Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
новая папка / Политика бисмарка и социал-демократическое движение в германии содержание.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
13.06.2022
Размер:
2.97 Mб
Скачать

Глава 1. Социально-экономическое развитие германии в эпоху канцлерства бисмарка

1.1. Германия в период канцлерства Бисмарка, 1871–1890 гг.

Объединение Германии, на фоне успехов в объединении Италии, стало приоритетной целью правительства и ориентирующей целью для нового поколения немцев, которое пришло к власти в Пруссии в начале 1860-х гг. Люди новой формации, одухотворённые этой высокой идеей – король Вильгельм I и глава правительства Отто фон Бисмарк (1815 – 1898), несмотря на то, что они были настроены консервативно, для достижения великой цели, они были готовы идти на компромиссы с либералами и демократами, вводить реформы.

18 января 1871 г. великая цель была достигнута – была провозглашена Германская империя, основы молодой империи оформила новая Конституция. Германская империя состояла из двадцати двух германских государств и трех вольных городов, и являлась федерацией. Конституция 1871 г. провозгласила Германскую империю моделью федеративного, централизованного государственного устройства14.

Важную и высоко значимую роль играл в жизни империи – канцлер, в чьи обязанности входило определение направлений развития торговой, таможенной политики, развитие флота, транспортной системы, регулирование и контроль банковского дела, чеканки монет, иностранных платежей, консульской службы15.

Механизмом, гарантирующим решение главных внутренних и внешних политических вопросов силами юнкерства и крупной буржуазии при гегемонии Пруссии, стала Конституция. Она впервые в истории Германии провозглашала равное избирательное право для мужчин, достигших 25 лет16.

В годы становления Германской империи 1871–1890 гг. ключевой личностью в политической системе стал канцлер Отто фон Бисмарк, этот период истории обрел название «эры Бисмарка».

Бисмарк основной своей задачей видел создание сильного национального государства, он видел империю как конгломерат государственных образований с полицентризмом власти, в связи с чем задача создания централизованного государства с единимыми структурами и чувством государственной идентичности стало сложной и трудно решаемой, но не невыполнимой, проблемой17.

Недавняя франко-прусская война сыграла важную роль для формирования государственного чувства власти и осознании необходимости консолидированного государства. Призывы к консолидации обусловливались потребностью противодействовать «общему врагу» – Франции, в которой были сильны настроения реваншизма.

Несмотря на значительные усилия власти, направленные на формирование чувства общности в сознании немцев, использование для этих целей языка, культуры, истории, их оказалось недостаточно, и поиск идей, которые бы позволили сплотить империю продолжался и в 1871 г.

Объединение Германии стало основой и создало благоприятные условия для формирования и развития единого экономического пространства, появилась видимая перспектива выхода на мировые рынки, и как результат, послужило толчком для окончания индустриального переворота.

В кратчайшие сроки общие усилия парламентариев и Бисмарка, консолидация усилий на всех уровнях власти, позволили создать развитую инфраструктуру для дальнейшего развития экономики страны.

В период 1871–1878 гг. произошел расцвет экономики, за что данный период получил название эры экономического либерализма, произошло это благодаря тому, государство использовало методы непрямого регулирования экономики и придерживалось политики свободной торговли.

После объединения Германии бурный рост и экономическое развитие зачастую сменялся периодами упадка, в целом экономическое развитие этого периода отличалось значительной неравномерностью. На смену экономическому расцвету приходил кризис. При этом, в период 1873 –1895 г. новая империя осуществила существенный рывок в течении мадернизации производства.

Годы с 1871 по 1873 г. в истории империи получил наименование «грюндерства». Этот период был отмечен глобальным беспорядочным созданием бесчисленных акционерных обществ, банков, страховых компаний, железных дорог. Их учреждение было облегчено перспективой получения недорогого кредита в банках, активы которых пополнялись вследствие потока платежей из Франции в счет ее 5-миллиардной контрибуции18.

«Учредительская горячка» сопровождалась эмиссией ценных бумаг в небывалых масштабах, биржевыми спекуляциями, игравшими на повышение цены акций, созданием фиктивных фирм, мошенничеством и, в конечном итоге, привела к краху огромного количества предприятий и банков19.

