Тема 7. Обычай в правовых системах мира
Обычай в англосаксонской, романо-германской правовых системах
Обычай является исторически первой формой права. обычай как форма права сложился благодаря его постоянному приспособлению к потребностям общества, что и обусловило его характерные признаки, среди которых, в частности, авторитет обычая, обеспечивающий его соблюдение субъектами права.
Одним из первых английских юристов, задавшихся вопросом о юридической природе обычая как формы права, стал Уильям Блэкстон, автор фундаментального труда «Комментарии к законам Англии».
Понимая важность обычая как правового регулятора общественных отношений, Блэкстон утверждал, что общее право Англии (common law) – это «общие и незапамятные обычаи, объявляемые таковыми от времени до времени решениями судов». (Данная точка зрения стала общепринятой в англосаксонской юридической доктрине, в частности, еѐ разделяет знаменитый британский исследователь Роберт Кросс, пишущий, что неотъемлемыми элементами общего права являются обычаи и обыкновения, которые дополняются общими принципами гражданской справедливости и публичной целесообразности, а также парламентскими актами. Англичане применяют эти обычаи и обыкновения с незапамятных времен.
обычай как форма англосаксонского права обладает следующими особенностями:
соблюдение обычаев вследствие личной убеждѐнности людей в необходимости их соблюдения, а не вследствие угрозы наказания;
легкость выявления обычаев (достаточно убедиться, используются ли они в публичность применения обычаев (поскольку деятельность органов и должностных лиц государственной власти осуществляется публично);
невозможность искажения сущности норм обычая как формы права;
отсутствие «навязывания» обычая как формы права народу со стороны властных структур и др.
Большинство учѐных говорит всего о трѐх характерных признаках обычая как формы права в англосаксонской правовой семье. В числе данных признаков:
1) ограниченность определѐнной сферой деятельности (мореплавание) либо территорией (герцогства);
2) признание большинством профессионального сообщества данной сферы деятельности либо большинством населения территории, на которой он действует как форма права;
3) применение в сфере публичного права
В системе форм англосаксонского права обычаи права занимают место после основополагающих (общих) принципов англосаксонского права, статутов, нормативных правовых договоров и судебных прецедентов права.
На формирование обычая в романо-германской правовой системе влияли следующие факторы:
1) римское право (в том числе римские обычаи);
2) обычное право варварских племѐн;
3) городское (магдебургское) право (в том числе разнообразные обычаи
средневековых городов);
4) каноническое право (включая канонические обычаи).
Г.Ф. Пухта в своѐм фундаментальном труде «Обычное право» пишет, что обычай является самостоятельной формой права и обязателен независимо от того, признаѐтся или не признаѐтся он законодателем. Вообще представители немецкой исторической школы права утверждают, что обычай как форма права возникает стихийно, в самой в гуще народной жизни и обусловлен воззрениями народа.
Особенности обычаев Романо-германской семье:
в основе обычаев права находится признание их таковыми общественным правосознанием.
обычай права признаѐтся обязательным в определѐнной социальной группе большинством.
обычаи применяются в сфере частного права.
На данный момент существуют 2 основных подхода понимания обычая как формы романо-германского права, причѐм эти подходы прямо противоположны друг другу.
Сторонники первого из них – социологического («социологической концепции») – склонны всемерно преувеличивать значение обычая в системе форм романо-германской правовой семьи. По их мнению, «именно обычай является основой права, определяет способы его применения и развития законодателем, судьями, доктриной». Критикуя социологическую концепцию, Р. Давид и К. Жоффре-Спинози отмечают, что «обычай не является тем основным и первичным элементом права, как того хочет социологическая школа
Сторонники позитивистского (2) подхода противопоставляют обычай закону и указывают на его минимальную роль в правовом регулировании общественных отношений. Однако для данного подхода «характерно отсутствие реализма», ибо на самом деле роль обычая в государствах романо-германской правовой семьи далеко «не так незначительна, как полагает юридический позитивитизм.