Добавил:
epoleseva@mail.ru Можно обращаться за материалами или за помощью в учебе по почте. Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Библиотековедение ответы на экзамен.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
16.05.2021
Размер:
646.66 Кб
Скачать

17 Билет

1)Особенности развития библиотечнго дела в России в 20е годы 20 века

После октября 1917 года велась чистка библиотечных фондов. Изымалась религиозная, монархическая и антиреволюционная литература, художественные произведения, воспевающие буржуазную и мещанскую мораль, ”быт, нравы и идеологию старого мира…” Под эти статьи о чистке подходила практически вся литература, издававшаяся до революции и, следовательно, содержавшаяся в реквизированных библиотеках. Выходило так, что книги, конфискованные у законных владельцев под предлогом “всенародного пользования”, народу не предоставлялись, а подлежали уничтожению как “вредные”.

Массовый этап чисток библиотечных фондов пришелся на н. 20-х годов.

В 20-е годы появляются первые научно-исследовательские учреждения в области БВ, работа которых способствовала вовлечению в разработку проблем БВ как представителей смежных наук (книговедения, педагогики, библиографии, психологии), так и библиотекарей-практиков. Уже в первые годы Советской власти при Главнауке Наркомпроса РСФСР был создан кабинет БВ. В 1922 году кабинет был передан в ведение библиотеки Румянцевского музея, а в 1924 году преобразован в Институт БВ библиотеки СССР им.Ленина. При институте работала научно-исследовательская комиссия с секциями каталогизации, истории библиотек и методов преподавания библиотечных дисциплин. В 1920 году на базе Российской книжной палаты был организован Институт Книговедения, присоединенный в 1925 к государственной публичной библиотеке в Ленинграде, и получивший название научно-исследовательского института книговедения.

Большое значение для развития сов. БД имели проводившиеся в 20-е годы библиотечные съезды и конференции. На них были разрешены многие, хотя, разумеется, далеко не все спорные вопросы, обоснованы ведущие положения сов. БД, намечены пути дальнейшей научно- исследовательской работы в этой среде.

Важное значение для развития сов. БВ. имело Первая Конференция научных библиотек РСФСР (7-12мдекабря 1924г.). Конференция рассмотрела широкий круг вопросов: методы работы научной библиотеки, вопросы статистики, предметный и систематический каталоги, обязательный экземпляр произведений печатей, внутрисоюзной и международный книгообмен и др. Впервые была предпринята попытка определить БВ как самостоятельную науку. На конференции было отмечено, что сов. научная библиотека должна содействовать изучению и пропаганде марксизма- ленинизма.

В целом в материалах библиотечных съездов и конференций предпринимались попытки научно осмыслить место библиотеки в жизни сов. общества, раскрыть соц. функции библиотек, обосновать соц. принципы построения системы библиотечного обслуживания, наметить пути развития БВ как науки.

Подавляющее большинство библиотечных работников не имело достаточной теоретической подготовки. Следовательно начиналась организация подготовки библиотечных кадров.

2)Библиотечное дело за рубежом в годы Второй мировой войны

18 Билет

1 вопрос

Император и государство в Китае воспринимались как единый символ космического порядка, и китайские дворцовые библиотеки были государственными. Императоры читали здесь сами и держали специальных чтецов. Цинь Ши-хуан-ди (III в. до н.э.) запретил иметь библиотеки кому-либо еще и издал указ о сожжении всей неугодной литературы. Средневековый Китай, как и античную Грецию, можно считать родиной библиотеки. Уже в III в. для письма в Китае начинают широко применять бумагу (более ранние документы написаны на бамбуке и шелке). В IV–VI вв. возникают библиотеки буддийских и даосских монастырей, имевшие значительные собрания как религиозной, так и светской литературы. Некоторые части этих собраний сохранились и поныне. Первая печатная (созданная методом ксилографии) книга – буддийский канон «Алмазная сутра» – появилась в Китае в 868 г. В VII–X вв. в Китае возникает особое научное учреждение – «книжный двор». Здесь работали выдающиеся ученые, которые занимались также и обучением. Велась также подготовка к государственным экзаменам, необходимым для поступления на государственную службу. А основой системы исследования, воспитания, образования, самообразования была именно библиотека.

В одном из сочинений китайских средневековых историков имеется запись о том, что император сказал первому министру: «Недавно слышал, что библиотеки не в порядке. Из книг, которые выданы, часто случаются пропажи… Императорским чиновникам выдано на руки четыреста шестьдесят томов. Высочайше повелеваю, чтобы был установлен контроль за возвратом всех выданных книг, кроме тех, что были выданы для переписывания».

Одной из крупнейших в Юго-Восточной Азии была священная библиотека Питака-тайк в государстве Паган; ныне это территория Мьянмы – бывшей Бирмы. (В этих местах для письма использовались пальмовые листья, а переплетами служили дощечки из редких пород дерева). Библиотека располагалась в многоярусном здании, сохранившемся до наших дней.

