Память
..pdf
В дальнейших исследованиях, посвященных изучению этого эффекта дезинформации (люди «вспоминают» то, чего на
самом деле не было), Лофтус обнаружила, что после «наводящих» вопросов (вопросов, «наводящих» на ложную информацию) свидетели могут поверить в то, что красный свет был на самом деле не красным, а зеленым, или в то, что у грабителя были усы, хотя на самом деле он безусый. Допрашивая свидетелей, полицейские и адвокаты, как правило, задают вопросы,
.
отражающие их собственное видение случившегося. Именно поэтому легкость, с которой свидетели включают ложную информацию в свои воспоминания, вызывает тревогу; вероятность такого «включения» особенно велика, когда свидетели убеждены в хорошей информированности тех, кто задает вопросы, а «наводящие» вопросы повторяются.
Тревожит и то, что ложные воспоминания выглядят и воспринимаются так же, как и правдивые. И могут быть такими же убедительными, как они, — совершенно искренними и все же абсолютно ошибочными
Эффект дезинформации
Сказанное справедливо и в отношении маленьких детей, которые особенно восприимчивы к дезинформации, и в отношении взрослых. Стивен Сеси и Мэгги Брук продемонстрировали внушаемость детей, когда один раз в неделю в течение 10 недель говорили детям следующее: «Подумай хорошенько и скажи, происходило ли с тобой когда-нибудь такое. Ты когда-нибудь обращался к врачу, потому что не мог вытащить палец из мышеловки?» Поразительно, но когда другой взрослый, беседовавший с детьми, спустя какое-то время задавал им тот же вопрос,
58% дошкольников в ответ рассказали вымышленную, но содержащую массу деталей историю именно о таком событии. Один мальчик поведал о том, как брат в подвале толкнул его на поленницу дров и как при этом его палец попал в мышеловку. «А потом мы все вместе — мама, папа, Колин и я — поехали в больницу на нашем фургоне, потому что больница далеко. И доктор забинтовал мне палец. Вот этот».
Авторам таких живых рассказов порой удается вводить в заблуждение даже профессиональных психологов. Они не могут надежно отличить настоящие воспоминания от ложных. Как и дети. Если некоторым из них сказать, что ничего подобного и в помине не было, они начнут протестовать: «Нет, было! Я же помню!» Для Мэгги Брук и Сеси это означает возможность ложных обвинений, в частности, в сомнительных случаях сексуального насилия над детьми, когда детская память может быть «засорена» повторяющимися «наводящими» вопросами, а неопровержимых доказательств нет.
СИНДРОМ БИОГРАФИЧЕСКОЙ АМНЕЗИИ (54 человека) Преимущественно мужчины трудоспособного возраста Пациенты находятся вне дома
Приходят в себя на опушке леса, на остановке общественного транспорта Внешний вид: одеты в верхнюю одежду, у всех пропали деньги, документы Где Я? Что Я здесь делаю?
Через 2-3 дня обнаруживают ранее приобретенные сложные навыки (работа на компьютере, вождение автомобиля и т.д.)
Нарушение безусловных рефлексов: половой, пищевой, самосохранения Проблемы узнавания себя в зеркале не существует Мораль не зависит от того, что человек знает и помнит о себе
Холистическое и аналитическое мышление (свойство человека в определенной культуре, определенной стране, определенной профессии): для незападных культур очень важны сказали смотреть стакан, он отношения между объектами и между людьми стакан с деталями разные задачи запоминания что это – объем памяти? Объем легко посчитать, когда набор символов. Иероглиф считывается как картинка. Другой тип переработки информации. Кросс-культурная тема. Западная культура: это мой личный выбор, мое решение, моя ответственность, это мой выбор на жизнь.
Общество важнее индивида, семья. В России не западная культура, ближе к восточной. География, экология, что делают, гены. Культура отбирает геном.
В истории человечества, так и каждого человека, обращение к прошлому возникает из отношения к будущему, но никогда из воспроизведения прошлого как такового!
Поэтому у многих народов знание о прошлом, как и само их прошлое, каким они себе его представляют являются надуманными, т.е. именно такого прошлого у них не было, но сочинили они все это для того, чтобы из такого героического прошлого брать нужные уроки на будущее.
