- •Вопрос 1. Эмпирическая и рациональная психология х. Вольфа
- •Классификация способностей души.
- •Основные способности.
- •Вопрос 2. Учение о “человеческой природе и ее развитии” и. Тетенса
- •Гипотетическая часть.
- •Я и мир. Как конструируются субъективное и объективное?
- •Вопрос 3. Теория познания и. Канта. Кант о психологии. (1724—1804)
Вопрос 3. Теория познания и. Канта. Кант о психологии. (1724—1804)
«Коперниканский переворот» в теории познания: Кант отказывается от представления о человеческом сознании как зеркале, в котором вещи просто отражаются (адекватно или с искажениями). Не познвние согласуется с вещами вокруг нас, а, наоборот, вещи согласуются с нашим познанием. Познание носит активный характер, из «сырого» материалавнешней информации сознание конструирует мир по собственным законам. Другими словами, материальная сторона явлений (содержательное наполнение) дается внешним миром, придаваемая этому содержанию форма привносится познающим субъектом.
Основные познавательные способности – чувственность и рассудок, разум, воображение.
Чувственность (Sinnlichkeit – нем) Чувственность есть способность созерцания вследствие внешних воздействий. Пассивность чувственности обусловливает отнесение ее Кантом к низшим способностям души. Кант не разделяет общего в XVIII в. мнения, согласно которому чувственность и рассудок имеют единое происхождение, но отличаются степенью отчетливости своих познаний. Кант полагает, что чувственные представления (в том числе чистые) происходят из совершенно обособленного от рассудочных представлений источника. При этом чувственные познания могут быть столь же отчетливыми, как и рассудочные (что доказывает математика). Смешение чувственности и рассудка может принести немало вреда метафизике. В отличие от рассудочных, чувственные представления всегда показывают единичные объекты и дают непосредственное знание о предмете. В чувственном восприятии необходимо различать форму и материю (ощущение). Форма чувственности заложена в душе априори, тогда как содержание имеет внешний источник. Кант признает наличие двух априорных форм чувственности – пространства и времени.
Но одной чувственности (способности ощущать) недостаточно, чтобы воспринимать мир. Восприятие предполагает не только 1) данность предмета, но и 2) осознание предмета, то есть отнесение к единому «Я». Очень важно, что у Канта «Я» - не субстанция, а форма мышления, единство самосознания (трансцендентальное единство апперцепции).
Апперцепции единство трансцендентальное (Transzendentale Einheit des Apperzeption – нем.) Трансцендентальное единство апперцепции может быть приравнено к Я, но в совершенно определенном аспекте. Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную (чистую) апперцепцию. Эмпирическая апперцепция имеет временной характер, это взгляд на самого себя глазами внутреннего чувства. Объект эмпирической апперцепции – душа как явление, поток переживаний, в котором нет ничего устойчивого. Эмпирическая апперцепция оказывается поэтому, скорее, не самосознанием, а темпорально окрашенным сознанием конкретных состояний субъекта, в числе которых присутствуют и восприятия внешних объектов (ни одно представление, в том числе внешнее, не может миновать внутреннего чувства).
Однако условием всякого эмпирического сознания представлений является отнесение этих представлений к тождественному Я. Таким образом, сознавая представления (эмпирическая апперцепция), мы одновременно осознаем себя сознающими эти представления (первоначальная апперцепция). Осознавая себя, мы вместе с тем осознаем, что от представления о себе неотделимо численное тождество. Это означает, что Я мыслится нами сохраняющимся в потоке перцепций (само оно при этом находится вне времени), стало быть, единичным, а, следовательно, задающим единство всего многообразия наших состояний. Данное единство Кант и называет трансцендентальным единством апперцепции.
ТЕА – основа высших познавательных способностей, важнейшей из которых является РАССУДОК.
Рассудок (Verstand – нем.) В широком смысле рассудок отождествляется Кантом со способностью мыслить, противопоставляемой чувственности как способности восприятия воздействий. Рассудок – одна из высших познавательных сил. Он олицетворяет активность познавательных способностей, чувственность – пассивность. Однако человеческий рассудок, в отличие от гипотетического божественного рассудка, не является творческим. Он не может порождать содержание своих понятий, а получает его извне. Поэтому человеческий рассудок дискурсивен: он не созерцает, а лишь связывает при помощи общих понятий многообразное созерцаний чувственности.