Мировой экономический кризис 1873 года стал концом «грюндерской горячки», он затронул почти все отрасли хозяйства, и при этом носил затяжной характер20. Кризис, как переломный момент, принес не только негативные последствия для экономики новой империи, он имел также положительное диагностическое значение. Кризис позволил выявить слабые места и точки роста экономики Германии: слабую конкурентоспособность германских продуктов на мировых рынках, потребность расчета возможностей развития отраслей, ориентацию на стабильный рост и получение хорошей прибыли, без учета существовавших рисков дестабилизации экономики.

После окончания кризиса в Германии началась глобальная структурная модификация экономики, основанная на исследовании потребностей внешнего рынка, поисках путей рационализации и повышения производительности труда, осознанное и грамотно реализованное практически решение этих проблем и обеспечило впоследствии выход Германии на мировые рынки.

Несмотря на то, что Германия с вступила в стадию окончания индустриального переворота позже других стран, это дало ей ряд существенных преимуществ, а именно, возможность позаимствовать инженерный и технологический опыт прогрессивных промышленных стран. Германия не исключала практики приобретения машин из других государств, патентов, использовала производственный шпионаж21.

Быстрыми темпами шло железнодорожное строительство, что благоприятно сказывалось на развитии промышленности того времени. Создание единой транспортной системы положительно сказывалось и на развитии внутреннего государственного рынка.

Стимулирующее влияние на процесс индустриализации оказывала также стратегия перевооружения армии. Владельцы военных производств получали национальные заказы, инвестиции, содействие в обеспечении сырьем, рабочей силой. В начале 1890-х гг. более половины населения было занято в промышленности, торговле и транспорте22.

Темпы развития аграрного хозяйства не были такими же быстрыми как для индустриального развития. «Прусский путь» формирования капитализма на большой территории страны предполагал, что основная часть земли была во владении юнкеров. То есть наиболее крупные землевладельцы стали предпринимателями и превратились в предпринимательский класс со значительными капиталами и хозяйствами. Малопроизводительные хозяйства, принадлежащие крестьянам, не могли выдержать такой конкуренции, и в огромных количествах становились банкротами. Результатом и закономерным итогом таких изменений становилось увеличение количества батраков и тех, кто уходил в город23.

Железнодорожное строительство, в первые годы объединения Германии, позволило развиваться сельскохозяйственному производству быстрыми темпами, сделав этот период золотым времени для аграрных хозяйств. Положительное влияние оказывал также дешевый судовой фрахт, с помощью которого удалось обнаружить и привлечь британских потребителей.

Германия независимо обеспечивала свои потребности в зерне до 1876 г., но рост городского населения и нескончаемый поток переселенцев сделали необходимым импорт зерна.

Мировой сельскохозяйственный кризис 1875 года резко поменял обстановку на рынке. Развитие транспорта облегчило доставку дешевой сельскохозяйственной продукции из США, Аргентины и Канады в Европу. Сельскохозяйственный кризис в Германии был вызван падением цен на мировом рынке. Именно кризис сделал невозможным сохранение существующей структуры сельскохозяйственного производства, и активизировал структурную перестройку сельскохозяйственного сектора.

Путь эволюционного развития сельскохозяйственного сектора выбрали крупные фермерские хозяйства, они предприняли успешные попытки улучшения пород скота, выведения новых культур, создания оптимальной кормовой базы для животноводства, механизации производственных процессов. Они заняли свою нишу на рынке и зафиксировались там. Юнкерам было сложно конкурировать в сложившихся обстоятельствах, поэтому они требовали от правительства обеспечивать их хозяйства финансово и закрыть рынок для иностранных производителей, с помощью введения высоких пошлин 24, 25.

Протекционистская политика не была поддержана буржуазией развивающихся экспортных отраслей, торговой буржуазией портовых городов, сельскохозяйственной буржуазией, ориентированной на экспорт, а также национал-либералами, не смотря на отсутствие поддержки, правительство приняло протекционистские таможенные законы, что стало концом эпохи экономического либерализма, и явилось одним из факторов распада союза Бисмарка с либералами26.

