
Подкласс Настоящие звери (Theria)
К этому подклассу относятся все прочие млекопитающие: сумчатые и плацентарные. Их общая черта – живорождение. Млечные железы у настоящих зверей гроздевидные, а не трубчатые. У всех настоящих зверей есть соски, на вершине которых открываются протоки этих желез. У подавляющего большинства видов есть мясистые губы. У представителей этого подкласса в отличие от первозверей нет клоаки, поэтому и пищеварительный, выделительный и репродуктивный каналы открываются наружу самостоятельно.
Эволюция этого подкласса известна сравнительно полно, и в палеонтологической летописи следы его находят с середины мелового периода. Подкласс Настоящие звери включает два инфракласса.
Инфракласс Низшие звери (Metatheria)
В составе инфракласса только один отряд – Сумчатые (Marsupialia). Он содержит 9 семейств, 71 род и 250 видов разнообразных по внешнему облику животных, длина тела которых варьирует от 4 до 160 см.
В сравнении с яйцекладущими сумчатые более высокоорганизованные животные. У них высокая и постоянная температура тела, они рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком, которое выделяется из сосков.
Однако в сравнении с высшими плацентарными млекопитающими, они имеют ряд примитивных черт организации. Прежде всего, это связано с размножением. Сумчатые имеют короткий период внутриутробного развития. Так, у американского опоссума беременность длится 12 суток, а у гигантского кенгуру – 30 суток. Укажем для сравнения, что у меньшего по размерам, чем опоссум, хорька беременность продолжается 36 суток, а у бобра – 105 – 107 суток. После оплодотворения зародыш развивается в матке, однако, для его питания расходуется содержимое окружающего зародыш желточного мешка. Плацента развивается слабо, и детёныш рождается недоразвитым. При длине тела самки гигантского кенгуру около 2 м, длина тела детеныша едва достигает 3 см.
У большинства видов на брюхе имеется кожистая сумка, в которую помещается новорожденные и в полости которой находятся соски. Изнутри сумку поддерживают сумчатые кости – они лежат в брюшной полости и сочленены с лобковыми костями таза. Наиболее оформлена сумка у кенгуру наподобие кармана, открывающегося вперёд.
У других сумчатых на брюхе образуются складки, окружающие млечное поле, наконец, сумка может открываться назад – к хвосту. У видов, соски которых располагаются на груди или по всему брюху, – у южноамериканских опоссумов и австралийского муравьеда сумка отсутствует. У новорожденного детёныша хорошо развиты передние лапки и рот. Своеобразные приспособления обеспечивают прикрепление детёныша к соску и его пассивное питание. Когда детеныш берет сосок в рот, тот разбухает и заполняет всю ротовую полость. Одновременно гортань детеныша приподнимается вверх и прижимается к хоанам. В итоге дыхательный и пищеварительный тракты оказываются разобщёнными, и детёныш не может захлебнуться молоком, которое самка вбрызгивает ему в рот. Выдавливание молока обуславливается сокращением особых мышц, окружающих железу.
Среди других примитивных признаков сумчатых: парность половых путей самок, изогнутость нижней челюсти и неполная смена зубов.
История распространения сумчатых по земному шару протекала весьма своеобразно.
Сумчатые возникли, вероятно, в начале мелового периода в западной половине северного полушария. Наиболее ранние находки их обнаружены в Северной Америке. Предполагают, что в начале кайнозойской эры, они были распространены на всех материках, включая Европу, Азию, Африку, Антарктиду. Однако, основная адаптивная радиация этого отряда происходила в Южной Америке и Австралии.
Большую часть времени своего существования в южном полушарии (с конца мела до начала плейстоцена) сумчатые развивались без соседства с плацентарными или при малом наличии последних. В наибольшей мере это характерно для Австралии, Тасмании и Новой Гвинеи. В связи с этим сумчатые, не встречая конкуренции со стороны более высокоорганизованных плацентарных, приспосабливались к обитанию в самой разнообразной жизненной обстановке. Наряду с наземными видами возникли формы древесные, полуводные, населяющие почву. Разнообразие проявилось и в характере питания. Возникли виды всеядные, насекомоядные, растительноядные и плотоядные. А все это привело не только к большому разнообразию сумчатых, но и к удивительному конвергентному внешнему сходству многих из них с плацентарными, заселяющими сходные места обитания. Упомянем в этой связи о сумчатой белке, сумчатом кроте, сумчатом волке, сумчатом медведе (коала) и др.
В настоящее время сумчатые распространены преимущественно в Австралии и на прилегающих к ней островах, немногие виды есть в Южной Америке, и только один вид – северный обыкновенный опоссум (Didelphis marsupialis) в Северной Америке.
