Добавил:
блинб сессия........ Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Егоров Петр Егорович

.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
12.12.2021
Размер:
20.76 Кб
Скачать

ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ЕГОРОВ Пётр Егорович [1731, Курмыш. (или Ядрин.) у. Нижегород. губ. – 12.5.1789, Санкт-Петербург] – архитектор, живописец, график, представитель раннего этапа развития рус. классицизма, один из его талантливых основоположников. «Чувашенин родом» (как он писал в своих документах), сирота с малых лет, с 1742 воспитывался в семье сподвижника Петра I генерал-майора артиллерии Е.Л. Дадиани.

(Имения Е.Л. Дадиани находились в Сергачском округе Нижегородской губернии, а также в Курмышском уезде Симбирской губернии и Ядринском уезде Казанской губернии, населенных чувашами, что дает возможность говорить о происхождении мальчика из присурских деревень. Воспитывался он в семье Егора Дадиани, получив имя и фамилию от своего воспитателя. Позже сам Петр Егоров не раз подчеркивал, что он — чуваш. Например, в марте 1755 г. он подал челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его архитектурным учеником в школу при Канцелярии от строений, в которой, в частности, указал: «Родом я прежде был чувашенин и вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания; и находился при означенном господине генерал-майоре и доныне; и обучен российской грамоте, читать, писать, арифметике, геометрии и отчасти малевать; однако ж у упомянутого господина генерал-майора не крепостной, а состою вольным»)

Живя в доме князя Дадиани, Е. был «обучен арифметике, геометрии, полевой практике (умению снимать перспективный план местности), от руки рисовать и отчасти из масляных красок писать (т.е. живописи)». В 1750-е гг. Е. жил в доме «грузинского царевича» Бакара Багратиони, сына царя Вахтанга VI, и привлекался как живописец на строительство Оперного дома в Петербурге под руководством итальянских живописцев Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти.

14 апреля 1755 Е. зачислен учеником в архитектур. команду С.А.Волкова, и началась его творческая работа, к-рая не прерывалась вплоть до его кончины. В эти годы Е. работает в Петергофе, на строительстве Смольного монастыря, Зимнего дворца.

В ноябре 1763 Е. представил в Канцелярию от строений проект, описание и смету церкви Успения Пресвятой Богородицы в Пярну. По указанию императрицы Елизаветы Петровны проект церкви в Пярну должен был служить образцом для строительства всех православных храмов Прибалтики. В 1764–75 Е. находился при строительстве Новодевичьего монастыря, в то же время с декабря 1766 назначен преподавателем стар. классов в архитектур. школе при Канцелярии от строений. С марта 1768 возведён в заархитекторы (млад. архитекторы) в ранге титулярного советника. С 1768 по 1785 шло строительство Мраморного дворца. Проект его и возведение, а также впоследствии Служебного корпуса к нему и ограды к ним осуществил Е. С окончанием строительства Мраморного дворца, шедевра архитектур. искусства, Е. утверждён (апрель 1786) в надворные советники.

С 1770 началось возведение ограды Летнего сада. Первый проект ограды, составленный И.Б.Фоком, не был осуществлён. В сентябре 1772 по распоряжению Конторы строений Е. приступил к переработке проекта Фока. Он составил три варианта этой ограды, прежде чем пришёл к окончательному решению, предложил несколько вариантов верхних украшений к малым и большим воротам, осуществлял архитектур. контроль над работами, принимал от исполнителей изготовленные детали решёток и украшений. Одновременно работал (1771–73) над возведением (после пожара) домов адмиралов Г.А. Спиридова и А.Н. Сенявина, Рождественской церк­ви на Песках, перестраиванием дома графа Г.Г.Орлова (бывший дом банкира Г.Х. Штегельмана) и т.д.

В июле 1786 строительство ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге завершилось. Прозрачная ограда, отделяющая сад от набережной Невы, со спокойным рядом гранит. столбов и чугун. решёткой, чёткий узор к-рой ожив­лён изящными бронзовыми позолочен. вставками, принадлежит к шедеврам не только русского, но и мирового искусства. В 1788 закончилось строительство Служебного корпуса и ограды Мраморного дворца. В этом же 1788 Е. награждён медалью (вместе с др. сотрудниками Конторы строений в связи с успешным ходом Русско-турецкой войны и взятием Очакова).

