- •7. Эпические жанры народной художественной культуры.
- •Сюжеты былин.
- •Исторические этапы развития былины.
- •Циклизация былин.
- •Музыкально-поэтический стиль былин
- •Сказители былин
- •Русские духовные стихи:
- •Сказки как вид народной прозы
- •Классификация фольклорной сказки
- •Несказочная проза (предания, легенды, былички, сказы, мифы и т.Д.).
- •Уральский эпос
- •Герои былин в русской живописи
- •Богатыри. Картина Виктора Васнецова. 1881–1898 годы
- •Богатырский скок. Картина Виктора Васнецова. 1914 год
- •Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1918г.
- •Богатырь. Картина Михаила Врубеля. 1898 год
- •Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». 1899 год
- •Пречудный богатырь Бова Королевич. Иллюстрация Ивана Билибина. 1911 год
- •1967 Г. Художник - Михаил Шемаров из Палеха
Несказочная проза (предания, легенды, былички, сказы, мифы и т.Д.).
Установка на достоверность – главный жанрообразующий признак жанров несказочной прозы. Все они невелики по объему, состоят из одного эпизода. Записаны, якобы со слов очевидца или по воспоминаниям людей, слышавших от очевидца тот или иной рассказ. Все они несут информацию. В несказочной прозе современная фольклористика выделяет такие жанры, как предания, легенды, сказы и былины. Еще одна характерная особенность несказочной прозы в том, что она рассказывается «по случаю», в процессе разговора, хотя переход к названным произведениям обязательно отделяется словесными формулами: «Сам не знаю, не видел, а вот люди сказывают», или: «Видать не видел, а слухать – слыхивал», или: «Всякое говорят, а я вот знаю доподлинно» и т.п. Каждая из жанровых разновидностей устной несказочной прозы характеризуется определенным кругом устойчивых сюжетных мотивов, что также позволяет ввести жанровую дифференциацию. У каждого из жанров свое происхождение, история, образы, структурно-стилистические свойства.
Предания – жанр устной народной прозы с установкой на историческую достоверность. Назначение преданий – сохранить память о важных событиях и деятелях национальной истории, дать им оценку. Но важным моментом является, так же как и в сказках, соотношение достоверности, правды, исторической правды, реальности и художественного вымысла. Жанровые разновидности преданий: исторические, топонимические, генеалогические.
Среди разных преданий выделяются две большие тематические группы: исторические предания (о памятных событиях и лицах) и географические или топонимические предания (о происхождении названий городов, сел, рек и т.д.). Не было ни одного сколько-нибудь известного деятеля в истории России, памятного события, которые бы не нашли отражения в преданиях.
Для преданий исторических характерно изображение событий давно прошедших, законченных, единичных. Характер конфликта объясняется историей и раскрывается через реально существующих исторических деятелей. Поэтому группируются они по хронологии исторических событий или составляют цикл вокруг того или иного исторического лица:
– древнейшие предания («Поход Олега на Царьград», «Ольга» и др.); – предания о татаро-монгольском нашествии и свержении вражеского ига («Про Мамая безбожного», «Три Ивана»); – предания о Иване Грозном, Ермаке; – предания о Борисе Годунове, Лжедмитрии; – предания о Степане Разине; – Петре I, петровских преобразованиях и после петровских временах; – предания о Пугачеве, Суворове, Кутузове...
Циклизация сюжетов преданий вокруг исторических лиц. Наиболее крупные циклы: о справедливом царе (Иване Грозном, Петре I); о народном предводителе (Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачеве); о благородных разбойниках (например, о Кудеяре).
ЛЕГЕНДЫ
Легенда – свободный рассказ, у нее нет особых композиционных форм, устойчивых структурных особенностей (в отличие от сказки, которая всегда имеет строгую и четкую композицию). Принятие Русью христианства повлекло за собой проникновение в языческие формы сознания отдельных важных церковных понятий. Через несколько веков можно было говорить о том, что в мировоззрении народа произошло сложное смешение языческих и христианских понятий. Под влиянием этого сложного сплава возникли легенды, главным свойством их как жанра стало утверждение морально-этических норм христианства или идей, возникших под их влиянием, но понимаемых на мирской, житейский, обыденный лад. Легенда всегда основывается на христианском мировосприятии, хотя и соединяет его с житейскими понятиями и представлениями, но свободных от христианской веры легенд не существует.
