Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы унификации.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
719.19 Кб
Скачать

Глава 7. Международная унификация правового регулирования банковских обязательств в сфере внешнеэкономической деятельности

Понятием "банковские обязательства" в международных коммерческих отношениях, как и в национальном законодательстве различных стран, охватываются разнообразные по своей правовой природе виды гражданско-правовых сделок. К ним можно отнести отдельные формы международных расчетов, традиционный кредитный договор, вексельные и чековые обязательства, разнообразные формы коммерческого кредитования: лизинг, факторинг (финансирование под уступку дебиторской задолженности), банковскую гарантию и т.д.

Общим для них является то, что, хотя участниками таких обязательств являются банки и иные кредитные организации, они так или иначе тесно связаны с международными внешнеэкономическими сделками (купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ), во исполнение которых зачастую и возникают.

Интерес к изучению международных банковских обязательств чрезвычайно высок. Это во многом обусловлено происходящими в мире процессами глобализации финансовых и торговых рынков, способствующими появлению новых правовых механизмов. В этих условиях ранее известные правовые конструкции модифицируются, приспосабливаясь к современным условиям мировой экономической интеграции. Они вовлекаются в международную коммерческую и производственную сферы, приобретая новые свойства, что обусловливает их рассмотрение под иным углом зрения.

Процессы интернационализации коммерческой деятельности неизбежно сопровождаются активизацией межгосударственных связей и повышением роли международно-правового регулирования, осуществляемого во многом благодаря деятельности специализированных международных организаций (правительственных и неправительственных) по унификации договорного права в различных формах и оказывающего воздействие на национальные правовые системы. На различных этапах особое внимание уделялось международным коммерческим отношениям с участием кредитных организаций (платежным обязательствам и обеспечительным мерам), о чем свидетельствует значительное число принятых международными организациями унифицированных актов различной правовой природы, в которых предлагались разнообразные решения, связанные с привлечением финансирования в производственную и коммерческую сферы.

1. Этапы развития межгосударственной (конвенционной)

унификации правового регулирования банковских обязательств

Межгосударственная (конвенционная) унификация правового регулирования банковских обязательств прошла этапы развития, которые в целом хотя и соответствуют общим эволюционным процессам унификации международного коммерческого права, однако имеют свои особенности <1>.

--------------------------------

<1> Об этапах унификации международного коммерческого права см., например: Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2004; Базедов Ю. Процесс гармонизации частного права и региональная экономическая интеграция: общий обзор // Московский журнал международного права. 2006. N 2. С. 190.

Первый этап, известный как этап "скрытого регионализма", охватывал период со второй половины XIX века до Второй мировой войны и характеризовался противостоянием правовых систем стран, вступивших на путь унификации частного права, главным образом латиноамериканских стран и стран, относящихся к континентальной правовой системе. Процесс унификации частного права этого периода определялся как имеющий "двойственную" природу региональной гармонизации, проводившейся параллельно в Европе и на американском континенте, а не "открытой конфронтацией между якобы всемирной, но на самом деле европейской гармонизацией и региональными усилиями в западном полушарии" <1>.

--------------------------------

<1> Базедов Ю. Указ. соч. С. 192.

В сфере банковских обязательств первостепенное значение на этом этапе имело преодоление различий в области вексельного и чекового права путем унификации главным образом коллизионных норм. Такая унификация была проведена в Договоре о праве международной торговли, подписанном странами американского континента в Монтевидео 12 февраля 1889 года (разд. "Переводные векселя", ст. ст. 26 - 34), и в Кодексе Бустаманте, подписанном в Гаване 20 февраля 1928 года (разд. "Особые торговые сделки" глава VI "Контракт, переводной вексель и аналогичные торговые документы") <1>.

--------------------------------

<1> См.: Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Нью-Йорк, 1971. Т. 1.

Впоследствии унификация вексельного и чекового права успешно проводилась в Европе. При этом помимо коллизионного регулирования ею была охвачена также сфера материального права. Так, на Международной конференции в Гааге 23 июля 1912 года двадцатью девятью государствами, включая Россию, была подписана Конвенция об унификации права, касающегося переводных и простых векселей (Единообразный устав), повлиявшая на последующую международную унификацию материального вексельного и чекового права.

Результатом стали Женевские вексельные конвенции 1930 года <1> и Женевские чековые конвенции 1931 года <2>, участниками которых явились преимущественно страны континентальной правовой системы. Квалификация векселя и чека в этих странах исторически отличалась (и продолжает отличаться) от сложившейся в странах англо-американской правовой системы (базирующейся на Законе Англии о переводных векселях 1882 года и Единообразном торговом кодексе США), сохранившей свой тип векселя, отличающийся от векселя, основанного на Женевских конвенциях. В частности, различия состоят в обозначении реквизитов векселя (вексель, основанный на английском законе, не требует вексельной метки), разрешается выставление векселя на предъявителя, чек рассматривается как разновидность переводного векселя и т.д. <3>.

--------------------------------

<1> Женевские вексельные конвенции 1930 г.: Конвенция о Единообразном законе о переводном и простом векселе; Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях; Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей - подписаны в Женеве 7 июня 1930 г. См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. IX. Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу до 1 января 1937 г. М., 1938. С. 218.