В современной систематике о сумчатых нет единого мнения. Отряд включает 250 видов. В пределах отряда обычно выделяют 9 – 16 семейтсв без деления на подотряды. Академик В.Е. Соколов (1973) выделял 9 семейств. Рассмотрим некоторых из них:
В семейство опоссумов (Didelphidae) включают наиболее примитивных 75 видов сумчатых. Оно, вероятно, было исходным для всего отряда. Самые ранние остатки опоссумов обнаружены в отложениях начала мелового периода.
Один из видов – виргинский опоссум (Didelphys virginiana) широко распространён в Северной Америке. Остальные виды – обитатели субтропиков и тропиков Центральной и Южной Америки. Виргинские опоссумы – лесные звери, ведущие древесный образ жизни. Характерен цепкий хвост, используемый взрослыми при лазании, а молодыми – для укрепления на теле матери при её перемещениях. Питаются грызунами, птицами и их яйцами, а также насекомыми. Этих зверей часто неудачно называют сумчатыми крысами. Размножаются быстро: некоторые виды рождают 10 и более детёнышей. У многих видов сумка или недоразвита, или открывается назад.
На юге США опоссумов добывают из-за мяса и меха. Они служат лабораторными животными. В последнее время активно внедряются в антропогенные ландшафты – стали обычными на свалках в пригородах больших городов.
Семейство ценолестовых (Caenolestidae) – ещё одна немногочисленная (5 видов) группа южноамериканских сумчатых, внешне похожих на крыс и землероек, с примитивной зубной системой. Звери насекомоядные, населяющие горные леса. Сумки для вынашивания детёнышей нет. Образ жизни ночной. Биология почти не изучена. Остальные семейства – представлены в Австралии, Новой Гвинее и Тасмании.
Семейство хищные сумчатые (Dasyuridae) включает как мелких зверьков (4 – 19 см), так и довольно крупных (100 – 110 см), плотоядных и насекомоядных видов. Сюда принадлежат различные сумчатые крысы, тушканчики, куницы, тасманский дьявол и сумчатый волк.
Сумчатый волк (Thylacinus cynocephalus) был ранее распространён в Австралии. Это довольно крупный хищник, нападавший на кенгуру. Возможно, в настоящее время это зверь сохранился только в плохо изученных районах Тасмании, в Австралии он был истреблён собакой динго. Внесён в Красную книгу МСОП как самый редкий вид, возможно, уже исчезнувший.
Сумчатые муравьеды (сем. Myrmecobiidae) – мелкие зверьки величиной с крысу, с пушистым, как у белки, хвостом. Обитают в Австралии, часто в лесных местностях. Активны днём. Кормятся преимущественно термитами.
Своеобразное семейство сумчатых кротов Австралии (сем. Notoryctidae) даёт наглядный пример конвергенции с плацентарными млекопитающими. Они ведут подземный образ жизни и прокладывают сложные системы ходов, разыскивая, как и настоящие кроты, почвенных беспозвоночных. Тело их покрыто таким же шелковистым мехом, лапы несут большие роющие когти, глаза атрофированы.
Среди сумчатых много древесных зверей, таково семейство кускусов (Phalangeridae) включающее 43 вида, внешне напоминающих мышей, крыс, белок. К отдельному семейству относятся сумчатые медведи коала (Phascolaricidae). Некоторые виды имеют перепонку по бокам тела и совершают планирующие полеты на расстоянии до 70 м.
Внешне коала напоминает небольшого медведя: пушистая шкурка, маленькие глаза, настороженные ушки, приплюснутый нос. Сильными когтями передних лап он удерживается на ветке или стволе дерева. На спине матери часто сидит детёныш. Коалы очень специализированы в питании: основной корм – молодые листья эвкалипта. Размножаются коалы раз в два года, самка приносит одного (редко двух) детёныша, которого до шести месяцев кормит молоком, а до года носит на своём теле. В природе у коала нет врагов, видимо по причине специфического (эвкалиптового) запаха его тела.
Своеобразно семейство вомбатов (Vombatidae). Они живут в норах и экологически несколько напоминают сурков. Распространены в степях, саваннах, лесах юго-востока Австралии и Тасмании.
Обширное семейство кенгуру (Macropodidae) включает около 50 весьма разнообразных по облику и биологии видов. Общими признаками являются резкое различие передних (очень маленьких) и задних (сильно развитых) конечностей и сильный хвост. Одни виды кенгуру держатся на равнинах и экологически замещают степных и пустынных копытных прочих материков. Таковы исполинские кенгуру (род Macropus). Эти могучие животные достигают 263 см (длина тела 160 см и 100 см хвост) и весят более 80 кг. Развивают скорость до 50 км/ч, совершая прыжки до 9 – 13,5 м в длину и более 3 м в высоту. Гигантский серый кенгуру (М. gigantis) – один из официальных символов Австралии: его изображение вместе с эму находится на гербе Австралийской Федерации. Другие виды обитают в горах. Наконец, есть среди них и обитатели лесов, где кенгуру ведут древесный образ жизни. Таковы древесные кенгуру (Dendrolagus). На кенгуру охотятся и разводят в неволе ради мяса и шкуры.