3. Феодальные съезды
Во второй половине XI в. отдельные города и земли Руси настолько усилились, что Киев, его великий князь и киевская знать не могли больше управлять ими, как прежде. Местные правители-феодалы создавали свои органы власти, объединялись вокруг своих князей. Для поддержания политического единства на Руси стали собираться княжеские съезды.
В полномочия феодального съезда (снема) входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета. Так, на съезде, состоявшемся в 70-х годах XI в., обсуждались новые статьи Русской Правды (Правды Ярославичей). Для обеспечения единства русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Любечский (1097г.), Долобский (1103г.) феодальные съезды.
В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха в Любече состоялся съезд князей, который многое определил в дальнейшей истории Руси. На нем было принято решение прекратить усобицы и признать право каждого князя на его княжество. Провозглашенный принцип: «Кождо да держить отчину свою» - фактически означал разделение Руси. За великим князем Святополком признавалось право только на Киев и Киевскую землю; за Владимиром Мономахом – на Переяславль и Ростово-Суздальскую землю; за Олегом и его двумя братьями – на Северскую землю (с Новгород-Северским, Черниговым и Рязанью), Давыду отошла Волынь, Васильку – Теребовльское, а Володарю – Перемышльское княжество6.
За нарушение этого порядка князьям-отступникам надлежало держать ответ перед всей землей. Им грозило наказание со стороны остальных князей. На этом договоре участники Любечского съезда целовали крест в знак верности соглашению.
Усобицы, однако, продолжались и после Любечского съезда. Не успели князья разъехаться, как Давыд при поддержке Святополка захватил Теребовль и ослепил князя Василька. Началась новая междоусобная война, которая длилась 3 года. Только внешняя угроза – появление в южнорусских степях кочевников-половцев – удерживала Киевскую Русь от окончательного распада.
В 1103 г. русские князья съехались к Долобскому озеру, где договорились наконец, о совместном походе против половцев. Мономах настаивал на немедленном весеннем выступлении, когда половцы еще не вышли на летние пастбища и вволю не накормили своих коней. Но возражал Святополк, который не хотел отрывать смердов от весенних полевых работ и губить их лошадей. Кое-кто из князей поддержал его.
Мономах выступил с короткой, но яркой речью: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмет, а в село его, приехав, возьмет жену его и детей его и всего имущество? Так лошади вам жаль, а самого смерда не жаль»7. Выступление Мономаха положило конец спорам и колебаниям.
На феодальных съездах формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников – наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей (воевода – большой, великий, градный, местный, ратный, старейший и др.) различных военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков торговых пошлин – мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства – тиуны.
