Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Якушина Е.С. Правовое регулирование деятельности воспитательных учреждений

.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
867.76 Кб
Скачать

тяжкие и особо тяжкие преступления позволила не только ослабить влияние криминальной субкультуры на подростков, желавших порвать с криминальным прошлым, но и повысить эффективность воспитательного воздействия на несовершеннолетних, в том числе и посредством приобщения

кквалифицированному труду.

8.Активизация в конце 1940-х гг. оперативно-разыскной работы с привлечением агентуры из числа несовершеннолетних осужденных,

позволила выявить наличие в детских трудовых колониях значительное количество осужденных из числа ранее неоднократно судимых и скрывавших свой действительный возраст. Устранение недостатков в работе следственных аппаратов в этом направлении положительно отразилась на улучшении оперативной обстановки в местах лишения свободы для несовершеннолетних правонарушителей.

9. С привлечением, после принятия в 1956 г. «Положения о попечительском совете детской колонии МВД», к работе с несовершеннолетними правонарушителями общественных формирований граждан, с практикой установления шефства трудовых коллективов предприятий и учреждений над детскими колониями, с использованием возможностей воспитательного воздействия попечительских советов родителей и иных родственников осужденных характер воспитательного процесса в детских колониях существенно изменился, эффективность мер воспитательного воздействия повысилась и появилась возможность более широкого применения условно-досрочного освобождения.

Достоверность теоретических положений, выводов и рекомендаций,

содержащихся в диссертации, обусловлена изучением и использованием законодательных и ведомственных нормативных правовых актов, архивных документов, исторической и юридической литературы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что сформулированные в нем положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении особенностей

11

развития пенитенциарной системы советского государства, в том числе учреждений, исполнявших наказание в виде лишения свободы для несовершеннолетних правонарушителей.

Историко-правовые источники, введенные в научный оборот,

сформулированные теоретические выводы могут быть использованы в процессе совершенствования пенитенциарной системы для несовершеннолетних правонарушителей. Имеющиеся в нормативных материалах и архивных документах сведения о содержании карательной политики в отношении несовершеннолетних, об особенностях функционирования детских трудовых колоний в исследуемый период,

свидетельствуют о необходимости реформирования современных пенитенциарных учреждений на основе принципов гуманности и справедливости.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении таких учебных дисциплин, как «История отечественного государства и права», «История ОВД», «Уголовно-исполнительное право», «Уголовное право».

Диссертация имеет требуемый уровень апробации. Отдельные положения, выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, обсуждались на международных научно-практических конференциях, проводившихся в Новосибирске в 2011-2015 гг., в

Архангельске (2009 г.), в Москве (2010, 2011 гг.), в Одинцово (2009, 2010

гг.), в Рязанском филиале Московского университета МВД России (2011-

2014 гг.), в Московском областном филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (2011-2015 гг.).

Основные положения и результаты исследования внедрены в учебный процесс Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, а также в практическую деятельность Можайской воспитательной колонии Управления Федеральной службы исправления наказаний России по Московской области.

12

Структура диссертационного исследования. Структура работы

обусловлена поставленными целями и состоит из введения, двух глав,

включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

13

ГЛАВА ПЕРВАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В 1941 1958 ГГ. И УСЛОВИЯ ЕЕ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

§ 1. Организационно-правовое воплощение исправительнотрудовой политики советского государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей

в 1941 1958 гг.

Вопросы научной периодизации функционирования пенитенциарной системы для несовершеннолетних правонарушителей является достаточно важной. Периодизация помогает глубже исследовать и проследить развитие исторического процесса, уяснить хронологические рамки отдельных этапов развития, служит методологическим средством познания.

Самостоятельное, проводимое применительно к каждому периоду,

рассмотрение этапов функционирования пенитенциарной системы для несовершеннолетних правонарушителей имеет большое значение, так как каждый из них характеризуется постановкой перед органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, специфических задач, что непосредственным образом влияло на характер деятельности этих органов.

Применительно к теме диссертационного исследования в рассматриваемый период достаточно четко выделяются три этапа развития пенитенциарной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Первый этап охватывает период с 1941 г. по 1945 г.,

особенности которого определялись военной обстановкой в стране. В эти годы принимается ряд нормативно-правовых актов, направленных, прежде всего, на исполнение уголовных наказаний в условиях военного времени, что предопределило принятие комплекса мер, направленных на укрепление режима содержания в воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей, вовлечение воспитанников в трудовые процессы в

14

интересах обеспечения обороноспособности страны, резкую активизацию военно-патриотического воспитания подростков.

Исправительно-трудовая политика в отношении несовершеннолетних правонарушителей в годы, непосредственно предшествовавшие началу Великой Отечественной войны, была в значительной степени обусловлена уголовно-правовыми мерами, предпринимавшимися руководством советского государства для укрепления обороноспособности страны.

