Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общие положение и требования по работе по Истории России и Всеобщей истории.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
82.76 Кб
Скачать

Общие положение и требования по работе по Истории России и Всеобщей истории

Требования к оформлению докладов и рефератов.

  1. Оформление.

  • Выполнено в печатном виде в формате листа А4.

  • Шрифт – Times New Roman

  • Размер шрифта – 12-14, межстрочный интервал – 1,5

  • Поля – 25 мм слева, справа – 10 мм, снизу и сверху – по 20 мм.

  • Количество страниц

  • Минимально – 8 страниц, максимально – неограниченно

  • Наличие ссылок, как минимум 1-2 на каждой странице, обязательно. Они могут быть постраничными, могут быть в конце листа.

  • Каждый пункт озаглавлен и страницы пронумерованы.

  • Если есть картинки – то это Приложение, оно идет отдельно к основной части

  • Наличие титульного листа, оглавления, списка литературы в конце

  • Каждая глава/пункт начинаются с новой страницы.

II. Содержание.

Что должно быть отражено в работе:

  1. Актуальность темы

  2. Проблема, которая освещается

  3. Цель работы и задачи

  4. Анализ источников, по которым вы работали

  5. Источники – минимум 3-5 штук и это не Википедия. Это книги, фильмы, документальные или не совсем, документы, веб-сайты, форумы и пр.

  6. Ссылки на источники тоже оформляются!

  1. Образец работы (доклад, реферат) на примере моих работ, как должно что выглядеть.

Титульный лист делаете, как обычно для всех рефератов и докладов у других учителей, но в печатном виде.

  1. Научные работы. До 8-10 страниц. Годятся для рефератов и докладов, а также отлично подходят для тех, кто готовится на конференции, это университетский уровень, то к чему стоит стремиться. Другой вариант будет ниже*

Образцы НК.

НК-1.

Кодекс Наполеона как фактор прогресса Германии в XIX веке.

Научный руководитель: к.и.н. Комплеев А.В.

Кафедра Всеобщей истории, историографии и археологии

Выполнена: Киреевой М.М., 13 ИПИ-1 3 курс

Мы знаем, что благодаря Бисмарку Германия стала сильной, великой и главное - единой. Однако чтобы стать такой, какой ее сотворил железный канцлер, Германии пришлось пройти еще несколько этапов своего развития, один из которых пришелся на Наполеоновские войны. Казалось бы, на первый взгляд, Наполеон Бонапарт не имеет никакого отношения к объединению враждебной ему Германии: обычно завоеватели всегда приносят на оккупированные земли только разруху. Но правильно ли так считать?

«Достойный враг куда лучше глупых друзей» - это как раз о проблеме влияния Наполеоновских преобразований во всё еще раздробленной Германии. Напомним, что войны Наполеона велись в интересах французской буржуазии, стремившейся закрепить свое военно-политическое и торгово-промышленное господство на континенте, оттеснив на второй план английскую буржуазию, что способствовало превращению Европы в государства, управляемые его родными, а во главе этой системы стоял бы он сам. Будучи еще Первым консулом, Наполеон провел ряд реформ во Франции, которые дали совсем скоро свои положительные результаты. Такие же реформы скоро были проведены в Германии после подписания 12 июля 1806 г. в Париже договора между Наполеоном и германскими государями и образования Рейнского союза немецких государств и ликвидации Священной Римской империи германской нации 1 августа 1806 г.

Чем же стала «Третья Германия» при Наполеоне изнутри – то есть при помощи Гражданского Кодекса? Этот свод законов, который Наполеон обсуждал много месяцев и по многим спорным вопросам выносил свое решение, заменил рыхлые формулировки революции четкими принципами разума, беспристрастно отшлифованными опытными юристами [4, с. 156]. Составленный свыше 2200 статей (включая вступление) и разделенный на 3 книги с титулами и главами, он предусматривал соблюдение каждым гражданином закона на всей территории с того момента, «который опубликование закона может стать там известным» [1, с. 1]. Очень много уделяется внимание в Первой книге Кодекса гражданским правам и обязанностям супругов в момент заключения или расторжения брака [1, с. 2-14], понятию которому тоже уделяется внимание (Титул 5), родителей по отношению к детям и наоборот, где четко указываются органы гражданского состояния. Напомним, что в Германии не было такого по двум причинам как минимум:

  1. Церковь была главным органом, где заключались акты гражданского состояния

  2. Ввиду раздробленности Германии, единого немецкого законодательства не существовало. Были только свои органы законодательства – местные.

