- •1. Фаза внедрения и лимфатического заноса возбудителя в организм, соответствующая началу инкубационного периода
- •2. Развитие лимфангоита и лимфаденита в области тонкого кишечника - соответствует концу инкубационного периода
- •3. Бактериемия - соответствует окончанию инкубационного периода и началу первых клинических проявлений болезни
- •4.Интоксикация
- •5.Паренхиматозная диссеминация микробами
- •6. Выделение возбудителя из организма
- •7. Аллергические реакции
- •8.Формирование иммунитета и восстановление нарушенного равновесия организма
- •3. Фаза наивысшего напряжения болезненных процессов
- •4. Период ослабления клинических явлений
- •5. Период реконвалесценции
Инкубационный период составляет от 10-14 дней до 3 недель.
Самочувствие больного ухудшается, появляется значительная слабость, усиливается головная боль, присоединяется бессонница.
Температура постепенно поднимается ступенеобразно и к 4-5-ому дню болезни достигает 39-40. У некоторых больных брюшной тиф может начинаться не постепенно, а остро.
При осмотре выявляется брадикардия, повышенная температура, расщепление пульсовой волны, гипотония.
Язык утолщен, обложен коричневым налетом, сухой(фулигинозный язык)
К концу этого периода увеличивается печень и селезенка, определяется метеоризм, притупление в правой подвздошной области(симптом Падалки)
2. Период разгара (длится 2-3 недели)
В этот период уже выражен Status typhosus - адинамия, затеменение сознания, нередко оглушенное или ступорозное сознание, бред обычно при наличии высокой температуры.
Головная боль и бессонница нередко становятся мучительными. Температура держится на высоких цифрах, имея постоянный характер.
При объективном исследовании: лицо бледное и несколько одутловатое, губы сухие, потрескавшиеся, взгляд сонный, безучастный, мимика бедная и вялая.
Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается относительная брадикардия, гипотония, дикротия пульса.
В этот же период (на 8-10-й день болезни) появляется типичный симптом брюшного тифа - розеолезная сыпь.
Розеолезная сыпь имеет вид розовых пятнышек, округлой формы, величиной 2-2,5 мм в диаметре, резко ограниченных от здоровой неизмененной кожи. При надавливании на кожу в области розеолы сыпь исчезает, после прекращения давления сыпь появляется вновь.
Сыпь появляется обычно на коже живота и боковых поверхностях грудной клетки, бедрах. Количество розеол на коже обычно невелико, довольно скудное.
После исчезновения сыпи остается едва заметная пигментация кожи.
3. Фаза наивысшего напряжения болезненных процессов
Вследствие токсического поражения нервной системы, больные в этой периоде могут впасть в сопорозное или коматозное состояние.
При этом нередко наблюдаются судорожные подергивания мимической мускулатуры, дрожание конечностей, непроизвольное движение пальцев рук, непроизвольные мочеиспускание и дефекация.
Стадия полного развития болезни продолжается около двух недель, а затем все симптомы начинают постепенно ослабевать и исчезать
4. Период ослабления клинических явлений
Температура, бывшая до этого постоянной, начинает давать все более выраженные утренние ремиссии и снижается. Все симптомы постепенно исчезают. Проясняется сознание, восстанавливается сон, появляется аппетит. Селезенка и печень уменьшаются в размерах, слизистые оболочки увлажняются, язык очищается от налета.
Общая продолжительность лихорадочного периода при брюшном тифе составляет около 4 недель.
С нормализацией температуры больной переходит в последний, заключительный период болезни
5. Период реконвалесценции
Нарушенные функции организма постепенно восстанавливаются, но слабость и повышенная раздражительность нервной системы могут сохраняться длительное время.
Дегенеративные изменения в ряде паренхиматозных органов остаются значительно дольше клинических симптомов болезни. В этот период может выявиться ряд поздних осложнений. При отсутствии осложнений следует иметь в виду, что иногда за кажущимся выздоровлением больного может последовать возврат болезни - рецидив.
Паратифы А и В Острые инфекционные болезни, вызываемые сальмонеллами и протекающие как брюшной тиф
Возбудителем паратифа А является Salmonella enterica subs, enterica serovarparatyphi А, паратифа В — Salmonella enterica subs, enterica serovar paratyphi В.
Как и брюшнотифозные бактерии, они содержат О- и Н-антигены, но не имеют Vi-антигенов, обладают одинаковыми морфологическими свойствами, подразделяются на фаготипы.
Источниками инфекции при паратифе А являются больные люди и бактерионосители, а при паратифе В ими могут быть и животные (крупный рогатый скот, свиньи, домашняя птица).
Патогенетические и патологоанатомические нарушения при паратифах А и В такие же, как и при брюшном тифе.
Паратифы А и В очень сходны по своим клиническим признакам и имеют некоторые клинические особенности. Дифференцировать их между собой и от брюшного тифа практически возможно только бактериологически — по выделению возбудителя.
Паратиф А
Встречается реже, чем брюшной тиф и паратиф В.
Чаще протекает в виде заболеваний средней тяжести, но может давать и тяжелые формы болезни.