Политика протекционизма не была эффективна с экономической точки зрения. Такая политика хотя и создала более благоприятные условия для развития германской промышленности, она стала серьезной преградой для развития экспортных сфер хозяйств, от работы которых зависели баланс торгового оборота, бюджет страны, потребительский спрос на внутреннем рынке. При этом политика протекционизма позволила решить необходимую социально-политическую задачу, на внутреннем рынке Германии сохранилось главенство восточно-прусских юнкеров и магнатов промышленности. Также такая политика способствовала росту монополий, формирование которых логично вытекало из концентрации индустрии27.

Эпоха индустриализации обусловила увеличение населения: улучшение здравоохранения, сокращение детской смертности, рост продолжительности жизни, улучшение благосостояния жителей, а также поток переселенцев из Восточной Европы – все это стало факторами, благоприятствующими демографическому росту и развитию.

Рост промышленности также благоприятствовал и активизировал ход урбанизации. Особенно быстро росло население индустриальных районов28.

Активно формировались «новые средние слои» – в процессе модернизации производства и инфраструктуры, национального регулирования и системы образования, здравоохранения, науки и культуры требовалось все большее количество профессионалов. Другим формирующим элементом данного класса стали служащие.

Активно росла доля научно-технической и творческой интеллигенции, пополняя ряды «новых средних слоев». Формирования этого слоя было связано с процессом индустриализации, требующим большого количества инженеров, конструкторов, ученых для обслуживания наукоемких сфер промышленности, расширением сектора услуг, системы образования.

Высшее образование перестало быть привилегией господствующих классов, возможность получить высшее образование стала доступной для средних слоев. В связи с образовательным бумом возникло понятие «образованного бюргерства», «образованных классов»29.

Страдала от развития модернизации мелкая торговая буржуазия, которая не выдерживала конкуренции с крупными магазинами. В торговле, как и в других секторах экономики, господствовал процесс концентрации, выразившийся в создании сети больших универсальных магазинов.

Активное развитие и рост наблюдался в среде промышленного рабочего класса – индустриального пролетариата. Рабочий класс стал постепенно самой многочисленной общественной группой немецкого общества.

Промышленный пролетариат был поделен на отраслевые и квалификационные группы, наиболее почетное место в иерархии занимала «рабочая аристократия» – высококвалифицированные работники современных отраслей, за ней следовали обученные рабочие, и в основании пирамиды находились необученные рабочие30.

Отдельного внимание засуживает процесс формирования многопартийной системы, который продолжал развиваться в Германской империи, начавшись в 1860-е годы. В 1870-е годы одной из самых влиятельных партий была Национал-либеральная партия, она стояла во главе национального движения и оказывала содействие Бисмарку в объединении Германии31,32.

Национал-либеральная партия поддерживала курс канцлера на создание централизованного государства, но одновременно выступала за учет особенностей регионов; добивалась развития парламентаризма, контроля над правительством, но не использовала парламентского большинства для ограничения авторитарного курса Бисмарка, при этом социальной проблематике она не уделяла большого внимания33.

Прогрессивная партия критиковала чрезмерную централизацию, политику «опрусачивания», выступала за подотчетность правительства рейхстагу, позднее – против всевластия монополий, партия не поддерживала рабочий класс и социалистаов34.

Партия свободных консерваторов, позднее Немецкая имперская партия, безоговорочно поддерживала курс Бисмарка на консолидацию империи, отстаивала незыблемость монархической формы правления, юнкерских привилегий, приоритет протестантской церкви, доминирующей роли Пруссии в империи и отличалась ярым антидемократизмом, выступила инициатором повышения таможенных тарифов35.

Немецкая консервативная партия представляла интересы юнкерства, прусского офицерства и чиновничества, евангелического духовенства, зажиточного крестьянства. Опиралась на приверженных ей региональных чиновников, на небольшие группы профессиональных политиков36.

Немецкая партия Центра решительно выступала против контроля Бисмарка над общественной жизнью, за федерализм, партия испытывала неприязнь к идеям социализма, либерализма и к их носителям37.

