Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

konventsiya-soveta-evropy-ob-ugolovnoy-otvetstvennosti-za-korruptsiyu

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
981.78 Кб
Скачать

COUNCIL OF EUROPE CRIMINAL LAW CONVENTION ON CORRUPTION

Nodirkhonova N. (Republic of Uzbekistan)

КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ

Нодирхонова Н. Д. (Республика Узбекистан)

Nodirkhonova Nilufar / Нодирхонова Нилуфар – преподаватель,

кафедра ЮНЕСКО международного права и прав человека, факультет международного права, Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Abstract: this article provides an overview of the modern international legal framework to combat corruption. The first part briefly discusses issues relating to the legal definition of the term "corruption" as crimes. The second part presents the main international legal instruments to combat corruption. We intend to evaluate the current state of settlement of the fight against corruption and international cooperation in the fight against corruption. In the end, we present a set of conclusions and recommendations in terms of the implementation of international legal experience in the fight against corruption. Corruption may be applied after the fact, but first and foremost, of the Convention requires the concept of prevention. Despite the fact that the implementation of the multilateral system is still in its infancy, the Council of Europe Criminal Law Convention on Corruption requires States Parties to establish an internal system of prevention and enforcement to combat corruption. The Council of Europe Criminal Law Convention on Corruption indicate certain requirements that anti-corruption agencies must meet in order to be effective. The Council of Europe Criminal Law Convention on Corruption does not specify what should be done to ensure that anti-corruption bodies were considered independent.

Аннотация: в данной статье проводится обзор современных международно-правовых основ по борьбе с коррупцией. В первой части кратко обсуждаются проблемы, касающиеся правового определения термина «коррупция» в качестве преступлений. Во второй части излагаются основные международно-правовые документы по борьбе с коррупцией. Мы намерены оценить текущее состояние урегулирования борьбы против коррупции и международное сотрудничество по борьбе с коррупцией. В конце мы приводим ряд выводов и рекомендаций в плане реализации международноправового опыта по борьбе с коррупцией. Коррупция может быть применена по факту, но в первую очередь, концепция Конвенции требует профилактики. Несмотря на то, что система многосторонней реализации все еще находится в зачаточном состоянии, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требуют от государств-участников установить внутреннюю систему органов предупреждения и борьбы с коррупцией. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию указывают на определенные требования, которым антикоррупционные органы должны отвечать, чтобы быть эффективными. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию не определяет, что должно быть выполнено для того, чтобы антикоррупционные органы считались независимыми.

Keywords: the Council of Europe Criminal Law Convention on Corruption public finances, public oversight, anti-corruption, acts of international organizations.

Ключевые слова: Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, государственные финансы, общественный контроль, противодействие коррупции, акты международных организаций.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию является широкомасштабным документом, направленным на координацию в области уголовной ответственности в отношении большого количества деяний, связанных с коррупцией. Конвенция также предусматривает дополнительные меры в уголовном законодательстве и совершенствование международного сотрудничества в преследовании преступлений, связанных с коррупцией. Конвенция открыта для присоединения государств-нечленов. За ее выполнением будет следить «Группа государств против коррупции – ГРЕКО», которая начала свою деятельность 1 мая 1999 года. После того как государства, которые еще не вступили в ГРЕКО, ратифицируют Конвенцию, они автоматически становятся членами ГРЕКО.

Конвенция имеет широкую сферу действия и дополняет существующие правовые документы. Она охватывает следующие формы коррупционной деятельности, как правило, рассматриваемой как конкретные типы коррупции [1]:

активный и пассивный подкуп национальных и иностранных государственных должностных лиц;

62

активный и пассивный подкуп национальных и иностранных парламентариев и членов международных парламентских ассамблей;

активный и пассивный подкуп в частном секторе;

активный и пассивный подкуп сотрудников международных организаций;

активный и пассивный подкуп национальных, иностранных и международных судей и должностных лиц международных судов;

активное и пассивное использование служебного положения в корыстных целях;

отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией;

преступления, касающиеся операций со счетами (фактуры, бухгалтерские документы и т. д.), связанные с коррупционными преступлениями.

От государств требуется обеспечить эффективные и предупредительные санкции и меры, включая лишение свободы, которые могут приводить к выдаче. Юридические лица также несут ответственность за преступления, совершенные для извлечения выгоды, и подвергаются эффективным уголовным или неуголовным санкциям, включая и денежные штрафы.

Конвенция также включает положения, касающиеся содействию коррупции и подстрекательства, иммунитета, критериев по определению юрисдикции государств, ответственности юридических лиц, создания специализированных антикоррупционных органов, защиты лиц, сотрудничающих со следствием, или с прокуратурой, сбора доказательств и конфискации доходов. В Конвенции предусматривается укрепление международного сотрудничества (взаимной помощи, выдачи и предоставления информации) в расследовании и наказании в связи с коррупционными преступлениями.

ЕС свою антикоррупционную борьбу начал с неправильного использования фондов ЕС в 1995 году

