Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

k-voprosu-o-sootnoshenii-sluzhebnyh-i-korruptsionnyh-prestupleniy

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
242.8 Кб
Скачать

УДК 343.35

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ И КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Н.В. Бугаевская

Рассматриваются особенности и признаки составов преступлений, совершаемых лицом с использованием своего служебного положения. Анализируется возможность отнесения служебных преступлений к разряду коррупционных деяний, совершаемых путем злоупотребления служебным положением. В этих целях осуществляется сопоставление объективных и субъективных признаков составов коррупционных и служебных преступлений.

Ключевые слова: служебные преступления, коррупционные преступления, использование лицом своего служебного положения, злоупотребление полномочиями, превышение полномочий, служба, коррупция, авторитет занимаемой должности, статус занимаемой должности.

Внауке уголовного права закрепился термин «служебные преступления»,

ккоторым, по мнению одной группы авторов, относятся деяния, объединенные в главах 23 и 30 УК РФ, то есть преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях и преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления [11, с. 5] По мнению других ученых, служебные преступления

– это все преступные деяния, для которых основным или дополнительным объектом посягательства являются интересы службы в широком понимании этого термина. Поэтому к ним относят и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ), и преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и все иные деяния, которые совершаются лицом с использованием своего служебного положения или в которых субъектом может выступать лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих организациях, должностное лицо, а также любой служащий (например, мошенничество с использованием своего служебного положения, присвоение и растрата, совершаемая лицом с использованием своего служебного положения, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и др. [6, с. 16; 7]. Последняя точка зрения представляется более приемлемой.

По признакам состава служебные преступления имеют определенное сходство с коррупционными, так как в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» закреплено, что коррупцией признаются деяния, совершаемые в виде «злоупотребления служебным положением». Возникает требующий однозначного ответа вопрос: являются ли все преступления, совершаемые с использованием лицом своего служебного положения, коррупционными?

95

Для начала необходимо остановиться на том, какое содержание вкладывается в термин «использование лицом своего служебного положение»,

иподразумевает ли он способ или особенности субъекта преступления.

Вуголовно-правовой науке еще в советский период наметились две тенденции осмысления словосочетания «злоупотребление служебным положением», что было связано в основном с нормативной моделью одного из главных должностных преступлений – «злоупотребление властью или служебным положением» (ст. 170 УК РСФСР). Трактуя использованный в законе термин «положение», первая сводилась к пониманию его как совершение преступных действий в рамках служебной компетенции, предоставленных прав и обязанностей, которыми субъект злоупотребляет во вред интересам службы [13, с. 69]. Вторая точка зрения более широко интерпретировала данный термин, как использование не только служебных полномочий, но и преимуществ правового статуса, служебных связей, авторитета занимаемой должности, и в связи с этим возможности влияния на других лиц [9, с. 63; 15, с. 60; 16, с. 46-48].

Внастоящее время в современной учебной литературе и комментариях к уголовному кодексу РФ по поводу такого признака как «использование лицом своего служебного положения» указывается, что служебное положение лица определяется, исходя из его принадлежности к таким субъектам как должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, а также государственные и муниципальные служащие [10, с. 148].

Пленум Верховного Суда РФ, давая пояснения по поводу применения норм об ответственности за деяния, совершаемые лицом с использованием своего служебного положения, рекомендует к числу их субъектов относить не только должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, но и лиц, которые имеют определенные профессиональные возможности и необходимую связь с предметом преступления, имеют доступ к предметам и ценностям, защищенным уголовноправовыми нормами, в ходе непосредственной работы с ними, либо выполняют охранно-сторожевые функции данных предметов, либо обладают необходимой информацией для совершения преступления в силу статуса служащих определенных организаций. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 №5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте взрывчатых веществ и взрывных устройств» в качестве примеров лиц, которые могут совершить преступления с использованием своего служебного положения названы часовые, постовые милиционеры (ныне сотрудники полиции), вахтеры или инкассаторы во время исполнения ими служебных обязанностей (применительно к п. «в» ч. 3 ст. 226 УК РФ) [2, п. 15]. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 №1 «О практике применения судами законодательства о бандитизме» в качестве таковых указаны лица, использующие форменную одежду и атрибутику, служебное удостоверение или оружие, а равно сведения, которыми

96

они располагают в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п. (ч. 3 ст. 209 УК РФ) [1, п. 11]. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» говорится, что субъектами преступлений с использованием своего служебного положения могут быть лица, работающие с наркотическими средствами или психотропными веществами при изготовлении, создании лекарственных препаратов (провизоры, научные работники, лаборанты); лица, отпускающие наркотические средства или психотропные вещества или использующие их при процедурах (работники аптек, врачи, медицинские сестры); лица, которым эти вещества или средства вверены под охрану (охранники, экспедиторы) [3, п. 23].