Реализация данных мер оказала воздействие как на численность и состав находившихся в пенитенциарных учреждениях несовершеннолетних правонарушителей, так и на характер и содержание воспитательной работы с ними.

26 июня 1940 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»2, согласно нормам которого рабочие и служащие, самовольно покинувшие свои предприятия и учреждения в рабочее время, наказывались тюремным заключением на срок от 2 до 4

месяцев. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство»3 предусматривал применение к совершившим подобные преступления лицам уголовного наказания в виде лишения свободы на срок в один год. Данные нормативно-правовые акты распространялось в том числе на лиц несовершеннолетнего возраста.

В конце 1940 г. были приняты Указы, непосредственно касавшиеся несовершеннолетних. В частности, Указом Президиума Верховного Совета

СССР от 10 декабря 1940 г. были отдельно криминализованы деяния несовершеннолетних, которые могли повлечь крушение поездов4. Уличенные

2Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. № 20.

3Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. № 28.

4ГАРФ.Ф. 7523. Оп. 4. Д. 42. Л. 55.

15

в совершении подобных действий (развинчивании рельс, подкладывании различных предметов и т.п.) лица привлекались к уголовной ответственности начиная с четырнадцатилетнего возраста. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)» была регламентирована ответственность учащихся данных учебных заведений5.

Ранее, 26 сентября 1940 г., на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) был рассмотрен вопрос о фабрично-заводских училищах и трудовых резервах.

Как пишет в своих дневниковых записях заместитель Председателя СНК

СССР В.А. Малышев, И.В. Сталин на данном заседании обратил внимание на то, что в ФЗУ проводится обучение на принципе добровольности. Им было предложено проводить ежегодные мобилизации молодежи в фабрично-

заводские и училища ремесленные. Учащиеся данных учебных заведений находились на полном государственном обеспечении и сразу после их окончания распределялись на производство, где должны были отработать не менее четырех лет.

Составители сборника, посвященного истории сталинского ГУЛАГА,

приводят в этой связи следующие слова И.В. Сталина6: «Мы не можем быть безучастны к тому, кто идет в рабочий класс. Если это пойдет самотеком, то может испортиться состав рабочего класса, а, следовательно, может испортиться и власть, как диктатура рабочего класса…Нельзя предоставлять воле стихии формирование рабочего класса». Кроме того, по мысли И.В.

Сталина, помимо возможности планировать использование трудовых

5ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 4. Д. 42. Л. 151.

6История сталинского ГУЛАГа: В 7 т. Конец 1920-х – первая половина 1950 гг. Т.7 История современно репрессивно-карательной политики и пенитенциарной системы в материалах Государственного архива Российской Федерации» М., РОССПЭН, 2005 (совместно с Гуверовским институтом войны, революции и мира (США)). С. 628.

16

ресурсов промышленности, эта мера должна была стать инструментом управления численностью и составом рабочего класса7.

В условиях начала Великой Отечественной войны, учитывая характер функционирования плановой экономики, задачи развития военной промышленности и обеспечивавших ее отраслей, нуждавшихся в квалифицированной рабочей силе, не могли быть успешно решены без применения государством мер уголовно-правового характера.

Кроме того, рабочий класс декларировался в качестве главной опоры советской власти. Именно поэтому отказы подростков от учебы в фабрично-

заводских училищах и ремесленных, факты самовольного оставления рабочими и служащими своих мест воспринимались государственной властью как ослабляющий обороноспособность страны саботаж, требующий принятия уголовно-правовых мер. Возможности же материального стимулирования труда в рамках становления плановой экономики были крайне ограничены.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О

государственных трудовых резервах СССР»8 было отмечено, что задачи поступательного промышленного развития требуют постоянного притока квалифицированной рабочей силы на заводы, фабрики, предприятия транспорта, шахты, рудники, так как успешное развитие промышленности возможно лишь в условиях бесперебойного пополнения состава рабочего класса. Это ставит перед государством задачу по организации подготовки новых рабочих из представителей колхозной и городской молодежи.

Президиум Верховного Совета Союза СССР счел необходимым ежегодно направлять на обучение рабочим специальностям от 800 тыс. до 1

млн. человек из числа колхозной и городской молодежи. В ремесленные и железнодорожные училища направлялись несовершеннолетние в возрасте

7Источник. 1997. № 5. С. 113-114.

8ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 4. Д. 40. Л. 32-34.

17

14 – 15 лет, а в школы фабрично-заводского обучения в возрасте – 16 – 17

лет.

Наиболее востребованными были признаны следующие специальности:

металлург, металлист, нефтяник, горняк, химик, рабочий морского и речного транспорта, рабочий предприятий связи, а также ряд других специальностей,

требующих квалифицированной подготовки. Обучение было рассчитано на два года.