Монастырские библиотеки стали появляться в Западной Европе в V–VI вв. Это были весьма скромные по величине собрания – книги нередко умещались в одном сундуке или шкафу. В бенедиктинских монастырях, согласно уставу, монахи обязаны были заниматься как физическим трудом, так и чтением, и переписыванием книг.

В VIII в. арабы научились изготавливать бумагу. Это сыграло важную роль в распространении книг во всех странах арабского Востока. Если библиотеки средневековой Европы были совсем небольшими, то в странах Азии, Африки и завоеванной Испании создавались крупные книгохранилища – сотни тысяч и даже миллионы томов. По одной из легенд, монголы, завоевавшие Багдад, бросили все библиотечные книги в реку Тигр. Образовался мост, по которому могли свободно идти люди, а вода в реке почернела от чернил.

В исламском мире сложилась особая форма конструкции помещений библиотек. Обычно они располагались в отдельных зданиях. В центре – большой красиво украшенный зал с высоким потолком, часто с куполом. Стены были побелены, иногда украшены цветным мрамором. На дверях висели роскошные занавесы, а пол покрывался коврами, на которых и располагались читатели. Книги хранились в деревянных шкафах, наиболее ценные (прежде всего ценные экземпляры Корана) – в специальных витринах. Особое значение придавалось сохранности – от хищений, от пыли, от насекомых. За это отвечал хранитель библиотеки – сахиб. Он же следил за тем, чтобы всем читателям предоставлялись (бесплатно) бумага, чернила, перья. Ведь посетители приходили сюда в основном не читать, а именно переписывать.

2. Русские просветители:

Евфросиния Полоцкая (1102–1173) – выдающаяся просветительница периода Древней Руси. Можно считать её создательницей первых школьных библиотек на Руси.

Любовь Борисовна Хавкина – выдающийся библиотековед и педагог-просветитель.

  Иоганн-Даниил (Иван Данилович) Шумахер (1690–1761) считается первым профессиональным отечественным библиотекарем по должности. До этого было «звание библиотекарь» – очень почетное, дававшееся по особому распоряжению. Владевший таким званием признавался как грамотный, приобщенный к искусству собирания книг и их хранения, человек

Андрей Иванович Богданов В 1730 г. Богданов подаёт прошения о переводе в библиотеку Академии наук. Оно было удовлетворено, и Андрей Иванович стал фактически заведующим русским отделением библиотеки. В 1737 г. ему было присвоено звание «библиотекарского помощника».

Богданов описывал собрание рукописей Феофана Прокоповича, поступившее в библиотеку после смерти этого известного религиозного и государственного деятеля, писателя. Также он составлял «реестры» книг и рукописей, конфискованных у нескольких опальных деятелей и переданных в библиотеку.

Харитон Андреевич Чеботарёв в 1761 г. был принят студентом на философский факультет, за казённый счёт. Окончив университет в 1764 г., Харитон Андреевич получил место хранителя книжного фонда университетской библиотеки, жалование его составляло 8 копеек в день да ещё по 1 копейке на каждую из трёх библиотечных кошек.

В это же время Чеботарёв начал и свою преподавательскую деятельность в университете. В 1775–1778 гг. он занимает должность суббиблиотекаря; в 1778–1808 гг., уже имея звание ординарного профессора, - библиотекаря и заведующего. 37 лет стажа библиотечной работы Харитон Андреевич имел к моменту избрания его ректором Московского университета; после ухода с поста ректора его библиотечный стаж составлял уже 40 лет.

Николай Петрович Румянцев Всю жизнь Румянцев собирал коллекцию, в которой в результате набралось более 28 тысяч книг, рукописи, этнографические, археологические материалы, монеты, минералы, живопись, скульптура. Библиотека Румянцева включала более 12 тысяч томов по российской и мировой истории, более тысячи карт; рукописи были, прежде всего, по истории российской государственности. Рукописи и книги покупались в России и Европе. Покупались даже целые библиотеки

Граф жил в своем петербургском доме на Английской набережной, занимая весь главный этаж, а рядом, в различных залах и других помещениях, хранились все его драгоценные рукописи, медали, монеты и обширная библиотека. Многие молодые ученые пользовались его богатым собранием; Румянцев предоставлял свою библиотеку всем исследователям, Более того, этот частный музей, созданный усилиями одного человека, был доступен в установленные часы всем желающим. (Сейчас в этом здании помещается Музей истории Санкт-Петербурга)

Александр Филиппович Смирдин Библиотека и книжная лавка Смирдина были настоящим клубом самых известных русских литераторов, главным «литературным салоном» России. Здесь едва ли не ежедневно встречались и обсуждали вопросы общественной и литературной жизни страны многие видные литераторы и книголюбы того времени; сюда приходили Пушкин, Крылов, Жуковский, Вяземский, Гоголь, Одоевский, Языков и многие другие.