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» под лицами, использующими свое служебное положение, применительно к составам хищений понимаются должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ [4, п. 24]. (Все проанализированные постановления Пленума ВС РФ на сегодняшний момент являются действующими).

Таким образом, в комментариях к УК РФ мы наблюдаем сужение круга субъектов, ответственных за преступления, совершаемые с использованием своего служебного положения, и отнесение к ним только должностных лиц, лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, а также государственных и муниципальных служащих, а в судебном толковании – расширение. Однако, так или иначе, вопрос толкования преступлений, совершаемых путем использования служебного положения, сводится к наличию специального субъекта преступления, который обладает определенными полномочиями, а также определенными возможностями служебного свойства, предоставленными в связи с занимаемой должностью. Предоставление лицу управленческих полномочий предопределяет возможность совершать действия, которые входят в компетенцию лица, взаимодействовать путем отдачи распоряжений с другими служащими, гражданами, а также иметь определенное влияние, авторитет как логическое продолжение служебного статуса. Иногда именно авторитет занимаемой должности, используемый во вред правоохраняемым интересам, имеет первостепенное значение, поэтому и не должен оставаться вне сферы уголовноправового воздействия [8, с. 14].

Ввиду проведенного анализа оказывается, что лицо, используя свое служебное положение при совершении преступления, либо злоупотребляет теми правами и обязанностями, которые составляют его полномочия, либо

97

превышает их, используя при этом значимость своего статуса как возможность совершения преступления [14, с. 9], информацию, ставшую известную по службе и др. Подчеркнем, что использование преимуществ занимаемой должности следует относить именно к превышению полномочий, так как при этом лицо совершает действия, которые находятся за пределами границ его полномочий, и в то же время не вправе совершать ни при каких обстоятельствах, как запрещенные нормативными актами, фиксирующими основы разных видов службы.

Разложение власти или злоупотребление властью при использовании лицом своего служебного положения происходит в силу того, что субъектом является лицо, напрямую связанное со службой в широком смысле этого слова, то есть понимаемой как профессиональная деятельность лиц по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур [12, с. 9]. От производства и других видов социальной деятельности служба отличается тем, что объектом своего воздействия имеет человека, его социально-биологические качества. Служащий имеет полномочия на принятие управленческих решений, связанных

сраспоряжением имуществом, финансовыми средствами, а также с отдачей распоряжений и указаний подчиненным работникам.

Но в правовом смысле слова «служба» - это совершенно конкретное понятие, которое используется в федеральных законах о государственной, муниципальной службе. Поэтому достаточно условными являются термины «служба в коммерческих и иных организациях», служба в государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях. Функционирование данных организаций обеспечивают не служащие, а лица, исполняющие за денежное вознаграждение должность, установленную в соответствующем порядке, по выполнению функций организации.

Таким образом, по объективной стороне преступления, совершаемые с использованием лицом своего служебного положения, совершаются особым способом – путем злоупотребления или превышения служебных полномочий, а

сточки зрения субъекта, - совершаются должностными лицами, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, а также государственными или муниципальными служащими и служащими в коммерческих и иных организациях.

Злоупотребление и превышение полномочий можно трактовать для составов преступлений, совершаемых с использованием своего служебного положения, также, как рекомендует постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» для должностных преступлений. В нем указывается, что злоупотребление предполагает совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к организации, так и тем целям

98

и задачам, для достижения которых лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. Превышение полномочий может выражаться, например, в совершении лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; совершаются лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать [5, п.15, п.19].

Соотношение коррупционных преступлений, совершаемых путем злоупотребления служебным положением, со служебными преступлениями показывает, что общим между ними является: с точки зрения объекта – посягательство на интересы службы; с объективной стороны – злоупотребление или превышение лицом служебных или должностных полномочий; с точки зрения субъекта – совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях; с субъективной стороны – умышленный характер.

Различия состоят в том, что состав коррупционного преступления, совершаемого путем злоупотребления служебным положением, требует дополнительно наличия с субъективной стороны – корыстной заинтересованности, с одной стороны, но уже по субъекту, с другой стороны, так как коррупционное преступление может быть совершено лицами, которые обладают властными полномочиями, то есть должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Таким образом, преступления, в которых наличествует особый признак, являющийся своеобразным синтезом субъекта и способа совершения преступления – «использование лицом своего служебного положения», субъективно-объективный признак, – по нашему мнению относятся к числу коррупционных только при условии их совершения более ограниченным кругом субъектов – должностными лицами и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, а также только при наличии корыстной заинтересованности.

