Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ирина_Кемарская.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
282.62 Кб
Скачать

12. Съемки стенд-апов

Этот прием используется повсеместно, а в документальных программах – практически везде. Мы здесь сейчас не говорим о корреспондентских стенд-апах в информационных жанрах. Речь идет о стенд-апе как художественном приеме, нагруженном смыслом и задающим тон программе.

Стенд-ап – дело ведущего. Но текст для него обычно детально прорабатывает редактор. Это профессиональный момент, который оба участника воспринимают с благодарностью, и здесь нет никакого унижения. Только при таком отношении возможно плодотворное сотрудничество. Ведущий справедливо признает, что редактор владеет большей информацией по предмету, и он может точнее выделить ключевое сообщение, которое вкладывается в стенд-ап. А редактор не обижается, что его литературный текст адаптируется ведущим, как говорят старые телевизионщики, «обминается», чтобы быть удобным для произнесения.

Редактор должен понимать, зачем ему стенд-ап. Он мыслит монтажно. Он сопрягает этот эпизод с другими, у него уже имеющимися: с записанными синхронами,с найденной хроникой… Стенд-ап закрывает информационные бреши в структуре программы и одновременно является ее образующим элементом, костяком.

Поэтому идеальный стенд-ап видится мне:

  • Максимально коротким

  • Легко произносимым

  • Литературно правильным

  • По возможности передающим ту информацию, которую не передать другими средствами

  • Обладающим мощным «эффектом присутствия».

Поясню последнее. Нужный факт ведущий может сообщить на нейтральном фоне, на улице или в помещении. Сколько раз, спрашивая начинающих журналистов о том, почему выбрано именно это место для стенд-апа, я получала ответ: «А какая разница?.. Оно симпатичное. Некогда было искать другое…»

Но это ошибка. Стенд-ап, записанный в нужной географической точке, может нарисовать потрясающе реальную картину происшедшего.

Приведу пример: мы готовили одну из документальных программ ее героиня, несправедливо обвиненная в убийстве своего возлюбленного, должна была рассказать в интервью, как произошла трагедия. А она этого не сделала. То ли ей было больно вспоминать, то ли она устала от этого рассказа, но в результате ключевого куска в синхроне не оказалось. И тогда мы записали два стенд-апа ведущей. Один уличный, нервный – на том месте, где героиня когда-то ждала скорую помощь, не зная о том, что раненый человек в ее квартире уже мертв… И второй - во внутреннем дворике Бутырской тюрьмы – с совсем другим внутренним напряжением: о том, как, отсиживая здесь срок, она смотрела из окна камеры на видимый оттуда балкон жилого дома и думала о возврате к жизни. Между этими стенд-апами был вставлен монтажный эпизод тюремной хроники с закадровым рассказом о моменте трагедии - как бы навязчивое воспоминание героини - очень короткий. Нас потом упрекали сведущие люди, телевизионные профессионалы, в том, что самый важный рассказ героини мы дали на ее среднем, а не на крупном плане. У людей сложилось твердое убеждение в том, что они услышали историю из первых уст, только лицо героини вспоминалось не очень ясно. Отсюда – упрек в среднем плане. То, что основную картинку ведущая нарисовала словами в стенд-апах и усилила за кадром, они не заметили.