Зарождение совершенного нового течения в практике социализма – социал-демократии – связывают с организованным рабочим движением, начавшимся до объединения Германии в единое государство. Рабочие боролись за укрепление демократии и демократических преобразований в уже существовавшей системе, не предполагая революционных сдвигов. Упрочнение демократических изменений, с их точки зрения, должно было положить начало новому социалистическому строю.

Формирование в 1869 г. Социал-демократической рабочей партии, подразумевало, что сторонниками марксизма будут предприняты все действия, позволяющие встать на путь свободного демократического государства. В основу концепции было принято утверждение синтеза социального и политического вопросов, при этом решение политического вопроса возможно только при демократическом государственном строе. Кроме того, были предприняты попытки разделения социальных институтов церкви и государства, церкви и школьного образования, также члены Социал-демократической рабочей партии призывали к обеспечению бесплатного образования во всех учебных заведениях, принадлежащих государству.

В 1869 г. была основана Социал-демократическая рабочая партия. В основу создания партии легли основные концепции классовой борьбы, заложенные идеологией марксизма. При этом в противовес лассальянцам члены партии выступали против объединения германских государств под эгидой прусской монархии38.

Действия Всеобщего германского рабочего союза и Социал-демократической рабочей партии создавали решительную оппозицию деятельности и реакционной политике правительства Бисмарка39. Но их немногочисленность, малое количество избирателей и, как следствие, ограниченная сфера влияния, не вступали с возможностями бисмарковской политики «железа и крови» ни в какое сравнение, они не имели реальной возможности повлиять на умы широких масс40.

Бисмарк не мог простить подобный успех оппозиции и пошел на репутационный саботаж. Социал-демократическое движение отныне было представлено врагом империи, оно было признано подрывающим идеи национального государства. Политический курс был развернут против партии Всеобщего германского рабочего союза и Социал-демократической рабочей партии, обе партии были ограничены в возможностях агитации и осуществления общественно важной работы, а их лидеры были подвержены преследованию и арестам.

Репрессивная политика Бисмарка, направленная против социал-демократов, не дала ожидаемого результата, что привело к необходимости проведения социальных реформ. Решение рабочего вопроса, описанного в программе партии, отныне было возложено на правительство. Правительство, путем реформирования, направило свои силы на содействие развития системы социального обеспечения и социальной защиты рабочих, а также на финансирование этой системы. Ключевой целью государства выступало формирование общества «социальной справедливости». При этом пропаганда, с позволения Бисмарка, называла подобную политику «государственным социализмом». Все вышеназванное было направленно на сдерживание идей социализма рабочего движения.

Социальное законодательство Германии представляло собой прогрессивную для своего времени систему, призонную защитить и улучить положение рабочего класса. Основы «социального государства» со временем стали базой для формирования самобытной системы Германской модели социального страхования, охарактеризовав Бисмарка как «белого революционера»41,42.

Значимое место во внутренней политике Бисмарка занимал национальный вопрос. Правительство не имело концепции решения проблем народностей, входивших в состав империи. Тема наций, как правило, возникала в зависимости от других важных внутри- и внешнеполитических проблем43.

Внешняя политика Бисмарка отличалась целеустремленностью и умением виртуозно играть на противоречиях великих держав. В итоге многолетних усилий первый канцлер сумел организовать «германский мир» – сложную систему союзов и группировок, которая, по его замыслу, должна была гарантировать безопасность и гегемонию Германии в Европе, а также равновесие сил на континенте. В его политике еще сохранялись тенденции прорусской направленности: «мир необходим, иначе Германия не выдержит войны на два фронта»44.

В 1888 г. на престол взошел молодой кайзер Вильгельм II. Между ним и канцлером возникли разногласия относительно внешней и внутренней политики, что привело к отставке Бисмарка 17 марта 1890 г.45

Изучив вышеизложенный материал, можно сделать следующие выводы: объединение Германии дало сильнейший толчок ее политическому и экономическому развитию; в эпоху Бисмарка были сделаны значительные шаги на пути формирования единого национального государства, в результате деятельности Бисмарка Германия была включена в сложную систему союзов, гарантировавших ее безопасность и гегемонию в Европе.