Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пишу конспект детская психиатрия.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Синдром уходов и бродяжничества:

Данный синдром весь разнообразен по генезу, но довольно однообразен по внешним проявлениям, выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, интерната, или другого детского учреждения и сопровождается бродяжничеством нередко многодневным. Синдром встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но наиболее часто в пубертатном возрасте, преимущественно у мальчиков.

По данным van Harnack среди школьников 10—11 лет он отмечен 0,5%.

Проявления этапа формирования данного синдрома психопатологически различны и обнаруживают отчетливую зависимость от индивидуальных особенностей личности , факторов микросоциальной среды и нозологической принадлежности синдрома. По наблюдениям Ф.И Ивановой (1972), у детей и подростков с чертами повышенной тормозимости в характере, обидчивых,сенситивных первые уходы в большинстве случаев либо связаны со сверхценными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия (например после физического наказания) и является формой проявления реакций протеста, либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки в школе. Начальные уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально-волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы , повторяющиеся прогулы, особенно в дни более трудных занятий, появление нового, более требовательного педагога.

У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера, первые уходы могут быть выражением свойственных данному возрасту личностных реакций эмансипации в основе которых лежи стремление освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйдя из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний. Все перечисленные варианты уходов или побегов можно назвать РЕАКТИВНЫМИ.

Другой тип первых уходов, который чаще наблюдается у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений, тесно связан с «сенсорной жаждой», т.е особой потребностью в новых, постепенно меняющихся впечатлениях а так же с усиленным стремлением к удовольствиям и впечатлениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, которое случилось неподалеку (пожар, драка), телевизионная передача или кинофильм определенного содержания, предложение товарищей пойти в кино. К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственны детям препубертатного возраста и подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае дети и подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекие расстояния с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.

Значительно реже первые уходы возникают без определенных психологически понятных мотивов. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени ИЗМЕНЕНИЕМ НАСТРОЕНИЯ ДИСФОРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ПОЯВЛЕНИЮ ОСТРОГО СТРЕМЛЕНИЯ К ОСВОБОЖДЕНИЮ от стесняющего режима , к перемене обстановки. Возникновение уходов и бродяжничества в подобных случаях некоторые авторы (М.И. Лапидес 1964) связывают с УСИЛЕНИЕМ и РАСТОРМОЖЕНИЕМ ВЛЕЧЕНИЙ при РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХОПАТОПОДОБНЫХ СОСТОЯНИЯХ и ФОРМИРУЮЩИХСЯ ПСИХОПАТИЯХ.

Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7-8 лет. Другой вариант «безмотивных» уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок всегда уходит один. В основе ухода лежит ИМПУЛЬСИВНОЕ , или «НЕОДОЛИМОЕ» ВЛЕЧЕНИЕ. Иногда такие уходы возникают в дошкольном возрасте. По наблюдениям М.И. Лапидеса (1964), уходы в бродяжничество данного типа и имеют монолитный характер. Дети более старшего возраста нередко осознают немотивированность, болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них внезапно «находит» желание куда-то уйти, стесняются этого. Именно в таких случаях говорят об истинной дромомании и пиромании. По наблюдениям М.И. Лапидеса (1964), импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей с патологически измененным темпераментом и элементарной аффективностью: хмурым, недовольным, нередко злобным, склонным к напряженному аффекту и дисфориям.

Особое место среди «безмотивных» уходов занимают случаи, когда уходы возникают без всякого внешнего повода и в то же время без выраженного изменения аффективного состояния и без отчетливого участия непреодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне». При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно ля близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, неохотно вступают в контакты, если к ним обращаются прохожие, не обращают внимания на свой внешний вид, не объясняют мотивов своего ухода. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя так, как будто они некуда не уходили. Хотя психопатология данного типа практически не изучена, клинический опыт позволяет высказать предположение о том, что основу их составляет своеобразный сложный двигательный стереотип, близкий с одной стороны, К ДВИГАТЕЛЬНЫМ СТЕРЕОТИПИЯМ, а с другой , - К МОТОРНЫМ АВТОМАТИЗМАМ. Возможно, та или иная роль в происхождении принадлежит также патологии влечений. Подобный вариант уходов наиболее часто встречается при шизофрении. Независимо от характера начальных уходов, за исключением последнего варианта «безмотивных», развитый синдром уходов и бродяжничества выражается в более или менее стойком стремлении к бродяжничеству. В большинстве случаев дети уходят и бродяжничают одни, лишь на короткое время вступают в случайные, нередко вынужденные контакты. Во время свои блужданий, нередко многодневных, они бесцельно ездят на транспорте, заходят в магазины и другие общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, жажды, ночуют в случайных местах – на чердаках, в подвалах, в подъездах. Иногда они возвращаются домой самостоятельно, но чаще приводятся милицией, посторонними лицами, родственниками. Слабая выраженность чувства голода, холода, усталости указывает на то, что развитый синдром уходов и бродяжничества ТЕСНО СВЯЗАН С ПАТОЛОГИЕЙ ВЛЕЧЕНИЙ.

По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения , связанный чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, - мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других подростков и взрослых к асоциальному поведению (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребления алкогольных напитков). Более или менее длительное существование уходов постепенно ведется к закреплению таких черт, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой регламентации. Вместе с тем, в ряде случаев формируются или заостряются патологические черты характера:

  • эмоционально-волевая неустойчивость

  • аффективная возбудимость

  • иногда замкнутость и отгороженность от окружающих.