Базисным актом рассудка Кант признает суждение. Элементарные формы суждения в их предметной направленности суть категории как основные понятия рассудка. Фундаментом спонтанных рассудочных действий является трансцендентальное единство апперцепции. Восприятие явлений в апперцепции подразумевает подчинение многообразного чувственности категориям. Это придает законосообразность явлениям и позволяет Канту трактовать рассудок в качестве способности создания правил.
Категории (нем. Kategorien от греч. высказывание) Один из ключевых терминов кантовской философии. Категориями, или предикаментами, Кант называет элементарные понятия чистого рассудка (в отличие от чистых, но производных понятий – предикабилий).
1. Количество: Единство Множество Целокупность |
3. Отношение (парные категории): Присущность и самостоятельное существование Причина и следствие Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию)
|
2. Качество: Реальность Отрицание Ограничение
|
4. Модальность: Возможность — невозможность Существование — несуществование Необходимость — случайность |
ПОЗНАНИЕ возможно как синтез рассудка и чувственности. Необходим посредник - СХЕМАТИЗМ чистых понятий рассудка (механизм перевода категорий на язык чувственности). Решающая роль в посредничестве принадлежит ВООБРАЖЕНИЮ.
Проблема соединения чувственности и рассудка в познании. Возможность подведения чувственных представлений под рассудочные понятия подразумевает наличие неких представлений-посредников, которые вбирают в себя как рассудочные (прежде всего, всеобщность), так и чувственные качества. Это так называемые «схемы». «Схемы» суть продукты чистого воображения (конкретные механизмы продуцирования, полагает Кант, остаются загадкой). Каждая из них содержит правило порождения созерцаний (или образов) для того или иного рассудочного понятия.
ВООБРАЖЕНИЕ (Einbildungskraft – нем.) В кантовской философии – обозначение одной из важнейших познавательных способностей человека. Воображение занимает промежуточное положение между чувственностью и рассудком. Это активная, но чувственная по форме способность. В процессе решения фундаментальных проблем критической философии Кант создал сложную и запутанную классификацию видов воображения.
Рассудок предписывает законы явлениям, однако, в силу разнородности чувственных и рассудочных представлений, он нуждается в помощи со стороны некой “гибридной” способности, транслирующей посредством “схематизма” его основоположения предметам чувственного опыта. Такой способностью и является воображение.
ПОЗНАНИЕ – это ВСЕГДА результат взаимодействия чувств и рассудка, но человеку этого мало, он стремится узнать о том, что в опыте не дано и не может быть дано (мир в целом, душа как последняя причина фактов психической жизни…).
РАЗУМ (Vernunft – нем.) В кантовской философии – обозначение высшей познавательной и практической способности. В своей логической функции разум проявляется как способность к умозаключениям (в отличие от рассудка как способности суждений в широком смысле). Разум возвышается над рассудком, задавая принципы единства его законов, подобно тому, как рассудок задает правила единства явлений. Существо как логических, так и реальных (т.е. направленных на познание предметов) актов разума состоит в поисках безусловных условий для всего обусловленного (аналогия большей посылки в умозаключении). Соответственно, основные предметные понятия разума – идеи – выражают возможные виды безусловного (душа, мир, бог). Идеи не являются элементарными понятиями, а вырастают из категорий.
Роль разума в познании – регулятивная: направлять рассудок ко все более глубокому проникновению в законы природы в поисках их систематического единства.
Идеи чистого разума – ДУША, МИР, БОГ.
КАНТ И РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для понимания того, как Кант видит возможности психологии как науки необходимо знать значение следующих понятий – «вещь-в-себе», антиномии чаистого разума, паралогизмы чистого разума.
