Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ivanov_N_A_Osmanskoe_zavoevanie_arabskikh_stran_1516-1574

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
10.79 Mб
Скачать

Росси й ская академ ия наук

Институт востоковедения

Н. А. ИВАНОВ

ОСМАНСКОЕ

ЗАВОЕВАНИЕ

АРАБСКИХ

СТРАН

1516— 1574

2-е издание, дополненное

М о ск в а

Издательская фирма «Восточная литература» РАН

2001

УДК 94(100-87)

ШЖ 6 3 .3 (0 )4

И20

Ответственный редактор

Л .Н .К О Т Л О В

Иванов Н.А.

И 20

Османское

завоевание

арабских стран. 1516—1574.

 

И зд. 2-е, дополненное. —

М .: Издательская фирма «В о с ­

 

точная литература» Р А Н ,

2001. — 287 с.

 

ISB N 5-02-018226-5

 

 

Второе издание

книги Н .А .И ванова «Османское завоевание араб­

 

ских стран. 1516—1574» (М ., 1984) предпринято по ряду причин: оно

 

посвящено 70-летию со дня рождения выдающегося ученого-востоко-

 

веда как дань уважения его памяти и является наиболее масштабным

 

произведением ученого, не имеющим себе равных в российской и зару­

 

бежной османистике по широте охвата фактического материала, глуби­

 

не и смелости научного анализа; написанная прекрасным литературным

 

языком и легко читаемая книга уже давно стала раритетом, недоступ­

 

ным для широкого читателя.

 

 

В монографии освещается политическая история арабских стран в

 

эпоху Возрождения, внешние и внутренние предпосылки османского за ­

 

воевания, распространение туркофильства в арабском мире, а также роль

 

османского государства в борьбе

арабских народов против иностранно­

 

го порабощения. Н а основе обширного фактического материала расска­

 

зывается о падении империи мамлюков и постальмохадских государств

 

Северной Африки, их поэтапном включении в состав Османской империи.

 

Причину подобного развития событий автор видит в пресловутом

 

мифе о крестьянской «правде», который проложил дорогу османскому

 

оружию, а затем завоеванию арабских народов в политическом и соци­

 

ально-культурном отношении.

 

 

 

 

ББК 63.3(0)4

 

 

©

Институт востоковедения Р А Н , 2001

 

 

©

И здательская фирма

 

 

 

«Восточная литература» Р А Н ,

ISB N

5-02-018226-5

 

оформление, карта, 2001

О Б А В Т О Р Е

Николай Алексеевич Иванов (1928—1994) — выдающийся русский востоковед, доктор исторических наук, профессор. Свыше 40 лет он являлся сотрудником Института востоковедения РАН. Николай Алек­ сеевич оставил обширное научное наследие — более 100 работ . Он был не только лучшим из современных русских историков-арабистов, но также крупнейшим специалистом по арабскому Магрибу и арабо­ османскому обществу. Безупречная работа с источниками счастливо сочеталась в его трудах с прекрасным русским языком, который можно назвать исторической прозой.

Благодаря Н.А.Иванову в России возникло «тунисоведение» как специальная ветвь арабистики. Его монография «Кризис французского протектората в Тунисе» (1971 г.) — самый солидный в мировой лите­ ратуре труд о Тунисе, являющийся образцом исторического исследования.

Опираясь на собственные изыскания в Тунисе, Франции и Германии, Н.А.Иванов разработал концепцию арабо-османского феодализма, пред­ ложил новое понимание специфики арабо-османской общины X V I— XVII вв.

«Арабо-османский» период в творчестве Н.А.Иванова завершился созданием великолепной работы «Османское завоеваний арабских стран. 1516—1574» (1984 г.). Это монументальное исследование посвящено важнейшему периоду истории Турции, когда создавалась могуществен­ ная Османская империя.

Дальнейшие научные изыскания Н.А.Иванова были связаны с про­ блемами восточного деспотизма и традиционализма, модернизации араб­ ских стран и изменения их социальной структуры, генезиса капитализма в арабском мире. Стремясь ответить на многие нерешенные вопросы отношений между Востоком и Западом, ученый работал над обновлением концепции нашей исторической науки.

* Полный список трудов Н .А .И ванова опубликован в книге «М осковское

востоковедение. Очерки, исследования, разработки. Памяти Н .А .И ван ова» (М .,

1997).

