Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

korkonosenko_sg_aktualnye_problemy_sovremennosti_i_zhurnalis

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
28.07.2020
Размер:
1.18 Mб
Скачать

Федеральное агентство по образованию и науке Гуманитарный институт

Тольяттинский государственный университет Кафедра «Журналистика»

С.Г. Корконосенко

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ЖУРНАЛИСТИКА

Учебное пособие

Тольятти

ТГУ

2009

1

УДК (070:32.001)(075.8) ББК 76.01:66

К668

Рецензенты:

д.филол.н., профессор факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Л.П. Громова; д.филол.н., профессор кафедры «Философия» Тольяттинского государственного университета Н.Ф. Шаронов.

К668 Корконосенко, С.Г. Актуальные проблемы современности и журналистика : учеб. пособие / С.Г. Корконосенко. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 184 с.

Вучебном пособии прослеживаются взаимосвязи журналистики

срешением центральных проблем современного общества. Первостепенное внимание уделяется функционированию прессы в сфере политики. С этой целью привлекаются теоретические и методические ресурсы политологии журналистики. Значительная часть книги посвящена пониманию журналистики как части национальной культуры.

Вэтом свете проводится экспертиза уровня квалификации журналистов и их интеллектуальной подготовленности к выполнению общественного долга и служебных обязанностей. Тематика рассматривается в проблемно-дискуссионной постановке, что предполагает активное участие студентов в поисках ответа на сложные вопросы социального функционирования журналистики.

Для студентов специальности «Журналистика» дневной и заочной форм обучения, аспирантов и преподавателей высшей школы, занимающихся проблемами участия прессы в социальной жизни.

Рекомендовано научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.

© Тольяттинский государственный университет, 2009

2

Введение

Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» читается на 5 курсе дневного отделения и 6 курсе ОЗО. По содержанию он представляет собой своего рода обобщение тех знаний о месте журналистики в современном мире, которые студенты ранее получали в рамках других дисциплин учебного плана. Какие проблемы сегодня особенно актуальны? Как все они могут поместиться в один учебный предмет? Можно ли делить все бесчисленные вопросы, встающие перед человеком и обществом, на более и менее значимые? Такое деление было бы искусственным и заведомо неточным. Значит, с одной стороны, нам неизбежно придется ограничить круг рассматриваемых тем, а с другой стороны, мы не будем принижать значение других насущных вопросов, которые не попадают в поле нашего рассмотрения.

Итак, в данной версии курса и в конкретном университете основными будут два тематических направления – положение журналистики в современном социальном мире и свойства журналистики как общественной деятельности и профессии. Так и строится учебное пособие. Эти направления, на наш взгляд, достаточно насыщены проблемным содержанием, чтобы отразить самые острые противоречия, возникающие во взаимодействии прессы с меняющимся миром, показать динамику самой журналистики под влиянием общественных процессов, разобраться в путях и способах ее влияния на общество и его институты.

Первое направление мы рассмотрим главным образом через призму политического функционирования прессы, как особенно значимой стороны ее практики и тематической специализации. Для этого привлекаются теоретико-методические ресурсы политологии журналистики – относительно новой, но активно утверждающей себя научной и учебной дисциплины. Политологами называют себя те журналисты, кто занят наблюдением за деятельностью властей, развитием демократических процессов, партийным строительством и т. п. Так же именуют себя исследователи политической журналистики. Однако, как показывает изучение взглядов и высказываний тех и других специалистов, между ними нет согласия по поводу содержания и целей их деятельности, взаимоотношений с политологией как общественной наукой, влияния журналистики на политику и политики на прессу и др.

3

Эти и подобные разногласия возникают, прежде всего, потому, что не прояснены общие вопросы о положении и функционировании журналистики в политическом и – шире – социальном мире. Дополнительные сложности создает возрастающая деловая активность в смежных областях: в политической рекламе, технологическом обеспечении избирательного процесса, политическом лоббировании и т. п. Как обычно, дает о себе знать и уверенность в том, что ответы на все вопросы подскажет редакционная практика. Между тем именно чрезмерные упования на интуицию и производственный опыт как раз и порождают многие просчеты. Чтобы точно определить свою позицию в этом профессиональном пространстве, надо специально погрузиться в изучение политологии журналистики.

Вторая часть пособия посвящена проблемным ситуациям в понимании тенденций развития самой журналистики. Здесь концепции

иопыт прессы рассматриваются в связи с процессами, идущими в со- циально-культурной сфере. В этом свете проводится этическая и про- фессионально-методическая экспертиза деятельности СМИ, уровня квалификации журналистов и их интеллектуальной подготовленности к выполнению общественного долга и служебных обязанностей. Факты из практики редакций рассматриваются с привлечением выводов, сделанных в науке профессиологии, которая в последние годы глубоко

инастойчиво интересуется журналистикой.