[2].Однако в течение многих лет ЕС расширил поле своего внимания, и последним его шагом является всеобъемлющий двухлетний процесс рассмотрения общих достижений государств-членов по борьбе с коррупцией. Барометр коррупции ЕС показывает, что даже в ЕС борьба с коррупцией далеко не выиграна [3]. По результатам барометра, 74% граждан ЕС считали, что коррупция остается серьезной проблемой в их стране. Около 1% от ВВП ЕС, или около 120 млрд. евро, по оценкам, ежегодно теряется из-за коррупции. Примерно 20-25% стоимости государственных контрактов потеряны из-за коррупции каждый год. Эти цифры поражают [4]. Коррупция серьезно тормозит конкуренцию на внутреннем рынке. В результате, законодательный орган ЕС остановил свой выбор на (более простой) правовой основе обеспечения пространства свободы, безопасности и справедливости [5]. В 1995 году Совет принял Конвенцию о защите финансовых интересов Европейских сообществ (Конвенция ЕС). Конвенция ЕС охватывает незаконное присвоение фондов ЕС посредством мошеннических заявлений или фальшивых документов [6]. Год спустя, в 1996 году был принят Протокол к Конвенции. Настоящий Протокол содержит определения и унифицированные наказания за преступления, связанные с коррупцией [7]. В 1997 году была принята Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц европейских сообществ или должностных лиц государств-членов Европейского Союза [8]. 22 июля 2003 года Совет принял рамочное решение 2003/568 / ПВД по борьбе с коррупцией в частном секторе, охватывающий хозяйственную деятельность в пределах субъектов прибыли и некоммерческих организаций (за исключением, например, НПО, спортивные клубы и т. д.)

[9].В своем решении от октября 2008 года Комиссия создала сеть контактных пунктов государствчленов, с тем, чтобы улучшить сотрудничество между компетентными органами в борьбе с коррупцией в Европе [10]. Кроме того, Стокгольмская программа дает дорожную карту ЕС на 20102014 годы в сфере юстиции, свободы и безопасности, ссылаясь на коррупцию в качестве одной из своих целей [11]. ЕС, однако понял, что различные инструменты по борьбе с коррупцией носили весьма фрагментарный характер и что успех в этом вопросе будет повышен за счет оптимизации последовательной политики в области борьбы с коррупцией во всех сферах ее деятельности. Кроме того, сообщается, что коррупция ухудшилась в некоторых недавно присоединившихся государствахчленах после вступления в ЕС [12]. Кроме того, недавний кризис евро ясно дал понять, что различия в национальной этике и управления могут поставить под угрозу само существование институтов ЕС. Эти соображения привели ЕС к разработке всеобъемлющих рамок по борьбе с коррупцией. В 2011 году Комиссия приняла предложение о согласованных правилах закупок, в том числе гарантиях по борьбе с коррупцией [13]. В июне 2011 года Комиссия опубликовала новое сообщение, в котором основное внимание акцентировано на обеспечение эффективной работы существующих инструментов [14]. Согласно этому мнению, существует достаточная база по борьбе с коррупцией на международном и европейском уровнях, но основной задачей является обеспечение соблюдения существующих положений. По состоянию на 2013 год, ЕС выпустит доклад каждые два года, с двойной целью. Вопервых, это обеспечит «диагноз» проблем коррупции в ЕС. Во-вторых, в докладе освещены конкретные вопросы в каждом государстве-члене, на основе анализа страны. Рекомендации, не

63

являются юридически обязательными, но будут контролироваться на основе последующих отчетов. Цель состоит в том, чтобы работать в тесном контакте с ГРЕКО, механизм борьбы с коррупцией органов Совета Европы, а также избежать дублирования механизмов отчетности. Между тем, ЕС ведет переговоры о членстве в ГРЕКО. Другие продолжающиеся меры включают в себя, среди прочего, законодательное предложение о согласовании правил возвращения активов в странах ЕС [15].

Литература

1.Details of Treaty № 173 Criminal Law Convention on Corruption [Electronic resource]. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/173/ (date of access: 15.11.2016).

2.On the issue of EU fraud, see Centre d'etude pour l'application du droit communautaire en matière pénale et financière, Corruption de fonctionnaires et fraude Européenne, Bruylant, Bruxelles, 1998.

3.See IP/11/678 and E O/11/376. “Frequently Asked Questions: How corruption is tackled at the EU level,”

E O 12/105, press release of 15 February 2012.

4.For an assessment of corruption in the EU, see L. A. Trejo Fuentes, “Corrupción y desigualdad en la Unión Europea,” 37 Revista de Estudios Sociales, 2010. P. 106-120.

5.See e.g. the introductory paragraphs of Council Decision 2008/568/JHA of 22 July 2003, O.J. L 192, 31 July 2003. P. 54-56.

6.Council Act drawing up the Convention on the protection of the European Communities’ financial interests of 26 July 1995, O.J. C 316, 27 November 1995. P. 48-57.

7.It entered into force on 17 October 2002.

8.Council Act of 26 May 1997 drawing up the Convention made on the basis of Article K.3 (2)(c) of the Treaty on European Union, on the fight against corruption involving officials of the European Communities or officials of Member States of the European Union, O.J. C 195, 25 June 1997. P. 2-11.

9.Council Framework Decision 2003/568/JHA of 22 July 2003 on combating corruption in the private sector, O.J. L 192, 31 July 2003. P. 54-56.

10.Council Decision 2008/852/JHA of 24 October 2008 on a Contact-Point Network against Corruption, O.J. L 301, 12 November 2008. P. 38-39.

11.The Stockholm Programme – An open and secure Europe serving and protecting citizens, O. J. C 115, 4 May 2010. P. 1-38.

12.Transparency International, “Money, Politics, Power: Corruption rises in Europe,” National Integrity

Assessment report of 6 June 2012, 3. The report refers in particular to the Czech Republic, Hungary and Slovakia.

13.Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on public procurement, COM (2011) 896 final, 20 December 2011, Article 55. 1 (b). See also Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on the access of third-country goods and services to the Union’s internal mar et in public procurement and procedures supporting negotiations on access of Union goods and services to the public procurement markets of third countries. 21 March 2012. COM (2012) 124 final.

14.Communication from the Commission to the European Parliament, the Council and the European Economic and Social Committee, Fighting Corruption in the EU. 6 June 2011. COM (2011) 308 final.

15.Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on the freezing and confiscation of the proceeds of crime in the European Union. 12 March 2012. COM (2012) 85 final.

64