- •Лекция 1
- •Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества.
- •Рождение человечества и предыстория Руси
- •Восточные славяне в IV-iXвв. Формирование основ государственности.
- •Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества.
- •Рождение человечества и предыстория Руси
- •Восточные славяне в IV-iXвв. Формирование основ государственности.
Рождение человечества и предыстория Руси
В исторической науке общепринята периодизация эпохи первобытного человеческого общества по материалам, применяемым для изготовления орудий труда и оружия. Самым длительным периодом в истории человечества был каменный век, затем последовал переходный период к эпохе металла — медно-каменный век (энеолит), потом наступил бронзовый век и, наконец, железный век.
Примерные хронологические рамки каменного века, когда изготовлялись орудия из камня (хотя широко применялись и другие материалы: дерево, кость, кожа, растительные волокна), — от 2 млн. лет назад вплоть до появления металлических орудий труда: ок. 8 — 9 тыс. лет назад (на Древнем Востоке) и до 6 — 7 тыс. лет назад (в Европе). В отдельных районах земного шара каменный век завершился значительно позже (например, у австралийских аборигенов и ряда африканских племен он сохранялся вплоть до XX века).
Каменный век подразделяется на следующие крупные периоды: палеолит (древний каменный век), охватывающий огромный временной отрезок — от 2 млн. лет до 10 тыс. лет назад, включая ранний (пилений) палеолит и поздний (верхний) палеолит; затем — мезолит (средний каменный век) — примерно 10 — 5 тыс. лет назад; наконец, неолит — 8 — 3 тыс. лет назад.
Согласно признанному в современной науке мнению, выделение человека из животного мира (антропогенез) началось более двух миллионов лет назад, в период раннего палеолита; в это время формируется первобытное человеческое стадо, состоящее из нескольких десятков особей — примитивный прообраз коллектива. Первыми предками человека, вступившими на путь антропогенеза, были полулюди-полуобезьяны — австралопитеки, научившиеся передвигаться на задних конечностях, что освободило передние для примитивной трудовой деятельности. Этот ископаемый вид получил название Homo habilis — человек умелый, в связи с найденными на стоянках этих существ обработанными камнями гальки, служившими им орудиями труда.
Примерно 1,5 млн лет назад древнейшие первобытные люди — архантропы различными маршрутами переместились из Африки в Юго-Восточную Азию и Европу. К ним традиционно относят питекантропа (обезьяночеловека) и синантропа (разновидность питекантропа, останки которого найдены в Китае).
К концу раннего палеолита (ок. 100 тыс. лет назад) возникает новая разновидность древнейшего человека палеоантропа — неандерталец (названный так по месту первого нахождения его останков близ селения Неандерталь в Германии), представители которого широко расселились по земному шару. Хотя палеоантропы значительно ближе к современным людям, но они все же сохранили примитивные черты в строении черепа, у них низкие надбровные дуги, низкий лоб и скошенный подбородок, сами невысокого роста. Палеолитическое хозяйство было присваивающим, и его основой являлась охота на крупных животных, а также собирательство. Освоение архантропами огня в готовом виде (в результате лесных пожаров, извержения вулканов, удара молнии и др.) стало огромным достижением в выделении человеческой расы из животного мира. Овладение же огнем в эпоху мезолита, умение неандертальцев его добывать позволило содержать очаг и строить примитивные жилища, впоследствии делать керамические изделия и еще позднее — освоить зачатки металлургии. Все это способствовало переходу первобытных людей к оседлости, возникновению основ искусства (рисунок и орнамент) и религиозных представлений. Развитие человека в существо мыслящее и коллективно живущее способствовало формированию языка как средства межчеловеческого, межличностного общения.
На территории России в ее старых дореволюционных границах самые древние стоянки первобытных людей обнаружены в Закарпатье, Южном Таджикистане, на Алтае и в Якутии, отстоящие от нас по времени примерно на 800 — 500 тыс. лет назад. Тогда на бескрайних пространствах Евразии, от Атлантического океана до Урала, существовали примерно одинаковые природные условия для первобытных охотников и собирателей. Верхнепалеолитические охотники использовали разнообразные каменные и костяные орудия — от наконечников копий и гарпунов до игл для сшивания одежды. Высоким достижением духовной культуры каменного века стало палеолитическое искусство: живопись (в том числе изображение мамонта в Каповой пещере на Урале), резьба по кости.
В переходный период от раннего палеолита к позднему (ок. 35 —- 40 тыс. лет назад) возникает человек современного вида Homo sapiens (человек разумный), завершая собой биологическую эволюцию антропогенеза от архантропа и палеоантропа; начинается формирование родового строя.