Пособие включает в себя материалы, которые, как правило, еще не вошли в распространенные учебные издания. Особенность изложения заключается, прежде всего, в том, что опыт прессы анализируется перекрестно: и с точки зрения производственных задач редакций, и в свете теоретического знания о взаимодействии журналистики и общества. Тематика рассматривается в проблемно-дискуссионной постановке, что предполагает активное участие студентов в поисках ответа на вопросы, не имеющие однозначного решения.

Конечно, для овладения материалом курса недостаточно одного небольшого издания. От студентов потребуется глубокая и разнообразная эрудиция в таких областях, как структурирование научного знания о журналистике, различие в подходах к изучению прессы с позиций общественных наук и теории журналистики, потребности редакционной практики в ее научном обеспечении. Как правило, вопросы такого

4

плана раскрываются в новейших литературных источниках, причем зачастую содержащих противоречивые взгляды и оценки. Рекомендуется ознакомиться с максимально возможным количеством таких источников, чтобы не оказаться в зависимости от однозначных суждений како- го-либо специалиста. Удобный и доступный материал для знакомства с разнообразием суждений и фактов представляют, в частности, ежегодные выпуски материалов конференций: «Журналистика в … году» (МГУ), «Журналистика и социология» (кафедра социологии журналистики СПбГУ), «Дни Петербургской философии» (секция «Журналистика в мире политики») и др. В учебное пособие включен список литературы, который поможет самостоятельно разобраться в сложной проблематике в целом и в отдельных вопросах. Хотелось бы также посоветовать читателям соотносить научно-теоретические знания с регулярным наблюдением за текущей практикой журналистики в России

идругих странах.

Впособии использованы материалы исследовательского проекта Минобрнауки РФ № 2.1.3/3713.

5

Часть I. ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ

СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ

1. СОЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

Российское общество без российской журналистики? Потребность практической журналистики в научном обосновании Развитие журналистики: спонтанность и моделирование

Вназвании этого раздела нет особенной загадочности. Имеется

ввиду такой угол зрения на журналистику, который позволяет увидеть ее отношения с реальным обществом и оценить ее практику с точки зрения общественных интересов. При этом мы будем опираться на систему знания об обществе, или современную социальную науку. Значит, за порогом нашего внимания останутся многие внутренние для прессы, собственно производственные и творческие вопросы, которым посвящены другие учебные курсы. Но прежде чем рассматривать отношения журналистики с социальным миром и социальной теорией, надо договориться, что будет пониматься под журналистикой. По крайней мере, что имеет в виду автор. Ведь другие специалисты, несомненно, предложат свои толкования и определения, и это постоянно происходит в научной и учебной литературе. Заметим, что здесь мы предлагаем не академические определения объекта (это не входит в задачи курса), а описательные характеристики тех форм, в которых журналистика предстает, являя себя миру.

Российское общество без российской журналистики?

Решить эту задачу нам особенно важно потому, что литература пестрит различными наименованиями, и время от времени делаются попытки «влить» в одно из них все прочие. Так, например, подчеркивается, что хотя понятия средства массовой информации и средства массовой коммуникации могут восприниматься как синонимы, предпочтительнее использовать наименование СМК как якобы более актуальное в содержательном отношении и чаще используемое в теории и практи-

6

ке1. И далее к СМИ, вопреки устоявшимся представлениям и правовым нормам, причисляются книги, кино, компьютер… Журналистика же в массово-коммуникационных контекстах не возникает совсем.

Думается, что нужды в таких слияниях и заменах нет. Чем определеннее разграничены явления и понятия, тем точнее будут описаны их специфика и социальные «полномочия». Журналистика, согласно энциклопедическим справочникам и учебникам, – это общественная

ипроизводственная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т. п.); еще одно значение этого слова

– совокупность организаций и средств сбора и доставки информации: в первую очередь редакции, а также телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база («инфраструктура»). Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности – произведения, из которых составляют номера газет

ижурналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.

Как мы видим, журналистика представляет собой богатое смыслами, многоплановое понятие. Таким оно стало в результате долгой эволюции и самой деятельности, и знания о ней. Ряд специалистов рассматривают многозначность слова и явления как трудность, которую надо преодолеть путем упрощения, отсечения каких-либо «второстепенных» смыслов. Странно было бы наблюдать подобные опыты над такими сложными объектами, как, скажем, литература или физика, государство или наука.

Вамериканской и европейской лексике (а с некоторых пор и в России) широко используется понятие mass media, массмедиа (или просто media, медиа)­. С двадцатых годов прошлого столетия, когда был впервые введен в употребление этот термин, западные специалисты отмечают, что его реальное содержание заметно расширилось. Сегодня оно вбирает в себя различные средства, используемые для доставки информации массовой аудитории (радио, телевидение, кабельное ТВ, газеты, журналы, книги, диски, электронные средства связи), и охватывает

1 Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России / С.В. Коновченко, А.Г. Киселев. М., 2004. С. 39; Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций / И.П. Яковлев. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2007. С. 4.