Во второй книге Кодекса уделяется внимание проблеме имущества и его разделении на движимое и недвижимое, что и каким может являться то или иное имущество и кто может быть его собственником и какие права и обязанности у собственника могут быть [1, с. 14-27]. В конце книги упоминается о собственности, коммунах и их правах на землю, воду и др. [1, с. 25-27]. Напомним, что в Германии пока не было такого по двум причинам, как минимум:

  1. Это наличие цеховой регламентации, препятствовавшей своими ограничениями не только в профессиональной, но и частной жизни человека.

  2. И сословное деление, не позволявшее подданным немецких земель иметь те или иные права, свободы и обязанности, которые могли бы сыграть положительную роль в развитии общества.

В третьей книге Кодекса говорится о собственности и путях ее приобретения, что можно считать собственностью, и кто ее может приобрести в первую очередь и в каких случаях, при каких условиях и кто может что-то дарить или наследовать, согласно нормам завещания, а также заключать или расторгать все виды сделок и договоров, и какие могут быть те или иные последствия при их заключении или расторжении, включая ответственность за свои действия [1; 27-47]. Указывается о товариществе, ссуде, займе, кредите с кредиторами и сроке давности пользовании имуществом или еще какой-либо движимостью-недвижимостью [1; 54-58]. Уделяется отдельно внимание имуществу жены и мужа, заключению брачного договора и ответственности мужа за все имущество, которое принадлежит ему. Обратим внимание на Главы со 2 по Главу 4. В них провозглашается о свободе торговли, где всякий, «кому закон этого не запрещает, могут покупать или продавать» [1; 48] всё, «что находится в обороте, может быть продаваемо, если особые законы не воспретили отчуждения» [1; 49]. Указывается о правах и обязанностях продавца и приобретателя (покупателя) [1; 49], о гарантии на качественный товар [1;50-51] и обмене его на другой, и в каких случаях это осуществимо и какими средствами [1;51-52]. На наш взгляд, может показаться интересен Титул 8 этой же книги, где четко расписываются найм средств производства (вещей) и найм работников, где в обоих случаях составляется трудовой контракт «на срок или для выполнения определенного дела» [1; 53], который «прекращается в силу самого закона по истечении установленного времени» [1; 52] , а также о правах и обязанностях наймодателя и работника, включая ответственность за определенные проступки [1; 52-54].

Напомним, что в Германии такого еще не было по следующим причинам:

  1. Сословная иерархия и цеховая система препятствовали в Германии каждому любому заниматься торговлей, а значит – отсутствие гражданского общества.

  2. Исходя из первого, трудовые контракты не составлялись, а значит, не прописывались права и обязанности работодателя и работника (были ученики, подмастерья и мастера)

  3. Раздробленность Германии не позволяло свободной торговле на ее территории

  4. Исходя из второго, Общегерманского Торгового Кодекса, который бы прописал все единые положения, которые так или иначе касаются торговли, пока еще не было.

  5. Следствие этого – ничем не контролированные внутренние таможенные пошлины, что тоже составляло препятствие для развития внутренней торговли.

Такую отсталую Германию надо было поднимать на должный – качественно новый - уровень. Такая Германия не смогла бы стать помощником Наполеону в борьбе с грозным противником как Австрия и Пруссия. Наполеон, расширяя свою империю, понимал, что только единое законодательство и централизация всех частей империи, позволит ему добиться главной цели. Таким образом, Наполеон обеспечил Франции надежного союзника в противостоянии с Австрией и Пруссией. В течение трех лет в Германии под постоянным французским давлением произошел мощный эволюционный толчок в сторону централизации государственной власти и унификации политических учреждений. Наполеон открепил политическую власть от крупного землевладения и объединил мелкие феодальные княжества в более крупные государственные образования [2; 1]. Поэтому одной из целей проведения реформ в государствах Рейнского Союза – это идея создания нового государства на основе эмансипации равноправных и свободных собственников в гражданском обществе [2; 1]. Если Наполеон говорил о своем французском народе, как о единственном наследнике [4; 183], то есть – с уважением и с «чувством цивилизованного человека» (патриотизмом), желая для него всего лучшего, то по отношению к немецким землям он относился как к средству достижению цели, и ничего не испытывал, кроме прагматизма. Именно поэтому Наполеону была нужна Третья Германия – как средство.