<2> Женевские чековые конвенции 1931 г.: Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о чеках; Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках; Конвенция о гербовом сборе в отношении чеков - подписаны в Женеве 19 марта 1931 г. См.: Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Нью-Йорк, 1971. Т. 1. С. 232.

<3> Подробнее см.: Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. М., 2002. С. 633. См. также: Вишневский А.А. Современное вексельное право: женевская (Россия) и английская системы. М., 2007.

Данные Конвенции явились примером как прямой унификации, которая была проведена в двух "коллизионных" Женевских конвенциях: Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях 1930 г., и Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках 1931 года, так и "косвенной" унификации, охватывающей сферу материального права. В Конвенции о Единообразном законе о переводном и простом векселях 1930 года и в Конвенции, устанавливающей Единообразный закон о чеках 1931 года, содержатся общие положения международно-правового (публичного) характера об их действии, и одновременно включены приложенные к каждой из них соответствующие Единообразные законы: Единообразный закон о переводном и простом векселе (Приложение 1 к Конвенции о Единообразном законе о переводном и простом векселях) и Единообразный закон о чеках (Приложение 1 к Конвенции, устанавливающей Единообразный закон о чеках). Договаривающиеся государства - участники обеих Конвенций приняли на себя обязательства ввести в действие на территории своих стран указанные единообразные законы.

Как известно, во исполнение Конвенции о Единообразном законе о переводном и простом векселях 1930 г. в СССР, присоединившемся к ней в 1936 году, издано и введено в действие (с учетом принятого обязательства) Положение о переводном и простом векселе (утверждено Постановлением ЦИК и СНК от 7 августа 1937 года), текстуально совпадающее с Единообразным вексельным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 11 марта 1997 года "О переводном и простом векселе" <1>, предусмотревший применение во внутреннем обороте указанного выше Положения 1937 года, а также дополнительно установивший отдельные новые положения, введение которых допускалось на основании содержавшихся в Конвенции оговорок.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1238.

Второй этап унификации определяется как "подъем универсализма", обусловленный "беспрецедентным ростом международного обмена и торговли, повлекшим за собой необходимость координации и гармонизации правовых систем на мировом уровне..." <1>. Процессы унификации на этом этапе сопровождались стандартизацией многих инструментов международных торговых, финансовых, предпринимательских сделок, главным образом, благодаря деятельности специализированных институтов международных организаций, призванных решать глобальные задачи дальнейшего развития мировой торговли. Основную роль сыграла Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), являющаяся "автономной неполитической организацией" при Генеральной Ассамблее ООН, занимающейся совершенствованием международного коммерческого права. На первой же сессии, состоявшейся в 1966 году, ЮНСИТРАЛ решила, что наряду с международной торговлей и международным арбитражем вопросам международных платежей будет оказываться приоритетное значение.

--------------------------------

<1> Базедов Ю. Указ. соч. С. 194.

За прошедшее время с первой сессии ЮНСИТРАЛ в области финансовой (банковской) деятельности были разработаны и приняты: Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 года, Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах 1995 года, Конвенция ООН об уступке дебиторской задолженности 2001 года.

Унификация материально-правовых норм, направленных на регулирование коммерческой деятельности с участием банков, параллельно проводилась в рамках другой международной специализированной организации - Международного института по унификации частного права (УНИДРУА). Ее результатом явились три Конвенции, принятые в рассматриваемой области: Конвенция УНИДРУА "О международном финансовом лизинге" 1988 года, Конвенция УНИДРУА "О международном факторинге" 1988 года, а также Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 года (включая Протокол по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 года, Люксембургский протокол по железнодорожному подвижному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2006 года, Протокол по космическим средствам к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2012 года) (далее - Кейптаунская конвенция).

Третий этап межгосударственной унификации, характеризуемый как "заря межрегионализма", происходит в настоящее время одновременно с процессами "универсализации" и связывается с признанием в качестве самостоятельных участников международных конвенций новых субъектов - межгосударственных образований. В современной литературе эти вопросы, как правило, рассматриваются с позиций участия в международных договорах Европейского сообщества (ЕС), при этом имеется в виду соотношение наднациональных региональных актов ЕС и международных конвенций.

Процессы, свойственные этапу "межрегионализма", нашли отражение в Кейптаунской конвенции 2001 года. В ней предусматривается, что "любая региональная организация экономической интеграции, учрежденная суверенными государствами и обладающая компетенцией в отношении некоторых вопросов, регулируемых настоящей Конвенцией, также вправе подписать, принять, утвердить настоящую Конвенцию или присоединиться к ней. В этом случае региональная организация экономической интеграции будет иметь права и обязательства Договаривающегося государства в той мере, в какой данная организация обладает компетенцией в отношении вопросов, регулируемых настоящей Конвенцией" (п. 1 ст. 48 "Региональные организации экономической интеграции"). Учитывая данное положение, ЕС присоединилось к Конвенции и является ее участником с 1 августа 2009 года.

Участие такой организации в Конвенции в качестве самостоятельного образования не препятствует тому, чтобы в Конвенции участвовали входящие в ее состав государства. В этом случае региональная организация экономической интеграции "не учитывается как Договаривающееся государство в дополнение к ее государствам-членам, которые являются Договаривающимися государствами".