Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Politika_i_sotsialnoe_ustroystvo_v_Zolotoy_Orde

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
3.94 Mб
Скачать

Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова

Юлай Шамильоглу

ПЛЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА

ИСОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ВЗОЛОТОЙ ОРДЕ

Монография

Казань – 2019

УДК 930.2 ББК 63.2 Ш 19

Серия «История и культура Золотой Орды

и татарских ханств»

Выпуск 27

Ответственный редактор

кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

Перевод с английского языка:

Ч.И. Хамидова, Роман Хаутала

Рецензенты:

А.В. Аксанов, Т.Р. Галимов

Шамильоглу Ю.

Ш 19 Племенная политика и социальное устройство в Золотой Орде: монография / Перевод с англ. яз. Ч.И. Хамидовой, Р. Хаутала; отв. ред. И.М. Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. – 260 с.

ISBN 978-5-94981-306-5

Монография посвящена изучению общественно-политических принципов организации Золотой Орды. На основе анализа широкого круга источников по истории Золотой Орды и других чингизидских государств делается вывод о том, что в основе политического устройства лежала «система четырех беев», согласно которой, «государство» управлялось ханом во взаимодействии с карачы-беями – лидерами четырех «правящих племен».

На обложке: миниатюра из рукописи поэмы Фирдауси «Шах-намэ», выполненной в Герате для Байсункура-мирзы, внука Эмира Тимура. 1429/30 г. Дворец-музей Голестан, Тегеран.

ISBN 978-5-94981-306-5

УДК 930.2

 

ББК 63.2

© Шамильоглу Ю., 2019 © Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................................................................

4

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................

8

ГЛАВА I. Поздняя Золотая Орда как парадигма

 

 

устройства Монгольской мировой империи ..............................

36

ГЛАВА II. Предшественники карачы-беев

 

 

в Золотой Орде и других государствах

 

 

Монгольской мировой империи (XIII–XIV вв.) ..........................

77

ГЛАВА III. История «системы четырех беев»

 

 

в Золотой Орде .........................................................................................

118

ГЛАВА IV. Переход от Золотой Орды

 

 

к Поздней Золотой Орде .....................................................................

157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................

185

БИБЛИОГРАФИЯ .......................................................................................

197

1.

Обзор источников ......................................................................................

197

2.

Историографический очерк ..................................................................

213

3.

Обзор литературы о «трайбализме» ................................................

223

4.

Библиография процитированных работ .......................................

238

SUMMARY .........................................................................................................

259

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это исследование, прежде всего и главным образом, является интерпретативным сочинением, охватывающим историю многих регионов мира на протяжении веков. Безусловно, эта работа не является и не может претендовать на то, чтобы быть исчерпывающим исследованием этой обширной тематики. Отдельные вопросы, обсуждаемые в этой работе, требуют каждый полноценного исследования, но мы надеемся, что результаты, достигнутые этой работой, будут большими, чем просто оправдание сравнительного подхода, использованного здесь с упором на общую картину, вместо деталей.

Одному человеку сложно принять во внимание все даже только опубликованные источники по истории Монгольской мировой империи, не говоря уже о том, чтобы освоить их языки. По этой причине в этой работе мы ограничимся уже опубликованными источниками и будем в основном полагаться на обширный корпус исследовательской литературы, чтобы быть способными представить убедительную и полную аргументацию за отведенное время. Это особенно справедливо для первой и четвертой глав, которые касаются Поздней Золотой Орды. Эти главы полагаются на исследования предшествующих исследователей, углубленно изучивших славянские источники, лишь с той целью, чтобы позволить работе достигнуть завершения в настоящей форме. Данное исследование на всем своем протяжении фокусируется на исламских источниках, которые представляют для автора первоочередной интерес и сферу специализации. В то же самое время, именно эти источники стали объектами неправильной трактовки и интерпретации предшествующих исследователей.

Хотя архивы многих государств предоставляют обильный материал, введение дополнительных сведений и конкретизация очертаний, обведенных в данной работе, останутся для последующих этапов осуществления этого проекта, а это исследование, как мы надеемся, является лишь его началом. Главной целью данного исследования является представление концепции, определение систе-

4

Предисловие

мы государств и социального устройства в ряде государств, и анализ ее отношения к чингизидской истории в целом.

Автору данного исследования хотелось бы выразить свою благодарность тем многим учителям, которые вели его на этом долгом пути изучения в университете языков и культур Среднего Востока и истории в аспирантуре, приведших к настоящей работе. Несмотря на то, что их имена слишком многочисленны, чтобы упомянуть здесь все, я вспоминаю их преподавание с нежностью и признательностью.

Однако автор хотел бы особо упомянуть профессора Тибора Халаши-Куна, который, по счастливой случайности, выступил в качестве наставника автора с первых дней его учебы в Колумбийском университете. Профессор Халаши-Кун предоставил намного больше, чем просто первоначальное направление и введение в тюркологические исследования: своим вдохновляющим преподаванием он привил любовь и уважение к науке этому и другим бесчисленным студентам до него.

