Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Освободительное движение в России.16, 1997.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
375.65 Кб
Скачать
  1. Там же.

  2. Терновец б. Н. Избр. Статьи. М., 1963. С. 127.

  3. Троицкий н. А. Указ. Соч. С. 39.

  4. Бубнова л. С. Борис Данилович Королев. М., 1968. С. 84-86.

  5. Там же. С. 86.

73

торжан. Архивы этих обществ принимали комиссии, членами которых были Ежов, Шкирятов, Маленков”53.

Таким образом, ни в первые годы Советской власти, ни в начале 1930-х гг. памятник Желябову так и не был воздвигнут. Не был он сооружен и в после дующие годы.

Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия: Политический портрет И. В. Сталина. В 2 кн. М., 1989. Кн. 1. Ч. 2. С. 95.

74

А. В. Воронихин

ВЕРА ФИГНЕР: ПУТЬ В ТЕРРОР

В историографии партии “Народная воля” наиболее спорным до сих пор остается вопрос об исторической предопределенности перехода анархистов- народников к политической борьбе, а также о соотношении в практике народовольцев организационной работы и террористических акций. Аргументация у спорящих сторон повторяется из года в год, оставляя каждую из них при своем мнении. Эти спорные проблемы будет небезынтересно рассмотреть через призму деятельности наиболее известных членов “Народной воли”, которая, в конечном итоге, определяла на разных этапах коллективный портрет организации.

В статье предпринимается попытка выяснить соотношение дезорганизаторской и пропагандистской деятельности члена Исполнительного комитета (ИК) “Народной воли” В. Н. Фигнер до 1 марта 1881 г. на фоне нарастающей напряженности в политической жизни российского общества, а также рассмотреть возможные альтернативы развития правительственной политики на рубеже 1880-1881 гг. через призму жизненного опыта революционерки.

Весной 1879 г. Вера Фигнер с товарищами работала в саратовских селах, а в общественной жизни России стремительно нарастало противостояние. "Страна молчала, - писал О. В. Аптекман, - только две враждебные силы выступили друг против друга, борясь на жизнь и на смерть, — правительство и революционная интеллигенция"1.

Центр борьбы землевольцев неуклонно перемещался в крупные города, приобретая все более отчетливую политическую окраску. Отсутствие демократических свобод, с одной стороны, и косность бюрократического аппарата, с другой, активизировали деятельность крайне левого политического течения народнических организаций. Первые успехи террористов, благожелательная реакция на них “общества” и растерянность “верхов” сыграли основную роль в оформлении “политиков”-землевольцев в самостоятельную фракцию, выросшую в централизованную организацию.

Многострадальные пропагандисты, понесшие большие потери в период “романтического” “хождения в народ”, за 1876-1878 гг. приобрели навыки конспиративной работы и согласованных действий по всей империи, а с 1878 г. перешли в контрнаступление на бюрократические структуры самодержавного строя. По справедливому замечанию Б. С. Итенберга, они “как бы перехватили инициативу у правительства, т. к. почти всякое движение законодательства являлось ответом на революционные события в стране 2.