Этому в немалой степени способствовали и серьезные климатические изменения, происходившие в эпоху мезолита — ок. 10 тыс. до н. э. (последнее Великое оледенение и его отступление), когда образовались современные почвенно-климатические зоны. Обширные лесные массивы и болота разделили группы людей располагавшихся и в тундре на севере, и в степях на юге. Эти природные трансформации заставили древнейшие человеческие сообщества объединяться в коллективы для загонной охоты на мамонтов и мускусных быков, поддерживать огонь, строить надежные жилища, а также изобрести первое охотничье оружие — лук и стрелы, Появилась возможность создавать и сохранять запасы пищи. Все большую роль в жизнеобеспечении первобытных коллективов играло собирательство дикорастущих съедобных растений. Разнообразный опыт хозяйственной деятельности в разных природных условиях привел к возникновению производящего хозяйства уже в следующую эпоху нового каменного века.
В эпоху неолита, охватывающего период до II тысячелетия до н. э. для северных регионов нашей планеты, первобытные люди перешли от собирательства, рыболовства и охоты к производящим формам хозяйства — земледелию и скотоводству. Так началась неолитическая (аграрная) революция, в процессе которой человек перешел к оседлому образу жизни, научился изготавливать керамику, познал основы ткачества, овладел техническими приемами изготовления и обработки миниатюрных изделий и всеми известными приемами охоты и рыбной ловли. Именно в эту эпоху люди научились выплавлять металл (древнейшие в Европе медные изделия появились на Балканах в V тысячелетии до н. э.) и приручили лошадь (в междуречье Днепра и Дона найдены древнейшие кости домашней лошади и части узды, относящиеся к IV тысячелетию до н. э.). Этот подлинно революционный технический толчок позволил человечеству обрести власть над природными стихиями и ликвидировал постоянную угрозу голодной смерти, вызвал демографический взрыв и способствовал появлению больших поселений вместо стоянок охотников, кроме того, дал возможность выращивать одомашненный скот. В ранний период развития производящего хозяйства земледелие, как правило, сочеталось со скотоводством. Условия для оптимального развития земледелия и скотоводства в разных зонах различались наличием водных ресурсов и удобных пастбищ. В степной зоне преобладающим стало скотоводство. Процессам разделения труда сопутствовала языковая и этническая дифференциация, выделение общностей людей, говорящих на разных языках и относящих себя к разным этносам. Археологи выделяют разнообразные археологические культуры, характерные черты которых отражают становление новых экономических и этнокультурных общностей.
Лингвисты считают, что в X — VIII тысячелетиях до н. э. первобытные племена, заселявшие Европу, говорили на языках, объединенных в относительно единую семью, условно названную ностратической. По мере расселения носителей этих языков и дифференциации их культурных навыков из данной единой семьи выделилась индоевропейская семья языков, в которую входили предки большей части европейских народов и родственные им по языку народы Азии, расселившиеся вплоть до Северной Индии (индоевропейцы). К ностратической общности относят также кавказские, уральские (финноугорские и самодийские), алтайские (тюркские и монгольские) и другие языки, составлявшие большие лингвистические семьи. Родовой строй получает развитие в новых формах социальной организации, создаются новые крупные объединения — племена, основанные на кровнородственных связях, единстве языка, общей территории проживания. В рамках племен формируются зачатки социальной организации — выделяется верхушка вождей и племенные советы.
По одной из распространенных научных гипотез, в V — IV тысячелетиях до н. э. индоевропейские племена, говорившие на родственных диалектах, занимали территорию степной и лесостепной зон современной Украины и северные районы Балканского полуострова. Около IV — III тысячелетий до н. э. начинается рас селение индоевропейцев: на севере они достигают Скандинавии и Прибалтики, на западе — Атлантического океана, на юге — Средиземного моря, на востоке — территорий Ирана и Индии. Предки славян рас полагались севернее прародины индоевропейцев.
В IV — III тысячелетиях до н. э. на территории Восточной и Центральной Европы складываются археологические культуры бронзового века (археологическая культура или культурно-историческая общность — это комплекс исследованных памятников на определенной территории, в границах которой ее древние обитатели изготавливали и использовали однотипные орудия труда, керамику, строили одинаковые по устройству жилища, производили единые погребальные обряды и т. д.) — трипольская, воронковидных кубков, майкопская. Современники этих культур умели делать бронзовые (из сплава меди с оловом) орудия и украшения, выращивать пшеницу, овес, лен, горох, виноград, возводить погребальные курганы и строить укрепленные городища.