Также хотелось бы упомянуть профессора Ричарда В. Буллиета, под чьим руководством автору посчастливилось работать в департаменте истории. Профессор Буллиет оказался способен позволить автору сохранить полную свободу в исследовании тематик, относящихся к его специализации, но, избегая проторенных путей, он в то же время сопровождал работу автора ценной и проницательной критикой. Его стимулирующие наставления побудили автора к поиску новых путей исследования, чему данная работа, хотелось бы надеяться, послужит одним из примеров. Его неизменная поддержка работы, понимание человеческой природы и его дружба снискали большую признательность у автора.

Автор почерпнул много пользы от общения с членами Университетского семинара по истории и культуре тюрков Колумбийского университета. Автор также почерпнул много пользы от общения с коллегами из Индианского университета: сначала в качестве приглашенного научного сотрудника Внутренне-азиатского и Уральского национального ресурсного центра, возглавляемого профессором Денисом Синором, затем став членом департамента уральских и алтайских исследований, возглавляемого профессором Густавом

5

Юлай Шамильоглу.

Племенная политика и социальное устройство в Золотой Орде

Байерле. Они поддержали работу автора и обеспечили стимулирующие условия для работы автора, оказавшие на нее благотворное влияние.

Многие лица и институты помогали автору в течение его многочисленных периодов учебы за границей, и я выражаю здесь признательность помощи всех их в совокупности. В частности, автору хотелось бы выразить благодарность Центру тюркологии Колумбийского университета, который спонсировал летнее обучение автора, когда он был студентом. Автор также провел в качестве приглашенного научного сотрудника осенний семестр 1982 года на департаменте алтаистики Сегедского университета (Венгрия) благодаря спонсированию Совета по международным исследованиям и обменам. Автор хотел бы поблагодарить как Совет по международным исследованиям и обменам за предоставленную возможность, так и профессора Андраша Рона-Таша и его департамент за их радушное гостеприимство.

Также автор выражает свою признательность всем тем, кто помог улучшить данное исследование. Т. Оллсен оказался так любезен, что предоставил автору для цитирования копию своей готовившейся статьи «Принцы левой руки: введение в историю улуса Орды в 13 и начале 14 вв.». Х.Р. Кемпфе также великодушно позволил автору ознакомиться с предварительной редакцией, готовящейся к печати работы «Монголы. Их история и культура». (Эта работа была опубликована затем, как и статья автора, в Achivum Eurasiae Medii Aevi 4 [1984], где рассматриваются некоторые из источников, анализируемые также в данном исследовании).

Р.В. Буллиет предоставил подробные комментарии к этой работе. Г. Байерле также внес несколько полезных предложений. Р. Даннел и С. Группер, которые видели ранний черновик работы, оградили автора от допущения ряда грубых ошибок. С.И. Беквис и Е. Сперлинг были так любезны, что обсудили с автором многие моменты истории династии Юань. Дж.Р. Рассел предоставил ссылки на армянские источники. С. Мальокко также помог автору при обращении к работам на итальянском и латыни. И, наконец, диссертационный совет, включавший Х. Биленштейна, Р.В. Буллиета, Е. Комбс-Шиллинга,

6

Предисловие

П.Б. Голдена (Ратгерский университет) и Р. Мерфи, высказал много полезных и поощрительных комментариев.

Наконец, автор хотел бы посвятить эту работу своей матери и отцу, Фаиле Аги Шамильоглу и Мухамеду Шамильоглу. Без их усердной работы, любви и поддержки даже первый шаг в этом длительном процессе оказался бы невозможным. Они жертвовали собой, чтобы сделать для детей реальными мечты, в исполнении которых им было отказано. Они – великаны, на чьих плечах стоят их дети, и эта работа по праву принадлежит им.

Юлай Шамильоглу (Блумингтон, Индиана, США)

1986

* * *

Публикация этой работы на русском языке в Казани стала возможной благодаря Центру исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ и его руководителю Ильнуру Миргалееву, который взял на себя организацию перевода данной работы и публикации, за что я хотел бы выразить ему и переводчикам безмерную признательность.

Публикация этой книги включена в исследовательский проект Назарбаевского Университета №090118FD5332.

Юлай Шамильоглу (Казань, Татарстан – Астана, Казахстан)

2019

7

ВВЕДЕНИЕ

1. Выдвижение гипотезы

Данное исследование фокусируется на отдельно взятом и важном чингизидском институте, который оно пытается идентифицировать в ряде чингизидских государств. Этот институт, который будет далее называться «системой четырех беев», известен в госу- дарствах-наследниках Золотой Орды как «четыре карачы- бея». Первой задачей этого исследования является усовершенствовать в дальнейшем определение этой системы в государствах-наследниках Золотой Орды (в период, для которого здесь уместно применить понятие «поздняя Золотая Орда»). Далее в ней будет сделана попытка установить наличие этой системы ранее в Золотой Орде и других государствах Монгольской мировой империи; в этих государствах «система четырех беев» была представлена «четырьмя улусными беями». Последним шагом будет применение концепции этой системы для пересмотра истории Золотой Орды и и ее трансформации в позднюю Золотую Орду.