Вещь в себе (Ding an sich, Ding an sich selbst – нем.) Важнейшее понятие кантовской философии. В строгом смысле, означает вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий (при том, что они вполне могут зависеть от условий божественного созерцания). Вещь в себе противоположна явлению, как тому, что с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности. Другими словами, вещь в себе – это мир, как он есть сам по себе, «на самом деле», независимо от нашего сознания, явления – это то, как мир является, дан нам в нашем сознании. Кант – агностик, мир «сам по себе» (вещь в себе) непознаваем, недостижим для нас. Барьер между нами и миром воздвигается активностью нашего сознания: мир дан нам уже преобразованным, упорядоченным структурами сознания, то есть дан как явление. Антиномия чистого разума (Antinomie der reinen Vernunft – нем.) Термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений. Паралогизм чистого разума (Paralogismus der reinen Vernunft – нем.) Термин кантовской философии, обозначающий один из видов диалектического умозаключения разума, когда из понятия чистого Я делаются выводы о свойствах души как трансцендентального субъекта. |
Итак, первый паралогизм рациональной психологии звучит так: “душа есть субстанция”. Кант полагает, что ошибочность этого и других паралогизмов состоит в том, что единство апперцепции (ТЕА) смешивается с субъектом как вещью-в-себе. Трансцендентальное единство апперцепции (Я) – это просто форма мышления, а не субстанция, нечто, существующее объективно. Для того, чтобы корректно применять категорию субстанции, мы должны обнаруживать в опыте (в данном случае, во внутреннем опыте) какой-то постоянный субстрат. Но во внутреннем опыте нет ничего постоянного: это поток перцепций. Соответственно, о душе как субстанции мы говорить не можем.
Сходным образом Кант критикует второй (душа проста) и третий (душа есть личность, так как осознает свое тождество в различные моменты времени) паралогизмы рациональной психологии.
Человеческому сознанию доступны одни лишь феномены, и это верно в отношении как естествознания, так и психологии. Но выводы естествознания приобретают всеобщность и необходимость только благодаря математике, психические же явления, существуя в неповторимом потоке времени, не могут быть подведены под вневременные истины математики. Психология, кроме того, лишена возможности использовать такое могучее орудие познания, как эксперимент. Поэтому, по Канту, она в принципе не способна стать точной наукой. Ее удел - описание различных проявлений психической жизни, разделенных Кантом на три разряда: познание, волю и чувство. Первые два предполагают различное отношение к объекту. Чувство же относится только к субъекту.
Позитивная программа Канта в отношении психологии была скудна, но его критический разбор воззрений на душу как умопостигаемую сущность, завершавшийся выводом о том, что такого рода сущность не может быть предметом знания (хотя может быть, по Канту, объектом веры), его соображения о ненадежности самонаблюдения как метода, при котором мы делаем мнимое открытие того, что мы сами внесли туда, его тезис о незначительной ценности психологии в силу ее неспособности опереться на математику и эксперимент существенно повлияли на поиски новых решений в последующий период развития психологии.
Эмпирическая психология “официально” выводится Кантом за границы метафизики (“неофициально” она все же частично присутствует там).
Рациональная психология как учение о сущности души вообще отбрасывается Кантом в критический период – ведь сущность души полностью скрыта от нас в теоретическом плане.
Тем не менее, он дает содержательный анализ структуры человеческих способностей. Кроме того, он вскрывает фундаментальные черты устройства психической жизни человека. Есть высшие и низшие способности. Низшей теоретической способностью является чувственность, высшей – разум. Активность души может проявляться по-разному: либо в форме порождения понятий (теоретические способности), либо в образе свободных поступков (практические), либо, наконец, в форме создания художественных образов. Но все эти виды деятельности касаются сознательной жизни. Есть и бессознательная деятельность души. Если делать какие-то обобщения, то можно сказать, что, по Канту, бессознательные способности отвечают за первичную осмысленность жизни. Сознание начинается тогда, когда мы уже вброшены в мир, предварительно оформленный нами самими, о чем мы, правда, не знаем. Но именно поэтому мы способны ориентироваться в мире, актуализируя наше предпонимание бытия.
1 !!! Обратите ВНИМАНИЕ на ресурс «Термины кантовской философии» http://vzms.org/termini.htm
2 Она находится на границе феноменологической и гипотетической частей. Если, исходя из того, что душа – простая субстанция, мы пытаемся найти корень душевных явлений, то наблюдение ничего не даст, эту способсность можно усановить спекулятивно.
3 Соотнесение причин и следствий происходит благодаря определенному акту разума, имеющему строго всеобщий характер. Ср. Юм: привычка как основа веры в причинность.