Wikipedia

Биография работ

Проезжая Пярну, императрица Екатерина II пообещала построить здесь церковь. Для этого сюда был послан архитектурный помощник Пётр Егоров. 13 ноября 1763 года проект и смету церкви Пётр Егоров представил в императорскую канцелярию строений. Данная церковь впоследствии сыграла значительную роль в Прибалтике: по её образцу были построены церкви в Тарту, Курессааре и других. Интересно отметить, что знаменитая рижская церковь Петра и Павла второй половины XVIII века, также строилась по этому образцу.

Начиная с 1766 года Пётр Егоров возглавляет школу при императорской конторе строений, которой раньше руководили такие известные архитекторы, как Жан-Батист Александр Леблон, Михаил Григорьевич Земцо́в, С. Волков и в которой в разное время преподавали Иван Кузьмич Коробов, Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растре́лли, Жан-Бати́ст-Мише́ль Валле́н-Деламо́т и другие.

В течение двух лет он создает проекты перестройки домов адмиралов Григо́рий Андре́евич Спири́дов и Алексей Наумович Сенявин. В 1774—75 годах контора строений поручает чиновнику Ю́рий Матве́евич Фе́льтен и архитектору Петру Егорову сочинение проектов Иордани — специального помещения, предназначенного для церковного обряда. До нас сохранились два варианта чертежей этих сооружений, выполненных Егоровым.

В 1779 году Пётр Егоров создает проект и начинает строительство Рождественской церкви «на Песках» в Санкт-Петербурге. Строительство велось около девяти лет. Но церковь не сохранилась. Судя по описаниям в книге В. Маслова (1887), А. Королькова (1898) и по фотоснимкам, это был изумительный памятник архитектуры.

В 1770 годы Петр Егоров приступает к проектированию и строительству ограды Летнего сада в Петербурге, творения, обессмертившего имя чувашского архитектора.

В период 1780—1788 годы Егоров строит по собственному проекту служебный корпус Мраморного дворца, а также соединяющую его с дворцом ограду, близкую по рисунку к созданной чуть раньше невской ограды Летнего сада.

В последние годы жизни Пётр Егоров создает проект «домов для священнослужителей» при церкви Казанской богоматери, проекты складов на берегу Невы, нового здания конторы строений, участвует в перестройке дома банкира Штегельмана.

Память

  • В 1989 году был проведен конкурс на создание монумента в честь архитектора Петра Егорова. Победил проект скульптора Мадурова Федора Ивановича, но в виду финансового кризиса, проект не был воплощен.

  • В 2002 году на Московском проспекте в г. Чебоксары (у входа в «Чувашгражданпроект») установлен временный памятник в виде бюста П. Е. Егорову (скульптор — Ф. И. Мадуров, архитектор — Ю. М. Новосёлов). На постаменте надпись на чувашском и русском языках: «Сын чувашского народа, выдающийся архитектор России Петр Егорович Егоров»[7].

  • В 2005 году к 275-летию со дня рождения архитектора в Санкт-Петербурге при Чувашском землячестве создана общественная некоммерческая организация «Фонд „Архитектор Петр Егоров“»[8].

Салмин А.К. Архитектор Петр Егоров: «Родом я чуваш» //Русский Север. Вып. 1: Идентичности, память, биографический текст.

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о чувашской идентичности П.Е. Егорова. Он никогда не скрывал своего чувашского происхождения и даже подчеркивал свои истоки в известных нам официальных документах. Со своей стороны земляки высоко чтут замечательного архитектора: имя выдающегося земляка объединяет чувашей, проживающих в Северной столице. Ему посвящены книги, статьи, ведутся архивные разыскания с целью расширения знаний о его жизненном пути и творческом наследии. Чувашское землячество Санкт-Петербурга создало фонд Петра Егоровича. Сейчас ведутся организационные работы по установлению памятного знака на ограде Летнего сада. Исследование биографии П.Е. Егорова позволяет внести дополнительные штрихи к пониманию участия представителей чувашского народа. в формировании не только этнической картины, но и архитектурного облика Санкт-Петербурга. Кроме того, его жизненный путь интересен с точки зрения соотношения этнокультурной идентичности, сословной, конфессиональной принадлежности в профессиональном становлении в условиях российского общества XVIII столетия. В целом тема захватывающая, но приходится констатировать, что ее изучение находится на начальной стадии.