Начиная с 14-15 лет проявление синдрома уходов и бродяжничества постепенно сглаживается. В одних случаях личность подростка не меняется, а в других случаях обнаруживается либо патологическая деформация её в рамках психогенного патологического формирования личности или формирующейся психопатии, либо микросоциальная-педагогическая запущенность с делинквентным поведением. Нередко встречаются сочетания изменений личности обоего типа. В более редких случаях, когда синдром уходов и бродяжничества возникает в рамках шизофренического процесса, с возрастом она замещается другими психопатоподобными проявлениями, к которым присоеиняются продуктивные и негативные психопатологические симптомы, характерные для данного заболевания.

Как следует из изложенного, синдром уходов и бродяжничества может возникать при различных нозологических формах, но, в основном встречается при пограничных состояниях. В этих случаях первые уходы чаще мотивированы, однако со временем, как правило приобретают характер первичных действий, возникающих без психологически понятных мотивов. Проведенные в клинике наблюдения Ф.И. Ивановой (1972) показывают, что в динамике синдрома при пограничных состояниях существует определенная этапность.

Первый, реактивный этапа, часто кратковременный, выражается в психологически понятных ситуационно обусловленных уходах. Ребенок или подросток уходит из дома во время ссоры с родителями или после физического наказания, не идет на занятия в школу, а слоняется в тот день, когда предстоит урок с учителем, с которым установились конфликтные отношения, уходит из школы, куда он недавно перешел и где у него не установились товарищеские отношения.

Второй этап характеризуется привычными, фиксированными уходами, мотивы которых не сразу понятны и психологически не всегда объяснимы. На этом этапе уходы учащаются и возникают по незначительному поводу (небольшое замечание, нетвердо подготовленное домашнее задание, ожидание неприятной встречи, представление о возможности посетить интересное место). Появляется своеобразный патологический стереотип поведения в виде уходов. Дети нередко уходят в одни и те же часы, идут по привычному маршруту, отдыхают и ночуют в одних и тех же местах. Часто уходы совершаются бездумно, без какого-либо осознанного плана. В происхождении уходов на этом этапе несомненная роль патологически повышенных влечений. Вместе с тем непреодолимого влечения к уходам на этом этапе нет. Многие случайные обстоятельства (приезд родственников, передача нового кинофильма по телевидению, какое-либо школьное событие) может быть препятствием к уходу. Возможны более или менее длительные периоды отсутствия уходов. Во многих случаях, вслед за описанным этапом наступает период обратного развития синдрома уходов, во время которого уходы становятся все более редкими, менее продолжительными, замещаются кратковременными обоснованными отлучками (встречи с товарищами, групповые походы в кинотеатр, турпоходы). Значительно реже наступает третий этап, когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, которым ребенок или подросток не может противостоять, т.е этап истинной дромомании. Этот этап наблюдается, как правило, при наличии «изменчивой почвы» в виде резидуально-органической церебральной недостаточности или акцентуированных и психопатических черт характера, чаще эпилептоидного, аффективно-возбудимого или неустойчивого типа. При возникновении третьего этапа прогноз становится менее благоприятным: непреодолимое стремление к бродяжничеству часто сохраняется ив зрелом возрасте. Неблагоприятный прогноз обычно имеет место также в случаях, когда первые уходы носят безмотивный характер, будучи связаны с изменением настроения или непреодолимого влечения.

Синдром уходов и бродяжничества нередко возникает у детей олигофренов с неглубокой степенью умственной отсталости (дебильностью). В этом случае первые уходы обычно либо связаны с боязнью нового, страхом перед трудностями, либо обусловлены имитацией поведения интеллектуально полноценных детей и подростков в связи с повышенной внушаемостью и подчиняемостью. Поэтому умственно отсталые дети вначале совершают уходы чаще не в одиночку, а вместе с другими детьми. Однако со временем уходы и бродяжничество так же приобретают первичный характер, а в дальнейшем так же могут становиться неодолимыми, импульсивными. Недостаточная критика и повышенная подчиняемость умственно отсталых подростков способствует более быстрому возникновению у них во время бродяжничества асоциального поведения в виде воровства и сексуальной распущенности.

Синдром уходов и бродяжничества при шизофрении, помимо возникновения на фоне эмоциональной холодности и стереотипности поведения, характеризуется наличием аутизма, отгороженности, «разлаженного», а иногда и нелепого поведения во время уходов, нередко рудиментарными продуктивными расстройствами (страхи, настороженность и подозрительность, отрывочные обманы восприятия, немотивированные колебания настроения).

Синдром уходов и бродяжничества следует отграничивать от внезапных побегов и блужданий как проявлений психомоторных эпилептических или эпилептиформных пароксизмов, (амбулаторные автоматизмы, фуги, трансы). В этих случаях дети и подростки уходят совершенно внезапно, проявляют признаки помраченного сознания (не отвечают на вопросы, производят автоматизированные однообразные действия – перебирают пальцами одежду, надевают и снимают её, полностью амнезируют свои действия), обнаруживают другие пароксизмальные проявления, в частности судорожные и малые припадки.

В связи с ведущей ролью изменений элементарной аффективности, тесно связанной с влечениями, в происхождении синдрома уходов и бродяжничества, многие исследователи рассматривают его как выражение преимущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования, относительно близкого, однако к психомоторному уровню.