Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тайны Успенского собора.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
185.67 Кб
Скачать

Тайна 6: Какая Одигитрия «настоящая»? и сколько почитаемых икон Богоматери Одигитрии Смоленской?

Отреставрированная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская настолько изменила свой облик, что было принято решение сделать фотокопию прежней иконы и выставить ее рядом. Многие предполагают, что по возвращении обновленной чудотворной иконы по городу поползут слухи, что «икона ненастоящая»…

Можно ли утверждать, что образ Одигитрии Смоленской, до 1941 года хранившийся в Успенском соборе, самый «настоящий»?

По церковному преданию, первоначальная икона Одигитрии была написана евангелистом Лукой. Об этом есть запись начала VI века у Феодора-чтеца: «Евдокия прислала из Иерусалима Пульхерии икону Богоматери, написанную апостолом Лукою». Феодор же приписывал Пульхерии построение храма Одигитрии в Константинополе. Произошло все это еще в середине V века.

Считается, что этой иконой византийский император Константин IX Мономах благословил свою дочь Анну, выдавая ее в 1046 году замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Известно, что сын Всеволода, Владимир, получивший по своему порфирородному деду прозвище Мономах (Единоборец), перенес икону в Смоленск. С тех пор древняя икона Богоматери Одигитрии стала почитаться как покровительница и заступница города.

Однако еще в «Русском паломнике» 1886 года, составленным Е.Тихомировым, высказывалось мнение, что икона, попавшая из Византии в Смоленск, могла быть только списком с первоначального константинопольского подлинника. Историки Никифор, Грегорас и Пахимер, говорят о вступлении в 1261 году после изгнания крестоносцев императора Михаила Палеолога в Константинополь, утверждали, что впереди шествия несли икону Богоматери Одигитрии – «ту самую, которая написана Евангелистом Лукой».

Первоначальную икону Одигитрии якобы видели русские путешественники XIV – XV веков Стефан Новгородец, дьяк Александр, диаконы Игнатий и Зосима «в монастыре ея в Царьграде, творящую чудеса каждый вторник». При взятии Константинополя в 1453 году турками этой иконы там уже не оказалось.

Можно, не сомневаясь, утверждать, что оригинал иконы Божией Матери Одигитрии, с которого был сделан Смоленский список, уже утрачен.

В 1929 году в Смоленске работала научно-исследовательская экспедиция Главнауки в составе директора Центральных государственных реставрационных мастерских И.Э.Грабаря, архитекторов П.Д.Барановского и Д.П.Сухова, художника-реставратора Г.О.Чирикова и фотографа А.В.Лядова.

В газете «Рабочий путь» от 21 августа 1929 года мы читаем: «В Успенском кафедральном соборе были обследованы древнейшие иконы… Так называемая «чудотворная икона Одигитрии» представляет высокий историко-художественный интерес вследствие двусторонности изображений (на лицевой и обратной стороне доски) и относится также к XIV веку (по крайней мере, об этом свидетельствует живопись обратной стороны иконы, лицевая же сторона ее открывается в основном живописью XVI века – это, очевидно, уже позднейшая запись».

По воспоминаниям художника-реставратора Государственной Третьяковской галереи Василия Осиповича Кирикова, проводившего пробные расчистки на древней иконе Богоматери Одигитрии в Смоленском Успенском соборе в 1930-е годы в составе одной из грабаревских экспедиций вместе с известным исследователем и коллекционером древнерусской живописи А.И.Анисимовым и химиком А.Д.Чиварзиным, это была византийская икона Х – ХI веков.

В московских архивах В.М. Аникееву удалось отыскать небольшую часть материалов обследований памятников архитектуры и монументальной живописи Смоленска, Полоцка и Витебска, проводившихся в 1923 – 1931 годах. В разделе «Успенский собор» 17 июня записано:

  1. Одигитрия (так называемая «Чудотворная Смоленская»).

Икона была вынута, на киоте снято бархатное покрывало, коим была обита тыльная сторона иконы. Причем обнаружено, что на ней находится краткий перевод композиции «Распятия», стертого слева и справа раками до левкаса при постоянных переносах иконы на месте служения.

Постановлено: сфотографировать икону с лицевой стороны и с тыльной стороны в настоящем состоянии и после частичной промывки от грязи и копоти, и описать ее.

