Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кoнтрольная история.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.12.2021
Размер:
45.58 Кб
Скачать

2. Декабристы и Беларусь

Беларусь в разное время посещали выдающиеся представители декабристского движения, имевших здесь связь с передовыми людьми. После восстания Семеновского полка в 1820 г. в Беларусь из Петербурга был переведен гвардейский корпус, среди офицеров которого были члены тайных организаций. Вместе с войсковой частью здесь находился М. Муравьев, руководитель «Северного общества». Во время пребывания в Минске в 1821 году он написал первый вариант конституции, который известен в истории как «минский вариант». Длительное время (1820-1821 гг.) В Полоцке, Бешенковичах и Минске жил А. Бестужев. Декабрист I. Горбачевский, член общества «Соединенных славян», юношей жил в Витебске. Понятно, что среди революционно настроенного дворянства и интеллигенции Беларуси эти люди имели единомышленников [8, с.126].

Декабристы внимательно следили за развитием польского национально-освободительного движения и пытались наладить связь с его руководителями, стремясь соединить русский и польский освободительное движение для общего удара по царизму.

Летом 1821 г. в Польше оформилась тайное «Патриотическое общество», которое возглавил известный революционный деятель Валериан Лукасинский. Левое крыло общества стремилась не только к борьбе за национальную независимость Польши, но и к осуществлению некоторых социальных реформ, конституционного управления, ликвидации феодально-крепостнического строя. Однако в провинциальных советах общества, в частности в Литовском, куда входили белорусские и литовские губернии, руководили представители богатого дворянства - Михаил Ромер, Константин Радзивилл, Карл Прозар [8, с.128].

Крупные помещики, которых было большинство в провинциальных советах, соглашались на союз с декабристами только при условии, если Польше будут возвращены белорусские и польские земли, входившие ранее в состав Речи Посполитой. Это вынудило П. Пестеля пойти на некоторые уступки в вопросе относительно границ России и Польши, в частности согласиться на передачу Польше части белорусских, украинских и литовских земель. Против этого решительно возражали К. Рылеев и М. Муравьев, считая такое решение вопроса неприемлемым.

В. Лукасиньский стремился к объединению сил с русскими революционерами для совместных действий. Для установления связи с декабристами он послал в Россию члена «Патриотического общества» Крыжановского. Однако арест руководителей «Патриотического общества» летом 1822 г. помешал налаживанию связей с декабристами. После ареста в главе "Патриотического общества" стали крупные польские землевладельцы. Новые руководители, являясь сторонниками союза с декабристами, отстаивали свои территориальные требования и не имели намерения осуществлять социальные реформы [9, с.213].

Члены «Паўднёвага таварыства» попытались наладить связь с польским обществом, в частности с теми его отделениями, которые действовали в Литве и Беларуси. Для этого в конце лета 1823 г. Н. Бестужев ездил в Вильнюс, где встретился с одним из руководителей Литовского совета К. Радзивиллом.

Летом 1823 г. 9-я пехотная дивизия, в состав которой входили Полтавский и Черниговский полки, где служили М. Бестужев и С. Муравьев, находилась в лагерях у Бобруйска. В Бобруйск для осмотра войск намеревался приехать Александр I. Руководители «Южного общества» хотели использовать приезд царя, чтобы осуществить государственный переворот. Они намеревались арестовать царя и его свиту, объявить республику, затем направиться с войском из Бобруйска на Москву, одновременно начав восстание в Петербурге. Этот план не поддержали Пестеля и другие члены «Паўднёвага таварыства», считая, что для этого еще не было благоприятных условий. При осуществлении «Бобруйского» плана декабристы надеялись на помощь польского тайного общества.

Официальные переговоры между представителями «Патрыятычнага таварыства» С. Крижановским и А. Яблановским и руководителем «Паўднёвага таварыства» П. Пестеля происходили в начале 1824 г. в Киеве [2, с.271].

Много внимания уделяли декабристы и польские революционеры политическим настроениям офицеров и солдат Отдельного литовского корпуса, части которого были размещены в Виленской, Гродненской, Минской, Подольской губерниях и Белостокской округе. Здесь вели пропаганду их представители. Если бы войска этого корпуса перешли на сторону восставших, это имело бы большое значение для победы восстания.

В 1825 г. по инициативе бывшего члена «Общества филоматов» М. Рукевич в Отдельным литовском корпусе, расквартированной в Гродненской губернии, было создано «Таварыства ваенных сяброў». Одну из главных ролей в нем играл К. Игельстром. Членами общества являлись бывший филомат С. Новицкий, поручики Вягелин и Вильканец, подпоручик Петровский, Гофман и др. «Общества военных друзей» было строго централизованной конспиративной организацией. Из-за соображений конспирации истинные цели и задачи общества не были известны его членом. Руководители Завуалировали эту цель, пользуясь выражением «всеобщее благо» [7, с.324]. Под этим подразумевался, видимо, уничтожение самодержавия, ликвидация феодально-крепостнического строя, демократические преобразования.

Руководители общества развернули работу среди передовой молодежи учебных заведений и прогрессивной интеллигенции Беларуси и Литвы. В частности, они установили контакты с тайными обществами молодежи в Вильнюсе, Свислочи и других местах.

14 декабря 1825 г. Дворянские революционеры подняли восстание. Они вывели на Сенатскую площадь часть войск, намереваясь с их помощью сбросить самодержавие. Но восстание, не поддержанное народными массами, было разгромлено в тот же день.

Через десять дней после восстания на Сенатской площади члены «Общества военных друзей» во время приведения к присяге пионерского батальона в Бобруйске отказались присягать. Их поддержали предварительно «Таварыства ваенных сяброў» распропаганые солдаты. Капитан Игельстром, отказавшись от присяги, с криком «ура!» Повел первую роту. За ней устремились другие роты. Присяга в тот день была сорвана. Члены «Общества военных друзей» пытались присоединить к себе соседние вансковыя части, но вскоре были арестованы.

По делу «Общества военных друзей» осудили 13 человек, четверо из них были приговорены к смертной казни, но после конфирмации Николая I смертный приговор был заменен каторжными работами.