Государства Поздней Золотой Орды (включая ханства Крыма, Касимова, Казани и другие) управлялись правителями, которых звали «ханами» и которые происходили от Чингизхана. То, что, однако, делало эти государства из ряда вон выходящими – это «система четырех беев», где четыре бея или «лидера» одного из четырех «правящих племен» («экстраординарных» или «высокостатусных племен») делили с правителем власть в управлении «государством» («государство» включало в себя также другие «племена» [«ординарные», «неправящие» или «низкостатусные племена»], а также коренное население, подвластное монгольским государствам после их завоевания). «Лидеры» этих четырех «правящих племен», которых звали «четырьмя карачы-беями», представляли отдельную «землю» в каждом из этих государств и действовали вместе как

8

Введение

«совет государства» в решении многих важных дел государства1. Четыре бея также были ответственны за выбор нового хана или смещение нежеланного хана. Дополнительные аспекты «системы четырех беев» в каждом ханстве рассмотрены в попытке представить обобщение характерных черт этой системы, что составляет содержание первой главы.

В Главе II «система четырех беев», известная из Поздней Золотой Орды, берется за основу для реконструкции этой же системы в более ранней Золотой Орде. Исследователи, первыми изучавшие историю Золотой Орды и других монгольских государств, не знали о существовании этой описываемой здесь системы, поскольку единственное значительное описание четырех карачы-беев, предшествующее четвертому десятилетию 20-го века, появилось в России в 19 веке2. Хотя некоторые исследователи принимали во внимание некоторые из тех же источников о «системе четырех беев» в Золотой Орде, что и данное исследование, они не рассматривали свидетельства из Поздней Золотой Орды в их описаниях организации Золотой Орды в 13–14 веках. Без четкой картины института карачы- беев Поздней Золотой Орды в качестве модели или путеводителя, сами источники по Золотой Орде кажутся запутанными и противоречивыми.

С другой стороны, исследователи государств-преемников Золотой Орды изучали институт карачы-беев как явление, ограничиваясь Золотой Ордой (но только в 14 веке) и поздней Золотой Ордой, или только поздней Золотой Ордой. При сравнении совокупности источников выявляется группа схожих характерных черт, которые

1Это описание заимствует часть терминологии из E.L. Keenan, Jr., “Muscovy and Kazan: Some Introductory Remarks on the Patterns of Steppe Diplomacy”,

Slavic Review 26 (1967), с. 548–558; и “Muscovy and Kazan’ 1445–1552: A Study in Steppe Politics”, неопубликованная диссертация на соискание сте-

пени Ph.D. (Harvard University, 1965), в частности с. 89–97.

2Первый и единственный обзор этой системы был сделан В.В. Вельяминовым-

Зерновым, Исследование о касимовских царях и царевичах, II, Труды Вос-

точнаго отделения Императорскаго Русскаго археологическаго общества 10 (Санкт-Петербург, 1864), c. 411–437. В отношении дальнейшего исследования этого вопроса см. Глава I, а также Историографическое эссе (Часть II Библиографии).

9

Юлай Шамильоглу.

Племенная политика и социальное устройство в Золотой Орде

представляются применимыми к обеим системам: и к четырем улусным беям Золотой Орды, и к более поздним карачы-беям.

Также можно найти документальное подтверждение тому, что такой же институт существовал в хулагуидском Иране, Чагатайском ханстве в Центральной Азии и Юаньской династии в Китае. Наличие этого института в других чингизидских государствах еще раз подтверждает теорию о том, что институт карачы-беев в Поздней Золотой Орде – это прямое историческое продолжение института Золотой Орды. Вслед за этим можно утверждать, что институт улусных беев, который по не подлежащему сомнения документальному подтверждению существовал в первой половине 14-го века, происходит из института, существовавшего или развивавшегося в изначальный период Монгольской мировой империи в первой половине 13-го века.

Глава III применяет то, что теперь известно о системе четырех улусных беях, для нового пересмотра истории Золотой Орды в 13–14 веках. Целью этого пересмотра будет поиск ранних указаний на существование системы четырех улусных беев и попытка найти место различным значимым фигурам в истории Золотой Орды внутри подобного контекста. Это, в свою очередь, выявит некую нить непрерывности в истории Золотой Орды, менее определенную в 13-м веке, но более хорошо задокументированную в 14-м веке. Результатом будет новое объяснение таких событий, как «гражданская война» в конце 13-го века, и более ясная картина событий в конце 14-го века.

Глава IV рассматривает вопрос о распаде Золотой Орды, государства с одним или двумя разделениями, на группу меньших государств. Здесь тоже будут определены роли различных значимых фигур в рамках, установленных для ранней и Поздней Золотой Орды. Эта глава будет также служить как связующее звено, не только показывающее как институт улусных беев, по сути, привел к возникновению новых ханств, но также убедительно представляющее то, что система четырех беев в Поздней Золотой Орде – это прямое продолжение системы четырех беев ранней Золотой Орды.

Библиография представит обозрение источников, историографии и литературы о племенном строе в виде отдельных очерков.

10