Немецкие:

Готфрид Лейбниц Библиотечная деятельность Лейбница была гораздо шире, чем деятельность большинства других ученых, работавших библиотекарями. В целом ряде своих трудов он рассматривает книги и библиотеки как своего рода инструменты получения знаний. Библиотечный фонд, по его мнению, должен иметь интеллектуальную и научную ценность, энциклопедически охватывать все знания. Библиотека – одно из звеньев интегрированной системы знаний, включающей архивы, издательства, типографии, учебные заведения, учреждения науки и культуры.       Лейбниц разработал целостную концепцию научной библиотеки. Один из элементов этой концепции – необходимость подготовки с полугодовой периодичностью аннотированных списков новых изданий. С этим предложением он обратился к австрийскому герцогу Леопольду I, но не получил поддержки.       Вместо каталогов Франкфуртской и Лейпцигской книжных ярмарок, где указывались только автор и название книги, Лейбниц предложил готовить обзоры с биографиями писателей, анализом их творчества, анализом произведения и отрывками из него. Он считал, что правительство сможет с помощью таких обзоров получать информацию о циркулирующих в обществе идеях, а, следовательно, и контролировать их.       Он предлагал создать сводный каталог всех библиотек страны. Предлагал создать особую библиотеку, в фондах которой были бы самые нужные для общества книги.

Иоганн Вольфганг фон Гете Великий поэт, будучи министром культуры герцогства Саксен–Веймар–Эйзенах, много внимания уделял развитию библиотек и организации их работы. Он был убежден в том, что «активный ученый – плохой библиотекарь, как прилежный художник – плохой инспектор картинной галереи». Для него библиотекарь и ученый были принципиально разными профессиями. Миссия библиотекаря – посредничество между знаниями и теми, кто в них нуждается. Гете подчеркивал, что библиотекарь должен уметь оказать читателю помощь при работе с книгой, написанной на любом языке. 

Кант Иммануил (1724-1804) – выдающийся немецкий философ, родоначальник классической немецкой философии, преподаватель Кенигсбергского университета.

Будучи уже приват-доцентом, Канту пришлось ходатайствовать о должности помощника библиотекаря, поскольку, согласно университетскому уставу, приват-доценты не получали жалованья, их труд оплачивали сами студенты. Должность помощника библиотекаря была ему предоставлена в 1765 году, и в течение 15 лет Кант служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке.

Гримм Вильгельм (1786- 1859) и Гримм Якоб (1785 –1863). Братья Гримм опубликовали множество сочинений, а их сборник «Детские и семейные сказки» вошел в сокровищницу мировой литературы. Братьев Гримм - членов Берлинской Академии Наук с правом читать лекции в Берлинском университете- можно смело назвать профессиональными библиотекарями. Якоб Гримм проработал в библиотеках более 30 лет, совмещая эту работу с исследовательской и преподавательской.

США:

Мелвил Дьюи создатель всемирно известной «десятичной классификации», классической каталожной карточки, крупнейший библиотечный деятель США, организатор Американского метрического бюро и Американской ассоциации по реформе произношения. Мелвил Дьюи являлся инициатором десятков самых разнообразных проектов и в других направлениях библиотечной практики. Он посвятил библиотечному делу огромную часть своей жизни, и оставил глубокий след в этой сфере, благодаря своей необыкновенной одаренности и энергии.

Его почитают как отца-основателя самой библиотечной профессии, поскольку именно он впервые заявил о необходимости профессиональной подготовки библиотекаря и обосновал эту необходимость. Дьюи подтвердил свои заявления созданием «Библиотечного журнала» (первого в мире профессионального периодического издания), созданием Американской библиотечной ассоциации, в которой он исполнял обязанности секретаря в течение многих лет, и дважды был ее президентом. В 1887 г. в библиотеке Колумбийского университета Мелвил Дьюи открыл первую в истории Библиотечную школу. Мелвил Дьюи всегда продвигал идеи корпорации библиотек, расширения международного библиотечного сотрудничества. Он полагал, что библиотекарь должен не просто обслуживать читателя, выдавая нужные книги, но и уметь профессионально общаться с ним, быть воспитателем.

Франция:

Клод Клеман. В середине ХVII в. французский епископ Клод Клеман выпустил научный труд, где представил идеальную модель библиотеки. Он подчеркивал научную значимость библиотеки, а ученых-библиотекарей сравнивал с капитанами кораблей, которые должны ориентироваться на выборочный доступ читателей в свой «хорошо ухоженный сад», «уединенное внутреннее святилище». Особенно важно, считал Клеман, ограничить доступ читателей к «дискуссионной» литературе.