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.

В предмет предпринимательского права входят отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательства. Они, в свою очередь, включают отношения по государственному регулированию и отношения по саморегулированию предпринимательской деятельности1. По вопросу о соотношении государственного регулирования и саморегулирования в литературе нет единства мнений[1] [2]. На основе их анализа Ю. Г. Лескова предлагает два концептуальных подхода к вопросу о соотношении государственного регулирования и саморегулирования: 1) саморегулирование понимается как продолжение государственного регулирования, 2) саморегулирование противопоставляется государственному регулированию, при этом присоединяясь к нему[3].

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО. Сущность саморегулирования заключается в том, что государство передает отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности СРО. По мнению Л. В. Андреевой, представляется неверным встречающееся в литературе высказывание, что государство передает свои отдельные функции СРО: «...речь идет об отказе государства от определенного вида требований и замене данных требований требованиями, предъявляемыми СРО к своим членам»1. Вместе с тем большинство авторов говорят именно о передаче функций, об их делегировании. Так, Г. Д. Отнюкова, характеризуя государственное регулирование экономической деятельности, отмечает: «В настоящее время активно развивается саморегулирование, сущность которого заключается в том, что СРО регулируют и контролируют предпринимательскую и профессиональную деятельность своих членов, осуществляя функции, переданные им государством»[4] [5]. Концепция делегирования, передачи функций представляется верной, соответствующей замыслу законодателя, такая точка зрения нами неоднократно высказывалась в литературе[6].

По вопросу о правомерности передачи функций по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности СРО КС РФ указал следующее: «Конституция РФ не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2), такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам»1. Заметим, что о передаче СРО функций органов законодательной и судебной власти речь не идет.

Указанная правовая позиция нашла дальнейшее подтверждение в актах КС РФ. Суд указал следующее: «Конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций. Это, однако, не означает, что государство отказывается как от своего конституционного полномочия по установлению правовых основ единого рынка, особенно в тех случаях, когда представители той или иной профессии наделяются публично-правовыми функциями, а образуемые ими саморегулируемые организации — правом разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, так и от конституционного полномочия влиять на содержание правовых норм, принимаемых саморегулируемыми организациями, посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом (ст. 46, ч. 1; ст. 120, ч. 2; ст. 129, ч. 5 Конституции РФ)»[7] [8].

Таким образом, введение в правовой механизм воздействия на предпринимательство института саморегулирования может рассматриваться как необходимое звено модернизации предпринимательского законодательства[9] в целях становления в России гражданского общества, построенного на принципах автономии и самоуправления. Е. П. Сухов отмечает, что саморегулирование призвано «устранить избыточное государственное влияние путем перехода преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов, расширить долю участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти»[10].

В теории права выделяют три модели саморегулирования: добровольноеделегированное и смешанное'.

Добровольное саморегулирование подразумевает, что предприниматели какой-либо отрасли (профессии) по собственной инициативе объединяются в СРО, статус которых подробно регламентирован законодательством. Данная модель саморегулирования предполагает установление и поддержание правил участниками системы без одобрения или специальной защиты со стороны государства.

Делегированное саморегулирование предусматривает делегирование властных полномочий государства по контролю и надзору за определенным видом деятельности, которые государство может осуществлять самостоятельно, СРО. При этом само государство утрачивает право действовать в областях, полномочия по которым оно делегировало. В литературе описываются «жесткие» и «мягкие» формы делегированного саморегулирования[11] [12].

При смешанном саморегулировании СРО передается только часть функций, в то время как за государством остается часть полномочий, главным образом принудительного характера.

Квалификация сложившейся в России модели саморегулирования вызвала дискуссию в научной литературе. Так, по мнению И. Г. Журиной, сформировавшаяся в России модель представляет собой форму саморегулирования, в основе которой, несмотря на закрепленную в законодательстве добровольность участия, лежит делегированное саморегулирование[13]. Ю. Г. Лескова полагает, что «в России имеет место как делегированное, так и добровольное саморегулирование»[14].

В целом представляется возможным сделать вывод: в России не сложилась единая модель саморегулирования. Квалификацию саморегулирования в рамках предложенной классификации возможно осуществлять применительно к конкретному виду предпринимательской либо профессиональной деятельности исходя из положений соответствующего законодательства.

Таким образом, саморегулирование:

  • Является партнерством некоммерческого типа;

  • Объединяет предпринимателей, ЮЛ и ФЛ работающих определенной отрасли;

  • Имеет строго регламентированный законом состав.

Соседние файлы в предмете Предпринимательское право