. В I тысячелетии до н . э. наиболее динамично развивается южный и западный регионы — Восточно-Европейская равнина и в первую очередь — Северное Причерноморье. С наступлением железного века (VIII — VII вв. до н. э.) появляется первые письменные свидетельства о народах Восточной Европы — киммерах и скифах, появившихся на ближнем Востоке, на земле древней цивилизации, обладающей городской культурой и письменностью. Пройдя через Кавказ, они в VII в. до н. э. обрушились на древние государства Закавказья и Передней Азии — Урарту и Ассирию. О киммерийцах и скифах писал уже в V в. до н. э. «отец истории» Геродот, и современные историки до сих пор спорят об истинности его свидетельств. Геродот повествует, что скифы пришли из Азии к Боспору Киммерийскому (нынешнему Керченскому и Таманскому полуостровам), где и обитали киммерийцы. Азия для Геродота, как и для других античных авторов, начиналась за рекой Танаисом (Дон). Киммерийцы не могли противостоять сильному противнику и ушли через Кавказ в Переднюю Азию. За ними совершили поход на Ближний Восток и скифы.
В своих походах на Ближний Восток скифы овладели не только богатствами, к которым стремились все племена первобытной периферии древних цивилизаций. Они прежде всего обогатили себя культурными ценностями и навыками, в том числе искусством так называемого звериного стиля — стилизованного изображения животных, развитого у родственных им иранских народов Передней Азии.
Мощный скифский племенной союз постепенно приобретал черты ранней государственности: в IV в. до н. э. у скифов уже были цари, которых после смерти хоронили в огромных курганах, частично сохранившихся и поныне.
В VII в. до н. э. на северо-западном и северо-восточном побережье Черного моря (Понта Эвксинского) возникают греческие колонии — исторически первая форма государственности и первый очаг древнейшей цивилизации на территории нашего Отечества. Греческие колонии представляли собой независимые политические образования — города-полисы, основанные выходцами не из балканской Греции, а преимущественно из греческих городов Малой Азии (город-полис Милет), имевшие поначалу сходную с последними политическую систему (город-государство с демократическим управлением) и сохранявшие с ними экономические и культурные связи. Крупнейшими древнегреческими колониями были Ольвия (в устье Южного Буга), Херсонес Таврический (на юге Крыма), Пантикапей (у Керченского пролива), Фанагория (основанная в Крыму в середине VI в. до н. э. беженцами с острова Теос) и др.
В VI — V вв. до н. э. греческие колонии, расположенные вокруг Азовского моря, объединились в Боспорское царство со столицей в Пантикапее. Однако в следующем, III в. до н. э. Боспорское царство и скифские племена подверглись нашествию воинственных ираноязычных сарматов — близких скифам по языку кочевых племен, пришедших из-за Волги. Сарматы осели в Приазовье, существенно потеснив скифов. С этого времени в традиционной европейской исторической географии существуют два обозначения Восточной Европы — Скифия и Сарматия. Сарматы расселяются в античных городах Боспора, придавая им «варварский» облик, одновременно и боспорские греки расширяют свое влияние: в начале III в. до н. э. они основывают в устье Дона город Танаис. Скифское эллинизированное царство ограничивается в основном территорией степного Крыма, а его столица — г.. Неаполь Скифский (близ Симферополя) располагается почти в центре полуострова. Скифы также овладевают Ольвией и вступают в борьбу с Херсонесом. Во II — I вв. до н. э. в истории Северного Причерноморья наступает период политических конфликтов и войн. Скифы пытаются полностью подчинить себе греческие города-государства, которые в свою очередь ищут поддержку и защиту у Боспорского царства. В этот период быстро усилилось возникшее в 301 г. до н. э. в Малой Азии эллинистическое Понтийское царство, на короткое время при царе Митридате VI Евпаторе объ единившее в Северном Причерноморье под своей вла стью и греков и скифов. Но в результате так называемых Митридатовых войн (89 — 64 гг. до н. э.) Понт потерпел сокрушительное поражение от легионов Римского государства и потерял свое мнимое могущество, часть его территории вошла в состав Рима на правах провинции. Херсонес стал главной базой Рима в Крыму. В римское время (в основном в I в. н. э.) в боспорских городах появляются еврейские общины. Одновременно усиливается сарматизация боспорских городов и растет натиск кочевников, как сарматов, так и скифов. В этот период Рим вынужден держать свои легионы в городах Боспора — Херсонесе и крепости Хараксе (Ласточкино Гнездо), но варвары повсюду угрожают границам империи.
