Доклад по языкознанию: Оппозиции в языке.
План.
-
Биография Трубецкого
-
Биография Якобсона
-
Структура языка
-
Языковые союзы
-
Классификации оппозиций
-
Метод оппозиций
-
СТРУКТУРА ЯЗЫКА И ЯЗЫКОВЫЕ СОЮЗЫ. НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ТРУБЕЦКОЙ
Одним из самых видных лингвистов XX в. был Николай Сергеевич Трубецкой (1890—1938), проживший недолгую, но насыщенную активной научной деятельностью жизнь.
Н. С. Трубецкой родился в Москве. Он принадлежал к старинному княжескому роду, его отец и дядя были известными учеными. Исключительные способности Николая Трубецкого проявились ещё в детстве: 13-летним он посещал заседания этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, а
в 15 лет опубликовал свою первую научную работу. Окончив Московс кий университет, Николай Сергеевич Трубецкой преподавал в нём, но недолго: во время Гражданской войны ему пришлось эмигрировать за рубеж.
В Вене учёный стал профессором университета и написал большинство своих научных трудов. В 1938 г. Австрия была захвачена фашистской Германией, на квартире Трубецкого произвели обыск. У учёного, тяжело переживавшего эти события, обострилась болезнь сердца, и вскоре он умер.
Роман осипович якобсон
Роман Осипович Якобсон (1896— 1982) — одна из самых ярких фигур в лингвистике XX в. Интерес к языку проявился в нем очень рано: уже во время учебы в гимназии он собирал пословицы, поговорки, загадки, песни — СЛОВОМ/ тот богатый городской фольклор, который можно было услышать на московских улицах в 10-х гг, XX в.
В 1914 г. Якобсон поступил на славяно-русское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Его учителями были замечательные отечественные ученые — Дмитрий Николаевич Ушаков и Николай Николаевич Дурново. Большое влияние на тогдашнюю университетскую молодежь, как и на лингвистов старшего поколения, оказывали постулаты научной школы Филиппа Федоровича Фортунатова, Р. О, Якобсона привлекали строгость и точность научного мышления, которые отличали фортунатовскую школу.
С университетских времен проявился исключительный талант Якобсона создавать и организовывать деятельность самых разнообразных научных сообществ. До эмиграции в Чехословакию в 1920 г. ученый активно участвовал в работе всех значительных научных обшеств Москвы и Петербурга. Сначала это был диалектологический кружок под руководством Дмитрия Николаевича Ушакова. Затем члены этого кружка, в том числе и будущие известные ученые Николай Феофанович Яковлев (1872—1974) и Пётр Георгиевич Богатырев (1893—1971), вошли в состав Московского лингвистического кружка (1915—1924 гг.). Первым его председателем стал Якобсон. Членами этого научного общества были не только филологи, но и начинающие поэты — Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский. Главными темами заседаний были вопросы фольклора, поэтики и метрики.
В 1916 г. Якобсон, не прекращая своей деятельности в Московском лингвистическом кружке, начинает работать и в другом научном объединении — знаменитом ОПОЯЗе (Обществе по изучению поэтического языка). Основу общества составляли Юрий Николаевич
Тынянов, Виктор Борисович Шкловский, Борис Михайлович Эйхенбаум. Именно в ОПОЯЗе вышла одна из первых крупных работ Р. О. Якобсона — книга «О чешском стихе».
Якобсон дружил со многими замечательными людьми своего времени: художниками Казимиром Малевичем и Павлом Филоновым, поэтом Велимиром Хлебниковым, гениальность которого он разглядел одним из первых. Уже в эмиграции Роман Осипович был дружен и даже вел совместный семинар с великим физиком Нильсом Бором*
После отъезда из России, в вынужденной последующей разлуке с близкими по духу людьми, Якобсон все же не потерял интереса к коллективной научной деятельности. Он был активным участником Пражского лингвистического кружка (1926 — начало 50-х гг.) и многих других научных обществ.
Фонология, морфология, теория языковых союзов, психолингвистика, поэтика, метрика — вот далеко не полный перечень научных интересов Р. О. Якобсона. Его работы оказали большое влияние на лингвистику.
Начиная с 1956 г. Якобсон неоднократно приезжал в СССР» Каждый его визит становился важным событием для отечественных лингвистов. Для них это была одна из немногих возможностей наладить связи с учёными Запада. За 60 лет, которые ученый провёл за границей, сначала в Европе, а затем в Америке, он очень многое сделал для восстановления связей между мировым лингвистическим сообществом и отечественной наукой.