Например, при нарушении неприкосновенности частной жизни, совершенном с использованием лицом своего служебного положения (ч. 2 ст. 137 УК РФ), деянием выступает нарушение неприкосновенности, то есть вторжение в частную жизнь помимо или против воли лица (незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия), а способом является использование правомочий, предоставленных субъекту по службе (в качестве сотрудника правоохранительных органов, работника средств массовой информации, кадровой службы учреждения и проч.). Но при этом, настаиваем, что признаки коррупционного преступления будут иметь место, если субъектом является не просто служащий, а именно должностное лицо или лицо,

99

выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, и преступление совершается с корыстной заинтересованностью.

Таким образом, данный вид коррупции – злоупотребление служебным положением (злоупотребление властью) – предполагает получение от власти, какой бы она не была – в масштабных ее проявлениях или незначительных – определенных «дивидендов», то есть выгод от занимаемого статуса.

Вп. «в» ч. 2 ст. 127.1 (торговля людьми); п. «в» ч. 2 ст. 127.2 (использование рабского труда) также указывается признак использования лицом служебного положения для совершения преступления. Однако на наш взгляд коррупция здесь исключена в виду насильственного характера деяния, образующего объективную сторону преступления. Человек здесь воспринимается как вещь и вопреки его воле и желанию с ним осуществляются действия по его купле-продаже или использованию его для трудовой деятельности. В силу этого считаем, что данные преступления к коррупционным не относятся. Аналогичным образом рассматриваем и ч. 3 ст. 209 УК РФ (бандитизм, совершенный лицом с использованием своего служебного положения), также предполагающий насильственное преступление,

ане коррупционное.

Витоге, смею утверждать, что любое преступление не насильственного характера, если оно совершается надлежащим субъектом (должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации) и с корыстной заинтересованностью, перерастает из служебного в коррупционное: обладание субъектом особыми полномочиями позволяет ему ими злоупотреблять, а наличие корыстной заинтересованности указывает на цель получения выгоды от данных злоупотреблений.

Список литературы

1.О практике применения судами законодательства о бандитизме: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. №1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №3.

2.О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном взрывчатых веществ и взрывных устройств: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. №5 (ред. от 3.12.2013) // Российская газета. 2002. 19 марта. № 48 (2916).

3.О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 (ред. от 16.05.2017) // Российская газета. 2006. 28 июня.

4103.

4.О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 51 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 2.

5.О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий: постановление

100

Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 // Российская газета. 2009. 30 октября. № 207.

6.Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России. М., 2004.

7.Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005.

8.Гордейчик С.А. Преступления управленческого персонала коммерческих и иных организаций в сфере экономической деятельности: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Волгоград, 1997.

9.Здравомыслов Б.В. Должностные преступления: понятие и квалификация. М., 1975.

10.Иванов. Н.Г. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для академич. бакалавриата. М., 2015.

11.Иванчин, А. В. Служебные преступления: учеб. пособие. Ярославль,

2013.

12.Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997.

13.Пионтковский А.А., Меньшагин В.Д., Чхиквадзе В.М. Курс советского уголовного права. Особенная часть. Т. 2. М., 1959.

14.Рясов А.В. Признак «использование служебного положения и его уголовно-правовая оценка по уголовному законодательству России: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Ростов, 2009.

15.Сахаров А.Б. Ответственность за должностные злоупотребления по советскому уголовному праву. М., 1956.

16.Светлов А.Я. Борьба с должностными злоупотреблениями. Киев, 1970.

Бугаевская Наталья Валентиновна, канд. юрид. наук, доц., доц. кафедры уголовного права и процесса, bugaevskaja.natalia@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TO THE QUESTION OF THE CORRELATION OF SERVICE AND CORRUPTION CRIMES

N.V. Bugaevskaya

The article discusses the features and characteristics of the crimes committed by a person using his official position. The possibility of inclusion of official crimes to the category of acts of corruption committed by abuse of official position. To this end there is a comparison of objective and subjective signs of structure of corruption and official crimes.

Key words: service crimes, corruption crimes, use by a person of his / her official position, abuse of authority, service, corruption, authority of the position held, status of the position held.

Bugaevskaya Natalia Valentinovna, Cand. jurid. Sci., Assoc., Assoc. Department of Criminal Law and Process, bugaevskaja.natalia@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

101