П Р Е Д И С Л О В И Е

Включение арабских стран в состав Османской империи не бы­ ло завоеванием в классическом смысле этого слова. Скорее это была смена власти, связанная со стремлением к социальному об­ новлению. В конце X V — начале X V I в. великие державы му­ сульманского средневековья находились в состоянии глубокого внутреннего разложения. Лишь тень прежнего величия сохраняли магрибинские преемники Альмохадов: Хафсиды, правившие в Тунисе, Беджайе (Бужи), Константине и Триполи, Насриды, кое-как державшиеся в Гренаде до 1492 г., и Абдальвадиды (Зайаниды), столица которых Тлемсен была лишь номинальным центром Среднего Магриба. Берберская держава Меринидов в Марокко окончательно распалась в 1465 г. Разоренные земли Ирака входили в состав грозного, но внутренне непрочного ирано­ тюркского государства Ак-Коюнлу. Только обширная империя мамлюкских султанов — Египет, Сирия, Палестина, Киликия, Барка (Киренаика), Нубия, Хабеш (прибрежная часть современ­ ного Судана, Эритрея и часть Сомали), а также вассально зави­ симые территории по Верхнему Евфрату, в Хиджазе, Йемене и других районах Южной Аравии — сохраняла видимость внешнего могущества. Мамлюкские султаны претендовали на ведущую роль в мусульманском мире и рассматривали свою столицу Каир как метрополию всего ислама, как центр истинного благочестия и нау­ ки, где соблюдаются заветы пророка Мухаммеда и великих му­ сульманских имамов. Они совершенно не замечали, что религиоз­ ный, политический и социальный иммобилизм поразил мамлюкское общество в не меньшей степени, чем другие арабо-мусульманские страны.

Между тем необратимые последствия хронического застоя во всех сферах материального производства, безжалостное расхище­ ние природных ресурсов и массовые вторжения кочевников приве­

ли к беспрецедентному упадку арабского мира, экологическому кризису, хозяйственному и демографическому регрессу и в конеч­ ном счете к падению производительных сил. Ничего, кроме руин, не осталось от сложных ирригационных систем Ирака, Сирии, Йемена, Египта и Ифрикийи. Они были полностью разрушены, их секреты утрачены. Погибли цветущие города, селения и целые земледельческие области. В X I —X V вв. население арабских стран сократилось по крайней мере на три четверти. Материальные ли­ шения, обрекавшие людей на животную борьбу за существование, постоянно нарушали социальное равновесие восточнофеодального общества. Они же порождали неутолимую жажду «правды», из­ вечную мечту о всеобщей социальной гармонии, которая лежала в основе всех религиозно-политических движений в арабском мире.

В сознании масс эта мечта воплощалась в учении Мухаммеда, в небесно руководимом халифате, устроенном по истинному завету Божьему. Однако правящие круги арабских стран, по мнению народа, давно уже отступили от «пакта Аллаха». И действитель­ но, они полностью утратили доверие масс и были совершенно не­ способны вести их за собой. Новаторство, смелые решения давно уже уступили место интеллектуальному застою и косности. П ри­ званные служить фундаментальным принципам ислама, правящие круги арабских стран были абсолютно равнодушны к официально исповедуемым ценностям. В глубине души они больше всего боя­ лись обвинений в отступничестве и слепой преданностью традиции прикрывали отсутствие у себя каких-либо высоких идеалов. Инер­ ция, а также глубоко укоренившаяся боязнь нового еще более сковывали инициативу правителей и обрекали наследников Салах ад-Дина и альмохадского Махди на мелочную и беспринципную борьбу за власть.

ЭК С П А Н С И Я

ЗА П А Д Н О Е В Р О П Е Й С К И Х Д Е Р Ж А В

Глубокий внутренний надлом ослабил мусульманское общество перед лицом внешнего врага. Религиозный антагонизм, прикры­

вавший

различные пути развития

Востока и Запада, в середине

X V в.

вновь резко обострился.

Основным противником ислама

по-прежнему выступало западное христианство. В эпоху Возрож ­ дения началась новая фаза в конфронтации двух противоборст­ вующих систем средневековья. Католический мир, потрясенный падением Константинополя (1453 г.), переживал страх и нена­ висть, видя в исламе отрицание социальных и духовных ценностей Европы. Римская курия в ответ на клятву османского султана Мехмеда II, что он будет кормить овсом своего коня на престоле Св. Петра [21, с. 205], неустанно призывала к новому крестовому

походу. И эти

призывы находили достаточно

широкий отклик

в католических

странах Европы, особенно среди

дворянства (см.

[Ш]).

В X V —X V I вв. основным очагом западноевропейской цивили­ зации, расцветшей между Эльбой и Тахо, были Италия и Испа­ ния, а также прилегавшие к ним земли Южной Германии, Прованс и Португалия. Именно они в эпоху Возрождения и Контрреформации олицетворяли тот «Запад», который вызывал осо­ бую ненависть мусульман и примыкавших к ним религиознополитических движений. Соответственно на них легла основная тяжесть глобальной военной конфронтации. Одной из первых на призыв папы откликнулась Португалия. Опираясь на Сеуту, за ­ хваченную еще в 1415 г., Аффонсу V Африканский предпринял крестовый поход против «мавров» Марокко. В 1458 г. ему уда­ лось захватить Эль-Ксар эс-Сегир. Несмотря на тяжелое пораже­ ние под Танжером 12 января 1464 г., Аффонсу V не отказался от своих планов. В 1468 г. португальский флот сжег и разрушил

Анфу (Касабланку) — самый цветущий город на Атлантическом побережье Марокко. В 1471 г. 30-тысячная армия крестоносцев захватила Арсилу и Танжер, присоединив к Португалии марок­ канскую провинцию Эль-Гарб («Заморская Алгарви»). Жуан И, затем Мануэл продолжали политику «священной войны». В 1505— 1519 гг. португальцы взяли Санта Крус де Агер (Агадир), Сафи, Аземмур, Мазаган и Агуз, совершили нападение на Марракеш (1515 г.) — столицу Южного Марокко. В результате этих завое­ ваний они подчинили все западное побережье Марокко и устано­ вили протекторат над Дуккалой, Хаусой и другими равнинными районами приатлантической части страны, где правили вассальные каиды из числа «мирных мавров».