Так чем же стала – новая «Третья Германия»? Уйдя от политической раздробленности, от господства феодально-крепостнических и ремесленно-цеховых отношений, из-за которых городское население не достигало и 25%, а в ремесле было занято лишь 4%, и внутренних таможенных границ, ограничивающих ввоз и вывоз товаров и взимания налогов за это, включая излишний бюрократизм и хаос высших органов власти и пересечения их компетенций, и в результате организации в новые административные округа, было прекращено изобилие феодальных, церковных, коммунальных, корпоративных управлений и привилегий. В процессе реформирования в новом монархически-бюрократическом государстве дворянство утратило целый ряд своих привилегий. Конечно, и освобождение крестьян не прошло без сложностей, но крепостничество, все же, было отменено. Сословно-корпоративное управление в коммунах было упразднено, общинное управление – огосударствлено, бургомистры назначались государством. Огосударствление всех общественных сфер через подчинение государству освободило личность от диктатуры государства. Это имело большое значение и стало не просто заменой одной власти на другую по двум причинам. Во-первых, новое государственное и правовое устройство в реформированных государствах Рейнского Союза увязало действия государства с законами и правовыми процессами. Во-вторых, равенство подданных перед законом, равенство налогообложения, равенство при получении должностей, гарантии безопасности и собственности должны были, в принципе, действовать для каждого. Между общинами и министерскими учреждениями созданы низшие и средние уровни. Юстиция и управление были на уровне высших и средних органов и отделены друг от друга. Осуществлялись единое государственное регулирование и надзор за общественными делами. Права и обязанности нового государства, чиновников были четко регламентированы. Изменилось взаимоотношение правительства и монарха: кабинетная система была упразднена, роль безответственных советников монарха существенно ограничена. Государство стало государством по существу - централизованным, единым, секуляризованным и бюрократическим. Теоретически такое модернизированное государство является государством закона, безопасность, собственность и равенство перед законом в котором гарантируются абсолютно каждому [2; 3]. Именно такое государство могло стать помощником Наполеона.

Революционные реформы для Германии! Как отнеслись немцы к таким революционным реформам и новому облику своего Отечества? В зависимости от сословной принадлежности и политических позиций, немцы в разные периоды неоднозначно относились к Бонапарту: одни преклонялись перед ним, другие ненавидели его. Почему так? Основная причина состояла в том, что с его приходом произошли радикальные, во многом прогрессивные изменения в их жизни. Действительно, идеалы свободы, равенства, демократии и республики воодушевили множество немцев, породив у них радужные надежды. При Наполеоне стали исчезать раздробленность и разобщённость страны, сословные привилегии, дискриминация по социальным, этническим и религиозным признакам. Крестьяне избавлялись от рудиментов крепостной зависимости, бюргеры – от господства городского патрициата, ремесленники – от цеховых ограничений, мелкие дворяне – от произвола крупных феодалов. [3;2] Сражаясь вместе с Францией против её врагов, они избавлялись от взаимного отчуждения и внутренних раздоров, приучались к солидарности и взаимопомощи. Немцы вздохнули свободно от своих же устарелых и тяжелых оков, которые им мешали на протяжении многих сотен лет…

Как бы выглядела новая Германия, не будь Наполеона на страницах ее истории? Возможно, мы преувеличиваем роль личности в историческом процессе. Но Германии нужен был этот толчок, хотя бы снаружи, хотя бы не её сыном, хотя бы не из чувства долга, любви и ответственностью перед ней – пусть врагом и из корыстных и амбициозных целей и побуждений! Старая Европа нуждалась в Наполеоне, и больше всех, по нашему мнению, в нем нуждалась Германия. У немцев начало возрождаться чувство коллективного «мы», понимание общности своей культуры, языка, истории. «Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги», как сказал Ф. Кафка, но тут канцелярская бумага освободила нацию и дала возможность развиваться ей. «Моя истинная слава не в том, что я выиграл 40 сражений: одно Ватерлоо зачеркнуло их все. То, что будет жить вечно, — это мой гражданский кодекс». И его создатель оказался прав: в большинстве германских государств и после низложения Наполеона его основные преобразования сохранились.