Следующая запись от 19 июня:

  1. Работы производились в Успенской церкви и в церкви Петра и Павла.

Работы в Успенской церкви выразились в следующем: произведено фотографирование так называемой «Чудотворной Смоленской иконы» с тыльной стороны и с лицевой; выполнены два снимка: 1) общий вид иконы под ризой; 2) деталь иконы: голова богородицы.

Произведено обследование тыльника, показавшее отслоение левкаса и паволоки в нижней части иконы. Немного ниже поздние выпадения левкаса. Вся поверхность красочного слоя иконы покрыта тонким слоем плесени, слой олифы скопился и представляет мелкозернистую поверхность, причем в некоторых местах обнаружено осыпание верхнего слоя и левкаса. Олифа потемнела настолько, что изображение едва заметно.

  1. Кириковым произведена проба до первоначального слоя.

В конце XIV или в начале XV века Мономахова икона была перенесена из Смоленска в Москву. По одним предположениям, древнюю икону Одигитрии привез в Москву в 1404 году последний смоленский князь Юрий Святославич, который «приехал к Великому князю Василию Дмитриевичу на москву прося помощи от него, чтоб его оборонил от князя Витовта тестя своего, глаголя сице: тебе господине возможна вся, понеж он тебе тесть, а ты ему зять, и любовь промежи вас велия…».

По другой версии, это сделала Софья Витовтовна, супруга Великого князя московского Василия Дмитриевича. В «Русской летописи по Никонову списку» есть запись под 1399 годом: «Того же лета княгиня великая Софья великого князя Василья Дмитреевича была в Смоленце и з детми у отца своего Витовта Кестутьевича и у матери своей две недели, и отпущена бывши от отца своего со многими дары, и иконы обложены златом и серебром чюдны зело, и часть страстей спасовых принесе с собою на Москву и бысть радость велия на Москве».

В 1514 году Великий князь московский Василий III Иванович, внук Василия II Темного, освободил Смоленск от литовцев. Через 10 лет в память возвращения Смоленска в состав Русского государства основал в Москве Новодевичий монастырь. Главный монастырский храм – в честь иконы Богоматери Одигитрии Смоленской – был поставлен на том месте, где 68 лет назад произошло прощание москвичей со смоленской святыней. В 1525 году в храме был поставлен список со смоленской чудотворной иконы и установлен праздник в честь древнего образа – 28 июля по ст.ст. (10 августа по новому стилю). С тех пор иконы типа Смоленской Одигитрии получают широкое распространение на Руси.

В трагическое для Смоленска Смутное время икона заблаговременно, еще до осады города поляками в 1609 году, была вывезена сначала в Москву, потом в Ярославль. С 1655 года возвращенная из Ярославля святыня находилась в деревянной Одигитриевской церкви. Тогда же в честь возвращения иконы был установлен крестный ход с иконой Богоматери Одигитрии по крепостной стене, который проводился ежегодно 26 сентября.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона проделала тот же путь, что и в 1609 году, - сначала в Москву, затем в Ярославль. Теперь уже в «Дневнике» Никифор Мурзакевич записывает: «Август 4. Пред светом уехали из города губернатор в Дорогобуж, архиерей, велев взять ключарю В.Соколову соборную чудотворную икону Одигитрии – к селу Цурикову, по московской дороге…». И затем, уже после изгнания французов: «Декабрь 25. Прибывший образ Соборной Одигитрии встречен крестным ходом. По освящении собора теплаго, отслужена литургия».

Сын Никифора Мурзакевича в борнике, посвященном памяти отца, пишет: «В 1807 году, по распоряжению епископа Серафима, к сожалению, подновлена с прибавлением на обороте оной Распятия Господня с предстоящими Богоматерию и Иоанном, и древний оклад на иконе переделан».

Чудотворную икону в новом убранстве можно увидеть в интерьере Успенского собора у юго-западного столба на черно-белых почтовых открытках начала ХХ века. Еще удивительнее видеть это же изображение в цвете на уникальной фотографии, сделанной в 1912 году С.М. Прокудиным-Горским. И хотя живопись на иконе почти неразличима, снимок дает полное представление об окладе и размерах иконы.

