Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л_Кушпель_Метод.расслед.вовлеч.несоверш.в преступ.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
223.74 Кб
Скачать

1. Криминалистическая характеристика

вовлечения несовершеннолетнего

в совершение преступлениЙ

и антиобщественных действий

Видовым (или групповым) объектом преступлений против семьи и несовершеннолетних являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, интеллектуальное и нравственное формирование личности несовершеннолетнего, а также нормальное существование совершеннолетних, но нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей1.

Непосредственный объект преступного посягательства каждого из преступлений, предусмотренных 20-й главой УК России, практически совпадает с видовым объектом. Что касается ст. 157 УК — злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, то данное преступление посягает на указанные общественные отношения с позиции их материального обеспечения либо в отношении совершеннолетних, но нетрудоспособных детей.

Помимо провозглашения в Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, закрепления в Конституции Российской Федерации, данные общественные отношения урегулированы нормами семейного законодательства России.

Таким образом, объектом преступления против семьи и несовершеннолетних выступают конкретные общественные отношения, обеспечивающие нормальное нравственное, умственное и физическое развитие подростков, установленные, гарантированные и охраняемые российским законодательством.

Знание следователем и лицом, производящим дознание, непосредственного объекта преступлений против семьи и несовершеннолетних позволит оперативно сориентироваться в определении конкретных норм закона, которые были нарушены, что, в свою очередь, позволит выделить круг специфических обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по данной категории дел, запланировать проведение необходимых следственных действий и мероприятий.

Личность преступника

Личность преступника — личность субъекта преступления, которая является ключевой фигурой уголовного права, уголовного процесса, криминологии.

Что же касается криминалистики, то своим рождением как науки криминалистика обязана решению вопросов о том, как, кто совершил преступление и не совершил ли его именно данный субъект1.

Личности преступника как элементу криминологической и криминалистической характеристики преступления в своих работах уделили особое внимание Ю. М. Антонян, Ф. В. Глазырин, Н. Г. Ведерников, В. А. Жбанов, К. Е. Игошев, А. И. Кулагин, А. С. Кривошеев, А. И. Лейкина, А. Б. Сахаров, С. Л. Сибиряков и др., не достигнув при этом согласия в вопросе структуры содержания2.

Поэтому, говоря о структуре личности преступника как элементе криминалистической характеристики преступления, на наш взгляд, необходимо придерживаться следующего варианта: социально-демогра-фические свойства (пол, возраст, образование, профессия или род занятий, семейное положение, место жительства, социальное происхождение); социальные роли, статусы (в общественно-политической сфере, в сфере гражданских отношений, в производственной, семейно-бытовой); психологические свойства и особенности (уровень умственного развития, способности, навыки и умения, эмоциональные особенности, волевые качества); нравственные свойства и особенности (интересы и потребности, ценностные ориентации и жизненные ожидания, отношение к различным социальным и моральным ценностям, наклонности и привычки); уголовно-правовые признаки (направленность преступного посягательства, мотивация преступного поведения, единоличный или групповой характер преступного поведения, сведения о судимости)1.

Личность преступника в рамках состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совер-шение преступления), уголовно-правовым законодательством персонифицирована по возрастному показателю. Это лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста2. Других социальных требований закон не предъявляет. Результаты исследования показали, что в подавляющем большинстве случаев в преступную деятельность несовершеннолетних вовлекают мужчины — 87,5%. Доля женщин соответственно составляет 12,5%.

Возраст взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, в 62,5% случаев от 18 до 22 лет; от 22 до 26 лет — 18,7%; от 26 до 30 лет — 6,3%; от 30 до 40 лет — 12,5%. Самый «популярный» возраст вовлекателя — от 18 до 25 лет — 73%.

Социально-демографическая группа от 18 до 25 лет (молодые взрослые) обладает высокой криминальной активностью по вовлечению несовершеннолетних в совершение преступления в силу сходства с несовершеннолетними по ряду признаков: единство образа жизни, правил поведения, ценностных установок, сходство негативных отклонений в интеллектуальном и культурном развитии, антиобщественной направленности (в ряде случаев разница в возрасте между вовлекателем и несовершеннолетним, вовлеченным в совершение преступление, составляла несколько месяцев, например, 17 лет 11 месяцев — возраст вовлеченного несовершеннолетнего и 18 лет и 2 месяца — возраст вовлекателя), ориентация на лидерство в среде несовершеннолетних, подчинение себе несовершеннолетних в целях самоутверждения, наличие преступного опыта, в том числе в несовершеннолетнем возрасте.

Специфическим свойством личности вовлекателя является степень знакомства, квалифицирующим признаком — степень родства. В 68,7% случаев вовлекателями являлись друзья по месту жительства, подруги, знакомые друзей; 25% вовлекателей являлись отцами, отчимами, родными и двоюродными братьями; в 6,3% случаев несовершеннолетние были вовлечены в совершение преступления матерями. Отметим, что вовлечение в большинстве случаев совершено по месту жительства.