Великое переселение народов. В III в. н. э. нарастают дезинтеграционные процессы в Римской империи, ее влияние в Причерноморском регионе уменьшается. Но на смену римскому господству приходит новый внешний фактор, ввергший в миграционные этнические перемещения всю Европу и значительную часть Азии, началось так называемое Великое переселение народов — эпоха, растянувшаяся на три столетия и охватившая период с IV по VII в. н. э.
Начиная с III в. н. э. с побережья Балтийского моря в Северное Причерноморье устремляются потоки германоязычных племен готов. Однако эпоха готского владычества в Причерноморских степях оказалась недолгой: в 370 г. к берегам Дона подходят новые племена кочевников — гунны (хунну) — сложный по своему I оставу этнический конгломерат кочевых тюркоязычных племен, продвигавшихся из Центральной Азии (Северо-Восточного Китая) на запад; одна часть из них пришла в Среднюю Азию, а другая — в Причерноморье. Разбив сарматов, гуннские орды в 375 г. подвергли полному разгрому готов, их король Германарих покончил жизнь самоубийством. Спасаясь от гуннов, готы двинулись в Западную Европу, по пути опустошая Балканы, побережье Адриатики, а позднее — Италию и Германию. Гунны, преследуя готов, также устремились на Европейский континент, в пределы римских провинций, дошли до Аттики, южных предгорий Альп и, наконец, переправились через Рейн. Однако в 451 г. в одной из самых кровопролитных битв в истории античности — битве на Каталаунских полях в Галлии гунны и подвластные им готы и гепиды потерпели поражение от объединенной коалиции франков, аланов, бургундов, вестготов и саксов, временно сплотившихся вокруг Западной Римской империи под руководством римского полководца Аэция. Осев на Дунае, гунны в 453 г. начали новый поход, но их легендарный вождь Аттила, прозванный «Молотом Божьим», внезапно умер. Стремительно образовавшаяся Гуннская держава быстро распалась, теснимая новыми ордами тюркоязычных кочевников — болгар и авар, создавших в VI в. н. э. государственное объединение, известное как Тюркский каганат. Территория, контролируемая каганатом в период расцвета, распространялась от Северного Китая и Монголии до Поволжья. В 80-е гг. VI в. Тюркский каганат распался на две части, западная часть которого усилилась от Алтая до предгорий Кавказа.
В 30-х гг. VII в. в приазовских степях и на Северном Кавказе господствующее положение заняла Великая Болгария тюрков, кочевников-болгар. В этот же период сформировался и Хазарский каганат. Под давлением хазар часть болгарской орды во главе с легендарным ханом протоболгар Аспарухом вторглась пределы Византии на Балканы, где за Дунаем вместе с оседлым славянским населением в 681 г. основала первое Болгарское царство; другая же часть протоболгар из кубанских степей переместилась в Среднее Поволжье. Там сложилось государство Волжская Булгария, которое с VII в. и вплоть до его разгрома монгольскими завоевателями в 30-е гг. XIII в. было ближайшим соседом Руси на северо-восточных рубежах..
Крушение прежних государственно-политических образований, от которых остались лишь обломки (как, например, Херсонес, Боспор и Ольвия, уцелевшие лишь потому, что располагались на самом юге Крыма), неустойчивость и недолговечность кочевых империй, интенсивное перемещение значительных масс людей на новые территории и столь же интенсивная их ассимиляция, «смешение» друг с другом зачастую разных и далеких по языку и культуре этносов — все это характерно для Восточной Европы и Северного Причерноморья в середине I тысячелетия н. э.
Конкретный социально-политический опыт ушедших эпох и угасших цивилизаций во многих сферах оказался либо полностью утраченным, либо измененным до неузнаваемости. И все же наследие тысячи с лишним лет, прошедших со времени возникновения греческих колоний до гуннского нашествия, оказалось весьма значительным: оно сформировало условия цивилизационного развития, характерные для последующих этапов отечественной истории. К их числу можно отнести: многовековое сосуществование очагов евроцентристской цивилизации и «варваров», интенсивный диалог культур; относительную устойчивость территориально-политических структур, связанных с оседлым населением, и динамичных объединений кочевых племен, многие из которых так и не достигли уровня развитой государственности; выделение на географически едином пространстве нескольких хозяйственно-культурных регионов, отличающихся уровнем, характером и направленностью развития (Северное Причерноморье; Великая степь — от устья Дуная до Алтая; лесная болотистая зона Великой русской равнины).