Русские легенды подразделяются на тематические группы: христианские легенды и социально-утопические легенды (рассказы о путях обретения счастья). В фольклористике предлагается и более детальное подразделение легенд, предложенное Н.И.Кравцовым[2]: легенды о сотворении мира, о происхождении солнца, земли...; легенды о животных; легенды о Боге, святых, их хождении по земле; легенды о наказании злых и прощении грешников; легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные (социально-утопические).
СКАЗЫ-БЫВАЛЬЩИНЫ
Устные рассказы о различных событиях реальной жизни народа, близких к тому времени, когда о них рассказывается, относят к сказам или бывальщинам. Сказ – это рассказ, истинность которого подтверждается либо рассказчиком либо свидетельством его современника. И хотя у сказов много общего с историческими преданиями, но их полностью отождествлять нельзя, так как предания в основном рассказы о прошлом, у них другая позиция отношения рассказчика к изображаемым событиям. Сказ представляет слушателю разнообразные необычные обстоятельства из недавнего прошлого местной жизни. Популярные герои сказов – это выдающиеся местные умельцы, силачи, золотоискатели, правдоискатели, «благородные разбойники», беглые каторжники, герои Гражданской войны (в фольклоре ХХ века).
Рассказы, в которых переданы личные воспоминания, получили в международной фольклористике наименование меморатов (как полагают, в науку термин ввел шведский ученый К.В.Сидов). Личное воспоминание, перешедшее в традицию, интересное другим рассказчикам, подвергнутое ими правке и изменениям, становится бывальщиной. От простого личного рассказа они отличаются известностью в определенной местности, крае. В бывальшинах не наблюдается точного повторения того, о чем идет речь, каждый новый рассказчик излагает события по-своему, но сохраняются простейшие составные части – главные моменты рассказа. Все сказы начинаются с указания на реальность и точную географическую местность. Обычно сказитель дает точную, но очень краткую характеристику главным персонажам, за краткой экспозицией следует быстрое развитие действия, обострение конфликта. Завершается сказ обычно обобщением, оценочной риторической фразой. В конце сказа иногда указывается на уход героя в другое место, где возможно продолжение событий.
Сказ нередко заимствует фантастические идеи и образы из смежных жанров несказочной прозы, в них стали использоваться элементы сказочной атрибутики. В XIX и ХХ веках сказ стал трансформироваться: в XIX веке сказы стали распространяться в среде заводских рабочих, они дают представления о быте и труде, о жизни рабочих. Рабочие часто изображали героями своих произведений людей большой физической силы, рассказывали о трагической участи людей. Незабываемые годы гражданской войны запечатлелись в многочисленных сказах, повествующих о местных героях, о подвигах красных бойцов; в этих рассказах велика тяга к фактической достоверности, очень точно изображаются отдельные события и герои.
Бывальшины начали записываться поздно, но тематически они близки к устным рассказам, так называемым «анекдотам» о памятных случаях из жизни общественных и государственных деятелей. В ХХ веке опыт освоения бывальщин мы находим у известного писателя П.П.Бажова, который представил уральский бытовой фольклор в своих произведениях. Известный писатель конца ХХ века В.И.Белов также использовал в своем творчестве бывальщины в индивидуальной обработке («Бухтины вологодские»).
БЫЛИЧКИ
Былички – это устные рассказы о леших, домовых, водяных, русалках, кикиморах, чертях и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил из мира народной религии. Быличка – выражение религиозного сознания, отражение пережитков языческих верований. Истинность событий подтверждает сам рассказчик или подкрепляет его отсылкой к свидетелю события.
Происхождение быличек как рассказов о достоверном восходит к глубокой древности, к тем временам, когда человек боялся непонятных явлений природы. В быличках всегда действует определенный демонический персонаж, а круг его деятельности строго ограничен; в быличках повторяются мотивы его действия, место действия (лес, болото, река и т.п.), а также объекты, на которые направлены действия. Былички отражают бытовые симпатии и антипатии их рассказчиков, их сюжеты немногочисленны. Содержание быличек очень наивно, однотипно, но они очень поэтичны, в них встречаются прекрасные описания русской природы, русского быта, даже народных праздников. Русские писатели неоднократно включали тексты быличек в свои произведения, например, рассказы детей из «Бежина луга» И.С.Тургенева. В ХХ веке известный писатель А.М.Ремизов создал особые произведения, мифологизированные под старину («Посолонь», «Лимонарь»).
