- •На правах рукописи
- •Санкт - Петербург
- •Работа выполнена на кафедре философии автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ленинградский государственный университет имени а.С.Пушкина»
- •191186, Г. Санкт- Петербург, наб. Р. Мойки, 48, корп. 5
- •Общая характеристика работы
- •Основное содержание работы
- •Заключение
- •Список работ, опубликованных по теме диссертации Монографии
- •Статьи в научных изданиях по перечню вак России
- •Научные статьи
- •Тезисы докладов и сообщений
Заключение
Проведенное исследование русского менталитета, выявление его антропо-культурного своеобразия позволяет нам сделать следующие выводы и обобщения философско-методологического характера:
Культурантропологический аспект исследования проблемы ментальности мы видим в выявлении специфических противоречий в жизнедеятельности этноса и этнически ориентированной личности. Философия личности прежде всего затрагивает сферу поведения и коммуникаций. Специфика менталитета народа развивается в филогенезе и закрепляется в ментальности отдельного индивида как личности.
Этнический менталитет – это часть образа жизни общности благодаря своему внедрению в культурную жизнь человека. Ментальность рассматривается как особый тип культуры личности, благодаря своему душевному складу. Философская антропология трактует душу человека как сложное многоуровневое образование, которое включает три измерения: а) бессознательное, стержнем которого является личное бессознательное; б) сознание – совокупность знаний личности о внешнем мире, выступающих в форме воли, чувств и мышления, а также рефлексивная сторона сознания – самосознание; в) индивидуальный (личностный) дух – прежде всего представления человека об Истине, Добре и Красоте.
Ментальные качества русского народа, такие как коллективизм в быту, православная соборность, любовь к родному языку, благоговейное отношение к земле, честность, верность присяге и долгу и др., базируются на духовных установках и аксиологических основаниях, которые складывались в течение тысячелетней истории России. Ценным источником при изучении ментальности русского человека являются материалы фольклора, мифологии, пословицы и поговорки, в которых закреплено бессознательное коллективное русского этноса. Стержневым компонентом в менталитете русских людей является православие, в котором заключены основы традиционной русской культуры.
Своеобразие русского национального менталитета связано с цивилизационной спецификой России как культурно-исторического типа (Н.Я. Данилевский). Россия – самостоятельная цивилизация в числе иных цивилизационных образований на нашей планете. Смысловой фокус российской цивилизации – это ее уникальный и неповторимый русский менталитет. Он сформировался в результате влияния: 1) природно-географических условий; 2) общинных особенностей организации социальной жизни; 3) специфики духовной жизнедеятельности; 4) своеобразных форм и методов национальной системы воспитания, русской культуры в целом.
Культурантропологический анализ проблемы ментальности позволил выявить особенности духовного склада русского народа. Они нашли своё отражение в русской культурологии, основными социокультурными ценностями которой являются: община и общинность, державность и авторитаризм, соборность и самоуправление. Под влиянием авторитаризма и общинного образа жизни происходит формирование таких свойств ментальности русского человека, как склонность к самопожертвованию во имя общего блага; патернализм; покорность властям; этатизм; мужество и воинская отвага; правовой нигилизм; восприятие справедливости как социального равенства людей; слабые управленческие и организаторские способности у многих русских; державность как признание приоритета государственного интереса над интересом личности или сословия.
Закреплению в русском менталитете социально востребованных качеств способствует специфика национального воспитания детей. Семья является ключевым опосредующим звеном, передающим нормы и ценности общества конкретному индивиду. Через усвоение русского языка, национальных традиций, ценностей, идеалов, ребенок приобщается к миру русской культуры и становится национально ориентированной личностью. В процессе семейного воспитания в душу подрастающего русского поколения входят такие ценности как патриотизм и гражданственность.
В XXI век русский человек входит с теми этнокультурными качествами и ментальными характеристиками, что были вскрыты выдающимися русскими философами и писателями. Эти сущностные качества являются, по сути, переведенными на язык философских дефиниций архетипами коллективного бессознательного, глубинными архаичными образами. Можно говорить о таких ментальных качествах русского человека в историко-культурном контексте: парадоксальность ментальных проявлений – крайняя противоречивость и равноправное существование разнонаправленных ментальных черт; безмерность жизненного порыва – необычайная страстность и максимализм; стремление к абсолютным ценностям – неимоверная тяга к переустройству земной жизни на началах добра и справедливости; созерцание сердцем – первенство чувственной составляющей в триаде национального сознания «воля-чувства-мышление», что выражается в иррациональности и некритическом мировосприятии, а также в милосердии, отзывчивости, доброте; национальная стойкость – повышенная готовность к перенесению жизненных невзгод, русским инвариантом которой является непротивление злу насилием (Л.Н.Толстой); любовь к свободе – извечная борьба под лозунгом «Земля и Воля; «мы» – выражение общинной и соборной сути русского национального менталитета и слабая самодисциплина; всечеловеческая толерантность – терпимое отношение к иноплеменникам, всеоткрытая готовность заимствовать у других народов как позитивные, так и негативные ценности.
Ментальные качества личности необходимо обязательно учитывать в процессе реформирования российского общества. Неудача либеральных реформ в постсоветской России в 90-е годы ХХ столетия есть неизбежное следствие игнорирования российскими реформаторами ментальной специфики русского народа. Реформы в обществе только тогда приносят положительный результат, когда они органично соединяют общечеловеческое с цивилизационной спецификой народов, этнической культурой и принимают в расчет особенности национального менталитета.
9. Сахалин, как и другие регионы России, развивается в сложной социально-культурной ситуации. С одной стороны это смена политико-экономических ориентиров в стране, с другой – изменение ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры. В этой сложной ситуации огромную роль в развитии культуры страны и региона играют социальные институты «как хранители культурного наследия». Здоровая культура рождает здоровое гражданское общество.
10. Основной проблемой исследования по самоидентификации современного сахалинского сообщества является определение механизмов осознания обществом самого себя как отличного от остальных. Особое внимание мы обращаем на сознательные и бессознательные механизмы, создающие сообщество. Здесь приобретают особую значимость категории «старости» и «детства», а также легитимизация сахалинской реальности через сознательное придание ей традиционного и патриархального облика.
11. Сформировавшийся к концу XIX века тип культуры сахалинца был результатом многих составляющих русской жизни. В том числе зависел от условий жизни на Сахалине, крайне тяжелых и неприглядных; от климата, к которому с трудом можно привыкнуть; от осознания полной оторванности и отчужденности от всего мира и малочисленности местного общества; неизбежной близости к преступной каторжной среде. В последние годы за всеми препятствиями стоит, во-первых, стремление самих сахалинцев обжить остров, сделать его социально-комфортным, во-вторых, придать культурный смысл своему существованию на нем через восстановление социальной и культурной преемственности.
12. Существуют различия в содержании авто- и гетеростереотипов представителей русского, корейского этноса и малочисленных коренных народов Севера Сахалина, обусловленные половозрастными факторами и этнокультурной средой. Семейный фактор предопределяет формирование этнического сознания вообще и этнических стереотипов в частности. При этом следует отметить, что, например, относительное большинство опрошенных лиц корейской национальности отдают предпочтение изучению русского языка, а значит русской культуры. К числу приоритетных направлений этнической политики респонденты на Сахалине относят поддержку деятельности этнокультурных организаций и развитие этнокультурного образования. Партнерство с этническими организациями, по-видимому, и в будущем составит одно из важных направлений региональной национальной политики Сахалинской области.
