Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правовые и полит. учения.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
111.41 Кб
Скачать
  1. Политико-правовые воззрения Киевской Руси (мит. Илларион, кн. Мономах).

Первый русский политический трактат "Слово о Законе и Благодати" был написан в XI веке киевским митрополитом Иларионом. Начинается произведение с выяснения взаимодействия закона и истины. Закон рассматривается как проведение чужой воли (бога или государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением новозаветного учения и воплощением его требований в своем поведении и деятельности. Закон и истина не противопоставляются друг другу. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в законах. Т.е. закон призван регулировать поступки людей на той стадии их развития, когда они еще не достигли совершенства. Закон лишь приготовляет людей к Благодати, к замене закона истиной. Иларион утверждает идею о равноправии всех народов (перед богом), избранничество одного народа прошло. Источник власти - божественная воля.

Владимир Мономах (1053-1125 гг.) свою политическую программу сформулировал в "Поучении детям", "Послании Олегу Черниговскому" и в "Отрывке" (автобиографии). В "Поучении" ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим князьям все дела решать вместе с Советом дружины, судебные функции осуществлять самому. Отрицал кровную месть, не признавал смертную казнь, считал, что мир всегда лучше войны. Затронул проблему ответственности великого князя перед подданными. Во взаимоотношениях власти и церкви отдает церкви почетное, но явно подчиненное место.

  1. Учение «Москва – Третий Рим» (Филофей).

Согласнo конц-и Россия есть наследница не только пол-кой идеологии, но и территории Византийской империи. Именно псковского монаха стали рассматривать в качестве родоначальника этой конц-и, и указанное мнение до сих пор господствует в трудах, посвященных русской пол-кой идеологии эпохи Московского гос-ва.

Между тем вдумчивое чтение сочинения Филофея позволяет увидеть в нем нечто, в корне отличное от конц-и "Москва — Третий Рим". Безусловно, небольшое послание псковского монаха принадлежит к числу самых значительных идеологических сочинений XVI в. Однако главная его идея — это идея "Ромейского царства".

Филофей совсем не отождествляет "Ромейское царство" с реальными гос-вами — Византией (Вторым Римом) или Древним Римом (Первым Римом). В его представлении это царство Господа Бога — идеальное царство, которое называется "Ромейское" только потому, что именно в Риме произошло впервые соединение хр-кой религии с гос-венной властью. В отличие от реальных государств "Ромейское царство" неразрушимо. Реальные же гос-ва подвержены гибели. Древний Рим и Византия являли собой лишь носителей образа идеального царства. После того, как они рухнули, образ "Ромейского царства" перешел на Московское царство. Таким образом, Русское гос-во предстает в сочинении Филофея не наследником реально существовавших и погибших государств Византии и Древнего Рима, но в качестве нового носителя идеала православного хр-кого гос-ва. Иначе говоря, Филофей видел предназначение Русского гос-ва быть не Империей, а Святой Русью, средоточием не материального, а духовного – воплощением не грубой материальной силы, а силы духовной.

Говоря, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать, Филофей выражал тем самым не свою уверенность в несокрушимости Русского гос-ва, но мысль о том, что в случае, если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носителя образа "Ромейского царства" на земле не появится. Русь — последний земной носитель идеала православного хр-кого гос-ва. Если Русь погибнет, "Ромейское царство" не умрет вместе с ним — идеалы бессмертны. Поэтому идеал православного гос-ва будет продолжать жить, однако стремиться к нему на земле станет уже некому.

Царский титул в свете такого представления о Русском гос-ве приобретает особое значение — это титул не просто главы гос-ва, верховного властителя, а титул хранителя Святой Руси. Следовательно, царь начинает выступать в русском пол-ком сознании в качестве носителя не только гос-венной власти, но и устоев всего об-ва — его соц.-пол-кой орг-и и официальной идеологии. Коротко эту мысль можно выразить формулой: без царя нет Святой Руси, без Святой Руси нет царя.