7

различные стороны жизни населения, помимо получения оперативной журналистской информации. Именно это понятие по смыслу теснее всего смыкается с СМК. «Медиа» явно претендует на универсальность, по меньшей мере, при характеристике коммуникационных каналов, находящихся в распоряжении современного жителя планеты. Отсюда

– расширительное употребление таких «отпочкований», как «медийный», «медиасфера», «медиабизнес» и др.

Некоторые научные школы предлагают еще более развернутое понимание медиа. В частности, современные последователи легендарного (и парадоксального) канадского мыслителя М. Маклюена сегодня пишут следующее: «До Маклюена были представления и выставки, искусство и развлечение, спектакли и реклама… До Маклюена были массовая коммуникация, массовая культура и массмедиа. Последние представляли собой категорию в основном ограниченную печатным делом, вещанием, кинематографом и звукозаписью; напротив, Маклюен в книге ‘Understanding Media’ (1964) рассматривал речь, письмо, велосипеды, электрический свет, телефон, игры, одежду, домашнее хозяйство, города и оружие как медиа»2.

Вместе с тем слово «журналистика» (journalism) отнюдь не исчезло из международного профессионально-речевого оборота. Оно, согласно, например, американским справочникам, соотносится с выпуском периодических изданий и, что нас особенно интересует, с освещением актуальных событий и явлений3. В нашем отечестве также нет реальных причин для вытеснения журналистики из словаря и из числа объектов изучения. Она не растворяется в смежных сферах, а остается самостоятельным, конкретным феноменом производственно-трудовой деятельности, профессиональной практики и общественной жизни. Как таковая она взывает к специализированному научно-теоретическому анализу.

В дальнейшем мы будем вести речь о социально-научном отражении именно журналистики, во всем многообразии значений, стоящих за этим словом. Однако первостепенное внимание будет обращено к практике, опыту жизнедеятельности прессы. Это принципиальная установка. Отрицание практики со стороны исследователей журналис-

2 Strate L., Wachtel Ed. Introduction / L. Strate, Ed. Wachtel // The Legacy of McLuhan / Ed. by L. Strate, Ed. Wachtel. Cresskill (New Jersey, USA), 2005. P. 2.

3 Элмор Р. Терри. Словарь языка средств массовой информации США / Терри Р. Элмор. М., 1992. С. 311.

8

тики, когда такое встречается, нельзя оценивать иначе, как бессодержательную гимнастику ума. Журналистская наука, в отличие от некоторых других областей гуманитарного познания, находит свой объект, прежде всего, в живой действительности – а именно в опыте прессы

ипорождаемых им идеях. Преодоление опыта имеет точно очерченные границы: наука о журналистике «питается» прессой и существует благодаря ей, наука охватывает только те пределы, в которых действует сама пресса. Далее либо начинается беспредметное умствование, либо мы вступаем на территорию другой научной дисциплины. А это ведет к серьезным просчетам в понимании своего объекта, в чем мы сможем убедиться по мере дальнейшей разработки темы.

Есть ли, однако, сейчас основания говорить о журналистике как о целостном образовании, в частности, в нашей стране? Может, правильнее будет констатировать, что она раздроблена на бесчисленные фрагменты, которые не подчиняются общим правилам и оценкам

ивстроены в столь же дробные сегменты общества? Этой сложной проблемой мы займемся специально.

Вконце восьмидесятых годов прошлого столетия ленинградский социолог А.Н. Алексеев занялся собиранием коллекции неформальной (как тогда говорили) прессы. Перестройка катилась к закату, зарождалось новое, непонятное еще, устройство общественной жизни, цензур- но-идеологический контроль не успевал пресекать напористый самиздат... В коллекции Алексеева скопились сотни образцов, и каждому становилось ясно, что перед ним – хранилище «посадочного материала» для грядущего разнообразия в газетно-журнальном мире. Те посевы взошли на наших глазах. На 1 января 2008 г. в России было зарегистрировано 92850 средств массовой информации, из них 73078 печатных

и19772 электронных. Об этом сообщила Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и культурного наследия. Отмечается, что с каждым годом количество зарегистрированных СМИ в стране растет4. За десять лет пресса увеличилась по количеству в три раза. При этом добавилось и много нового в качественных характеристиках. Специалисты по типологии СМИ теряются в определениях

иуточнениях к своим некогда надежным схемам. Так, срочно потре-

4 Интернет-СМИ дожимают печатную прессу : http://www.cnews.ru/news/top/index. shtml?2008/03/12/291740.

9