Н а Средиземном море борьбу против ислама возглавила Испа­ ния. Мир, заключенный при капитуляции Гренады (1492 г.), ока­ зался всего лишь кратковременным перемирием. Восстание испан­ ских мусульман 1501 г., которое было поддержано из-за моря, привело к возобновлению «священной войны». Кардинал Хименес де Сиснерос — это «серое преосвященство» католических королей Фердинанда и Изабеллы, решил выйти за пределы Иберийского полуострова и нанести удар по морским базам мусульман в С е ­ верной Африке. Затеянный им крестовый поход начался 3 сентяб­ ря 1505 г., когда испанская армада двинулась к берегам Алжира. 23 октября 1505 г. крестоносцы взяли Мерс-эль-Кебир. В 1506 г. под власть Испании перешла Мелилья, в 1508 г. — островная крепость Пеньон де Велес, закрывавшая вход в гавань г. Бадиса (Велеса), считавшегося морскими воротами Ф еса — столицы Северного Марокко. В 1509—1510 гг. испанский флот под коман­ дованием графа Педро де Наварро захватил Оран, Беджайю и Пеньон д'Архель — небольшой островок, запиравший выход из порта г. Алжир, который 15 января 1510 г. был вынужден при­ знать сюзеренитет испанской короны. 25 июля 1510 г. после ожесточенного штурма крестоносцы взяли Триполи. При защите города, по данным Ибн Ийаса, погибло 40 тыс. муджахидов. Разгром испанцев на о-ве Джербе в 1510 г. временно отдалил завоевание Туниса, но не изменил положение в целом. В 1511 Г. испанцам подчинились алжирские города Тенес, Деллис, Ш ершель и Мостаганем. Наконец, в 1518 г., вмешавшись в борьбу претендентов, они навязали свой протекторат абдальвадидскому султану Тлемсена. Карл V , провозглашенный королем Испании,

затем императором Священной Римской империи, принял также титул «короля Алжира».

В восточной части Средиземного моря форпостом католициз­ ма был о-в Родос — цитадель духовно-рыцарского ордена госпи­ тальеров, или иоаннитов (орден Св. Иоанна Иерусалимского, ос­ нованный в 1113 г.). Ф лот ордена беспрестанно крейсировал в водах Леванта, захватывал и грабил мусульманские торговые суда, высаживал десанты на берегах Сирии и Египта. Н а рубеже X V — X V I вв. родосские рыцари значительно активизировали свои дей­ ствия. В 1509 г. они совершили нападение на крупную примор­ скую крепость Эт-Тин (на Суэцком перешейке), а 21 августа 1510 г. у крепости Айас (в заливе Искендерун) разгромили мамлюкский флот, захватив 18 египетских кораблей.

Находясь под покровительством папы, иоанниты давали убе­ жище христианским пиратам всех мастей и буквально терроризи­ ровали мусульман. Даже Венеция, имевшая на Востоке серьезные торгово-экономические интересы, была вынуждена поддерживать единый фронт католических держав и отказаться от военнрго со­ трудничества с Египтом. В 1512 г. в инструкциях своему послу в Каире венецианский Совет десяти отмечал, что, «предоставляя султану материальную помощь, республика не добьется ничего, кроме утраты уважения в глазах христианства и самоизоляции» [83, с. 624].

Новая и совершенно неожиданная опасность для ислама воз­ никла в 1498 г., когда, обогнув мыс Доброй Надежды, кресто­ носцы появились в южных морях. 20 мая 1498 г. корабли Васко да Гамы бросили якорь в Каликуте (Индия), обстреляв египет­ ские суда, стоявшие на рейде. Португалия нанесла удар в самое сердце арабской торговли с Индией. Отсюда торговые артерии шли: одна — в Аден, Джидду, Суэц, Каир; другая — в Ормуз и далее через Басру в Халеб или Трапезунд. В не менее серьезном положении оказались также арабские города-фактории на восточ­ ном побережье Африки.

Португальцы появлялись внезапно, действовали беспощадно. Пытки, которым да Гама подвергал безоружных рыбаков, были лишь первым предвестием массового крестового террора. В 1500 Г. Кабрал, еще один адмирал португальского короля, без всякого повода уничтожил в Каликуте 10 египетских судов. В 1502 г., захватив Килву (к югу от Занзибара), португальцы начали жесто­