Новый период в истории Смоленской Одигитрии, короткий и окутанный завесой молчания, наступает после Октябрьского переворота и установления в Смоленске советской власти. В 1918 году Декретом Совнаркома о свободе совести церковь отделяется от государства, а имущество церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием. Одна за другой в Смоленске закрываются церкви, часть из них – Ильинская, Казанская, Александра Невского – сносится. На Соборной горе в теплом Богоявленском соборе устраивается Картинная галерея, в Иоаннопредтеченской церкви – Историко-культурный музей.

В августе 1933 года постановлением Президиума Западного облисполкома по ходатайству Смоленского горсовета Успенский кафедральный собор «как молитвенный дом» был закрыт. Сюда переводится экспозиция Антирелигиозного музея из Молоховской воротной башни, которая вместе с венчающей ее надвратной церковью Благовещения обречена на снос. Уже в январе следующего года областной музей рапортует, что «к XVII партийному съезду музей-собор, после оформления с идеологической стороны, открывается для широкого обозрения трудящихся».

Около восьми с половиной веков (стоит только вдуматься в масштаб этого периода!) десятки поколений наших предков возносили свои молитвы перед чудотворным образом, моля Смоленскую Одигитрию о заступничестве. В коленопреклоненной череде перед древней иконой прошел весь православный народ – от нищих и калик до самодержавных русских государей. И понадобилось всего каких-то шестнадцать лет, чтобы предать все забвению, разорить Божии храмы, упрятать а затем и утратить Святыню – самое бесценное свое сокровище…

С превращением Успенского собора в музей икона становится недоступной для верующих, а потом и вовсе пропадает бесследно. С тех пор возникают различные версии ее исчезновения:

  1. незадолго до закрытия собора древний образ успела вынести и спрятать одна из соборных служительниц;

  2. икона исчезла уже из Антирелигиозного музея;

  3. в июле 1941 года ее вывезли на бронированном автомобиле Сбербанка с ценностями и бумагами, однако автомобиль по пути был разбомблен и сгорел, спасти ничего не удалось…

Перечисленные выше версии маловероятны. Еще живы свидетели, видевшие чудотворную икону в Антирелигиозном музее в начале 1940-х годов. По воспоминаниям же заместителя директора Смоленского музея Е.В.Буркиной, которой смоляне благодарны за сохранение многих музейный ценностей, при эвакуации последних «ничего не удалось отобрать из уникальных вещей собора, так как на вратах его висел огромный замок и сотрудников этого музея в городе не оказалось».

  1. вместе с другими ценностями святыня была вывезена гитлеровцами.

После оккупации Смоленска гитлеровцами верховному командованию группы армий «Центр» 1 августа 1941 года поступает донесение «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора». В нем сообщается: «Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…». Дальше перечисляются «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 годом, изображающая погребение Христа», и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих русских отрядов».

Поскольку размеры иконы не указаны, трудно определить, о каком чудотворном образе идет речь. «Очень древняя», «приписываемая евангелисту Луке» и «находящаяся на изначальном месте» - несомненно, относится к византийской иконе. Образ, который в 1812 году «несли впереди воюющих русских отрядов», - это уже о другой смоленской святыне – иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, получившей название «годуновской». Определение композиции как «Благовещение», скорее всего, следствие поспешности осмотра.

В книге «Die Kathedrale von Smolensk» 1943 года на 22 странице опубликована фотография с подписью «Чудотворная смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», написанная святым евангелистом Лукой». Автор утверждает, что «большевики, по сообщению очевидцев, за несколько часов перед вступлением немецких войск увезли чудотворную икону Смоленской Божией Матери – самую главную икону, которой более 800 лет поклонялись верующие». Местная писательница Е.В.Домбровская в газете «Новый путь», издававшейся на оккупированной Смоленщине, пишет: «1 и 2 августа группа женщин была приглашена убирать собор, в котором на 3-е августа назначалось богослужение для германской армии. … К великому огорчению смолян было обнаружено исчезновение древнейшей святыни города и всей России – Чудотворной иконы Смоленской Богоматери – Одигитрии (Путеводительницы), похищенной большевиками, которые вывезли также всю церковную утварь и облачения, представлявшие материальную или историческую ценность».

Но тогда откуда же взялась фотография?