Двухгодичные сроки подготовки также были предусмотрены для рабочих железнодорожного транспорта, таких как, помощник машиниста,

котельщик, бригадир по ремонту, слесарь по ремонту вагонов и паровозов.

Подготовка рабочих массовых профессий для металлургической, угольной,

нефтяной, горнорудной промышленности, а также для строительства осуществлялась в школах фабрично-заводского обучения за шесть месяцев.

В Указе Президиума Верховного Совета Союза СССР подчеркивалось,

что молодыми трудовыми резервами распоряжается непосредственно Совет народных комиссаров Союза ССР, и они не могут быть использованы наркоматами без специального разрешения правительства.

Необходимо отметить, что, несмотря на мобилизационный характер данных мер, они имели и важное социальное значение, так как обучение учащихся осуществлялось бесплатно и они находились на полном государственном обеспечении, что было особенно важно в условиях сложной экономической ситуации.

Мобилизационный принцип комплектования накладывал на каждого председателя колхоза следующую обязанность: рекрутировать из расчета на каждые числящиеся в колхозе 100 человек в возрасте от 14 до 55 лет, по два лица мужского пола в возрасте 14 – 15 лет в железнодорожные и ремесленные училища и по два лица мужского пола в возрасте 16 – 17 лет в школы фабрично-заводского обучения. Квоты для городов определялась непосредственно Совнаркомом Союза ССР.

18

Окончившие указанные учебные заведения признавались мобилизованными, и в течение четырехлетнего срока после окончания обучения на них распространялась отсрочка от призыва в вооруженные силы9.

Первые результаты реализации мер по укреплению дисциплины обучающихся подростков и усилению их ответственности были подведены прокурором по делам несовершеннолетних прокуратуры СССР В.Ш.

Тадевосяном в докладной записке от 8 мая 1941 года, направленной в адрес прокурора СССР В.М. Бочкова10. В ней, в частности, отмечалось, что по нормам Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г.

было осуждено 4206 учащихся школ ФЗО, железнодорожных и ремесленных училищ. В том числе: за самовольные уходы из учебных заведений – 3028

человек; за систематические и грубые нарушения учебной дисциплины –

1178 человек. Из их числа, согласно представленным НКЮ СССР, за период с января по март 1941 г. осуждено – 2177 человек; оправдано – 76 человек,

направлены в трудовые колонии на срок до 6 месяцев – 724 человек, на срок свыше 6 месяцев – 1407 человек.

В докладной записке обращалось внимание на заметное снижение количества привлеченных к ответственности в марте 1941 г. (965 человек) по сравнению с февралем 1941 г. (1525 человек). Причиной этого стало издание нормативных актов Главного Управления Трудовых Резервов при СНК

СССР, обращавших внимание на недопустимость неоправданного исключения нарушителей дисциплины из училищ и школ. Автор докладной записки также приводит следующие причины снижения числа привлеченных

кответственности учащихся:

-во-первых, возможно, имевшее место искусственное занижение количеств нарушений Указа на местах, выражавшееся в том, что

руководители учебных заведений не направляли в органы прокуратуры

9ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 4. Д. 40. Л. 32-34.

10ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 37. Д 249. Л. 8-10.

19

материалы о самовольных уходах или систематических нарушениях учащимися школьной дисциплины;

- во-вторых, ненадлежащий учет посещаемости учебных заведений,

приводивший к несвоевременной информированности их директоров о фактах самовольного ухода учащихся;

- в-третьих, задержки в передаче материалов в органы прокуратуры, при том, что согласно нормативным актам Главного Управления Трудовых Резервов директора училищ и школ не обладали правом отчисления обучающихся.

В качестве приложения докладная записка включала в себя проект письма в адрес Главного Управления Трудовых Резервов, в котором предписывалось принять необходимые меры в целях предотвращения повторения изложенных негативных фактов11.

На поддержание дисциплины и наведение порядка посредством уголовно-правовых мер направлены и нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1941 г. «Об уголовной ответственности за самовольный проезд в товарных поездах и за самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном»12. Так, самовольный проезд наказывался сроком тюремного заключения в один год. Самовольная без надобности остановка поезда стоп-краном, не влекшая за собой более тяжких последствий, – сроком тюремного заключения от одного года до трех лет.

В предвоенные годы правоохранительными органами отдельно поднимался вопрос об ответственности несовершеннолетних лиц за

«контрреволюционные» преступления, которые совершались ими без подстрекательства взрослых. Действовавшее на тот момент законодательство четкого указания на этот счет не содержало. В этой связи прокурор Житомирской области Ф.П. Ганотченко обращался за разъяснениями к

11ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 37. Д. 249. Л. 8-10.

12ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 4. Д. 48. Л. 86.

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]