43,7% лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, не работали, не учились. Женщины-вовлекатели, как правило, более трудоустроены. Среди работающих значительное число составляли грузчики, сторожа, продавцы коммерческого киоска, разнорабочие, слесари. Отметим, что именно среди неработающих вовлекателей были женатые мужчины, на иждивении которых находились жена и маленькие дети (от 1 до 3 человек). В процентном выражении семейное положение вовлекателей выглядит так: 75% из них — холостые (незамужние); 18,7%  женаты (замужние); 6,3%  разведены.

Образовательный уровень взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, невысок: 7 классов — 6,2%; 8-9 классов — 43,7%; среднее общее — 31,3%; среднее техническое — 6,3%; среднее специальное — 12,5%. Образовательный уровень вовлекаемых не превышает 8 классов.

Большинство из них не обладают элементарной грамотностью. Стандартные фразы: «Протокол мною прочитан. С моих слов записано верно» в ряде случаев содержали около десяти орфографических ошибок.

Способности, навыки и умения в большинстве случаев проявлялись в умении завести транспортное средство без ключа зажигания; проникнуть в салон автомобиля, вскрыв дверцу; взломать замок входной двери квартиры. В эмоционально-волевом плане лица, вовлекающие в совершение преступления несовершеннолетних, в большинстве своем могут быть охарактеризованы как психически уравновешенные (об этом свидетельствуют избранные ими способы вовлечения: предложения, уговоры, обещания); волевой фактор, конечно, присутствует, но необходимо учитывать, что направлена эта воля на лиц с меньшим жизненным опытом, т. е. на несовершеннолетних, легко подвергающихся антиобщественному воздействию.

Имели место и факты наличия у вовлекателей таких диагнозов, как: шизофрения на почве наркомании; раздвоение личности; олигофрения в степени легкой дебильности с эмоционально-волевой неустойчивостью.

Женщины-вовлекатели в большинстве случаев характеризуются ведением аморального образа жизни, пьянством.

В 87% уголовных дел несовершеннолетние были вовлечены в совершение преступлений, предусмотренных ст. 158, 161 УК РФ. Это свидетельствует о том, что интересы, потребности, ценностные ориентации, как правило, вращаются вокруг стремлений завладеть чужим имуществом, обогатиться, решить свои сиюминутные материальные проблемы противоправным, уголовно наказуемым способом. Субъекты из среды молодых взрослых не имеет каких-то конкретных жизненных перспектив, целей; отношение к честным, трудовым заработкам у большинства из них негативное.

Наклонности и привычки в основном представлены злоупотреблением спиртными напитками, наркотиками. Примерно 1/3 взрослых вовлекателей имеют официальный диагноз: хронический алкоголизм I-II степени; смешанная наркомания. 62,5% вовлекателей ранее судимы, из них 72% были осуждены за совершение краж и грабежей (ст. 158, 161 УК РФ). 21% из числа ранее судимых имели по 2 судимости, 10% вовлекателей были осуждены по 3 раза. Имели место факты, когда в период предварительного следствия подследственный совершал еще два преступления или когда изучаемое преступление было совершено лицом через месяц после вынесения в отношении него обвинительного приговора за ранее совершенное преступление с наказанием, не связанным с лишением свободы.

Владея знаниями о типичных признаках личности вовлекателя, следователь сможет более предметно сориентировать мероприятия по установлению взрослого участника преступления, совершенного им совместно с несовершеннолетним в тех случаях, когда вовлекатель не был задержан с поличным непосредственно после совершения преступления, а несовершеннолетний не называет соучастника. Такие дела составляют шестую часть изученных дел. Вовлекатели объявлялись в розыск, дела производством приостанавливались.

Личность вовлекателя несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством, т. е. субъекта преступления, предусмотренного ст. 151 УК РФ, уголовно-правовым законодательством персонифицирована только в возрастном плане. Субъектом данного преступления может быть вменяемое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста.

Если рассматривать социально-демографические свойства, то вовлекатели несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий в большинстве своем принадлежат возрастной группе от 18 до 25 лет (мужчины) и от 25 до 35 лет (женщины).

По признакам пола имеются нюансы в зависимости от тех антиобщественных действий, в совершение которых несовершеннолетний вовлекается. Так, вовлекатели в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ, как правило, мужчины — 86,5%, в занятие проституцией или попрошайничеством  женщины — 68,5%.

Образование большинства вовлекателей несовершеннолетних в антиобщественные действия — неполное среднее.

Большинство вовлекателей в антиобщественные действия не были трудоспособны, в основном это женщины, для которых вовлечение несовершеннолетних в проституцию и попрошайничество являлось источником средств существования.

Мужчины совершают данное преступление в основном по месту жительства, работы.

Женщины вовлекают в совершение антиобщественных действий как друзей, знакомых по дому, совместному проведению досуга — 54%, так и случайных лиц — 20%, родственников (сын, дочь — 15,5%, брат, сестра — 9,2%).

В целом вовлекатели в антиобщественные действия характеризуются как лица, ведущие аморальный образ жизни. Среди вовлекателей в совершение антиобщественных действий ранее судимых значительно меньше, чем среди вовлекателей в совершение преступлений.