В оккупированном Смоленске работает команда Главного штаба рейхсминистра оккупированных восточных территорий Альфреда Розенберга. В задачу специалистов этого штаба входят учет, изъятие и вывоз художественных ценностей. В нашем городе этим занимались начальник отдела пропаганды доктор Думпф, зам.начальника отдела профессор Миллер, шеф штаба Розенберга доктор Нерлинг и другие. После закрытия 10 ноября 1941 года Антирелигиозного музея его экспонаты упаковываются и вывозятся. Находилась ли среди них древняя чудотворная икона, остается неизвестным.

По показаниям Сергея Федоровича Ионова, работавшего в период оккупации с 1 декабря 1941 года по 1 февраля 1943 года в качестве сотрудника в бывшем музее им. Н.К.Крупской в феврале 1942 года его «перебросили в соборную ризницу, где под контролем немцев отбирали остатки различных объектов, которые были отправлены по слухам в г. Вильно. Золотые, серебрянные и др. ценные вещи были забраны немцами, в том числе редкие иконы и церковная утварь».

Так кто же причастен к исчезновению древней иконы? В.М. Аникеев пишет: «исчез не просто выдающийся художественный и исторический памятник, исчезла православная Святыня, ценность которой невозможно определить никаким эквивалентом». Тем большую горечь и недоумение вызывает то, что за все время, прошедшее «после утраты иконы, никаких целенаправленных действий по ее поиску не предпринималось».

Достоверно можно утверждать наличие трех древних чтимых списков иконы Божией Матери Одигитрии в Смоленске:

  1. список, приведенный из Константинополя,

  2. список, сделанный в 1456 году в Оружейной палате Кремля по заказу князя Василия II, и

  3. список, преподнесенный городу Борисом Годуновым (так называемая «годуновская Одигитрия»).

Реставрация иконы Божией Матери Одигитрии в Москве принесла неожиданную весть: икона старше на два века, т.е. не может быть написанной по заказу Бориса Годунова. Скорее всего, это список Одигитрии, сделанный в Оружейной палате при царе Василии II, когда чудотворный образ был вывезен из Смоленска.

В Сокращенной Литовской летописи начала XVI века сообщается, что гостем Витовта был и сам Великий князь московский. «В лето 1402 князь великий Василий Дмитриевич, и з своею великою княгинею Софьею, был в граде Смоленске у тестя своего князя Витофта, с ним видитись, и жил в Смоленске две недели месяца февраля, Витофт же почил зятя своего великого князя Василия и свою дщерь великую княгиню Софию с великою любовью и дары разноличными и многоценными царскими одарив и отпуски его к Москве с великою честию, а сам поиде к Литве».

В 1456 году по просьбе смоленского епископа Мисаила, прибывшего в Москву в свите польского короля Казимира вместе с наместником города и многими знатными горожанами, Великий князь московский Василий Васильевич Темный, посоветовавшись с митрополитом Ионой и боярами, отпустил древнюю икону в Смоленск, находившийся тогда под властью Литвы. Об этом событии есть упоминание в летописи: «В лето 6964 (1456). Месяца генвара. Прииде ис Смоленьска к великому князю на Москву владыка Смоленскы Мисаило со многыми местичи Смоленскыми бити челом ему, что бы пожаловал отпустил икону пресвятыа богородица, ея же пленом взял Юрга (имеется в виду князь Юрий Святославович). Князь же велики помыслив себе с отцем своим митрополитом Ионою и с прочими святители и з боары своими, како в плену држати неодержимую владычицю всего мира, и почтив того епископа Мисаила и прочих с ним пришедших».

«Отпущение» чудотворной древней иконы происходило торжественно. После литургии митрополит и все столичное духовенство с крестным ходом, в сопровождении Великого князя, его семейства, бояр, войска и многочисленного народа проводили икону за две версты за город. Здесь, в предместье Москвы, был совершен молебен, после которого икону «со слезами отпустили в ее законное место».

Название Одигитрии (в переводе с греческого – «Путеводительницы») икона, по мнению церковных авторов, получила за то, что перед ней прозрели два слепца. Остается лишь надеяться, что возможное чудесное обретение утраченной святыни поможет нам прозреть от слепоты духовного опустошения и жестокосердия.