В начальный период наблюдаются гиперемия лица, инъекция сосудов склер, герпетическая сыпь на губах, насморк, кашель.
Сыпь появляется рано — уже на 4—7-й день болезни, бывает полиморфной (розеолезная, макулезная, макуло-папулезная и даже петехиальная).
Основной метод подтверждения диагноза — бактериологический.
Реакция Видаля обычно отрицательная в течение всей болезни (в некоторых случаях — положительная в очень низких титрах). Осложнения и рецидивы в настоящее время наблюдаются несколько реже, чем при брюшном тифе.
Паратиф В
Клинически паратиф В протекает легче, чем брюшной тиф, хотя встречаются и тяжелые формы с гнойными септическими осложнениями.
Болезнь часто начинается внезапно с явлений острого гастроэнтерита и только затем присоединяются симптомы, сходные с клиническими проявлениями брюшного тифа.
Температурная кривая отличается большим суточным размахом, часто волнообразная.
Сыпь появляется на 4—6-й день болезни, розеолезная, но более обильная, чем при брюшном тифе.
Диагноз подтверждается выделением возбудителя, однако можно использовать и серологические реакции, особенно при постановке их в динамике.
Осложнения брюшного тифа
Осложнения подразделяются:
Специфические, обусловленные патогенным влиянием возбудителя и его токсина:
- кишечные кровотечения
- перфорация кишечника
- инфекционно-токсический шок
Неспецифические, вызванные сопутствующей микрофлорой:
- пневмония
- менингиты
- паротиты
- стоматиты
Перфорация кишечника
Перфорация кишечника обычно наступает на 3-й неделе заболевания, но может произойти и в более ранние сроки (11—13-й день болезни).
На фоне приема антибиотиков она развивается даже при нормальной температуре тела и удовлетворительном состоянии больного.
Перфорации способствуют выраженный метеоризм, нарушение больным постельного режима, а также наличие выраженного дефицита массы тела.
Наиболее постоянными признаками перфорации и начальной стадии перитонита являются боли в животе, напряжение мышц брюшной стенки и учащение дыхания. Ведущим симптомом являются боли в животе. Иногда больные жалуются на внезапно появившиеся сильные боли в животе, обычно в нижних отделах справа, однако чаще болевые ощущения бывают умеренными или слабыми.
Кишечные кровотечения
Кишечное кровотечение встречается в те же сроки, что и перфорация кишечника.
При кишечном кровотечении на высоте интоксикации наблюдается кратковременное резкое падение температуры тела, прояснение сознания, уменьшение головной боли и улучшение самочувствия больного.
Затем больной бледнеет, черты лица заостряются, на лбу выступает холодный пот, учащается пульс, падает артериальное давление. При массивном кровотечении может развиться коллапс.
Примесь крови в испражнениях («дегтеобразный стул») при небольшом кровотечении отмечается только через 8—12 ч после его начала. При массивном кровотечении уже спустя 1,5—2 ч стул представляет собой почти чистую кровь. В периферической крови снижается содержание гемоглобина, эритроцитов, показатель гематокрита, увеличивается число ретикулоцитов.
Инфекционно-токсический шок
Инфекционно-токсический шок (ИТШ) — развивается в периоде разгара болезни (на 2—3-й неделе).
При ИТШ состояние больного резко ухудшается, характерная для брюшного тифа заторможенность значительно усиливается, вплоть до прострации.
Температура тела резко снижается до нормальных или субнормальных цифр. Кожа становится еще бледнее, с сероватым оттенком. Выраженная тахикардия, пульс слабого наполнения, нитевидный. Артериальное давление падает, вначале в большей степени диастолическое.
Снижается диурез, вплоть до анурии.
В связи с характерной для большинства больных тяжелым брюшным тифом артериальной гипотензией диагностика ИТШ и определение его степени по величине артериального давления и частоте сердечных сокращений затруднены.
Диагностика брюшного тифа
Брюшной тиф диагностируют на основании клинический проявлений и эпидемиологического анамнеза и подтверждают диагноз с помощью бактериологического и серологического исследований.
Уже на ранних сроках заболевания возможно выделение возбудителя из крови и посев на питательную среду. Результат обычно становится известен через 4-5 дней.
Лабораторная диагностика
Бактериологическое исследование мочи, кала
Кровь на микрофлору и стерильность (кровь засевают в питательные среды, содержащие желчь, либо стерильную дистиллированную воду)
Посев дуоденального содержимого (порции В и С)
Серологическая диагностика
Кровь на брюшнотифозный РНГА проводится с О, Н и Vi-антигенами
Кровь на реакцию Видаля с О и Н антигенами: О-антигены появляются на 4 сутки и снижаются в период выздоровления, Н-антигены появляются на 8-10 сутки и сохраняются в течении 3 месяцев после выздоровления, также они могут свидетельствовать о вакцинации
РИФ, ИФА, РНФ, РНА – эти методы также являются весьма специфичными и информативными, но к ним прибегают редко, так как РНГА бывает вполне достаточно
