Единственное число
И.п. ведомость скорость щель тень
Р.п. ведомости скорости щели тени
Д.п. ведомости скорости щели тени
В.п. ведомость скорость щель тень
Т.в. ведомостью скоростью щелью тенью
П.п. (о) ведомости (о) скорости (о) щели (о) тени
Множественное число
И.п. ведомости скорости щели тени
Р.п. ведомостей скоростей щелей теней
Д.п. ведомостям скоростям щелям теням
В.п. ведомости скорости щели тени
Т.п. ведомостями скоростями щелями тенями
П.п. (о) ведомостях (о) скоростях (о) щелях (о) тенях
Эта группа имён существительных является довольно многочисленной, и к ней из наиболее употребительных слов, кроме перечисленных, относятся также: должность, парень, повесть, скатерть, церковь и др.
3. Ударение с окончания слова в форме единственного числа перемещается на основу в форме множественного числа. В этой группе почти нет трудных слу-чаев словоупотребления, поэтому приведём лишь наиболее употребительные сло-ва. Их мало:
Единственное число Множественное число
И.п. окно луна окна луны
Р.п. окна луны окон лун
Д.п. окну луне окнам лунам
В.п. окно луну окна луны
Т.в. окном луной окнами лунами
П.п. (о) окне (о) луне (о) окна (о) луны
В основном слова, относящиеся к этой группе, не являются общеупотреби-тельными и широко распространёнными.
4. Ударение с окончания слова в форме единственного числа перемещается на основу в форме множественного; числа только в трёх падежах: именительном, родительном, винительном. В дательном, творительном и предложном падежах ударение сохраняется на окончании.
Единственное число
И.п. серьга сковорода строка тропа
Р.п. серьги сковороды строки тропы
Д.п. серьге сковороде строке тропе
В.п. серьгу сковороду строку тропу
Т.п. серьгой сковородой строкой тропой
П.п. (о) серьге (о) сковороде (о) строке (о) тропе
Множественное число
И.п. серьги сковороды строки тропы
Р.п. серег сковород строк троп
Д.п. серьгам сковородам строкам тропам
В.п. серьги сковороды строки тропы
Т.п. серьгами сковородами строками тропами
П.п. (о) серьгах (о) сковородах (о) строках (о) тропах
Эта группа не обладает большой устойчивостью, и допустимы колебания в формах множественного числа.
И.п. волны волосы
Р.п. волн волос
Д.п. волнам – волнам волосам – волосам
В.п. волны волосы
Т.п. волнами – волнами волосами – волосами
П.п. (о) волнах – волнах (о) волосах – волосах
5. Ударение с окончания в форме единственного числа в винительном падеже перемещается на основу:
Единственное число
И.п. щека доска стена сторона
Р.п. щеки доски стены стороны
Д.п. щеке доске стене стороне
В.п. щеку доску стену сторону
Т.п. щекой доской стеной стороной
П.п. (о) щеке (о) доске (о) стене (о) стороне
Множественное число
И.п. щеки доски стены стороны
Р.п. щек досок стен сторон
Д.п. щекам доскам стенам сторонам
В.п. щеки доски стены стороны
Т.п. щеками досками стенами сторонами
П.п. (о) щеках (о) досках (о) стенах (о) сторонах
Нормы ударения не есть величина постоянная, неизменная. Как и язык в целом, нормы ударения претерпевают определённые изменения, в результате чего возникают вариантные формы: договор или договор. Действительно, наконечное ударение (договор) представлено как в классической поэзии, так и у современных поэтов. Так, у А. Пушкина в «Евгении Онегине» читаем:
Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.
Если в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова слово договор характеризовалось как просторечное, в «Словаре русского языка» С. Ожегова такая форма не фиксировалась, т.е. считалась нелитературной. В «Словаре труд-ностей русского языка» (1976) слово договор имеет пометку разг.
Аналогична судьба слова приговор. Здесь тоже развивается ударение на первом слоге: приговор. Так, в «Словаре русского языка» С. Ожегова оба слова (приговор и приговор) даны без стилистических помет. Но такая, оценка, по мнению профессора Б.Н. Головина, была дана С. Ожеговым преждевременно. Следует отметить, что квалифицированные юристы последовательно придерживаются традиций варианта приговор.
У двух- и трехсложных существительных, оканчивающихся на -а, -я, неред-ко отмечаются колебания ударения. Так, различные словари последовательно от-мечают как равноправные варианты ударения в словах: баржа — баржа, пет- ля — петля, творог — творог, а также в иностранных словах, оканчивающихся на -ия: индустрия,: кулинария, металлургия.
УДАРЕНИЕ В ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Ударение в именах прилагательных наименее устойчиво в кратких формах. Мы часто становимся в тупик, не зная, что выбрать: вы правы или вы правы, дела важны или дела важны.
Правда, в подавляющем числе имён прилагательных ударение в краткой форме сохраняется на том же месте, что и в полной: талантливый — талантлив, многолюдный — многолюден — многолюдна, устойчивый — устойчив — устойчи-во, немыслимый — немыслимо — немыслим — немыслима — немыслимы. Данное положение относится, прежде всего, к прилагательным, имеющим в своем составе суффиксы -ив, -лив, -чив, -н, -им, -альн, -ельн, -ист. Иными словами, прилагатель-ные с этими суффиксами имеют неподвижное ударение.
Для имён прилагательных с подвижным ударением отмечается такая осо-бенность (хотя она и не всегда выдерживается): если ударение в простой форме женского рода падает на окончание, то в остальных кратких формах оно находит-ся на основе (и обычно совпадает с ударением в полной форме): белый — бела, бел, бело (но не всё бело кругом и не белы снеги); бледный — бледна, бледен, бледно, бледны; гладкий — гладка, гладок, гладко, гладки; грязный — грязна, грязен, грязны.
Но с точки зрения стабильности ударения группа неустойчива, и во многих случаях отмечаются колебания, вследствие чего возникают вариантные формы, особенно в формах множественного числа: велики — велики, высоки — высоки, малы — малы, белы — белы, полны — полны, глубоки — глубоки, стары — стары, широки — широки, вредны — вредны, новы — новы, нужны — нужны, близки — близки, просты — просты.
Следует запомнить некоторые имена прилагательные в краткой форме мно-жественного числа с правильным ударением на основе: вредны, верны, глупы, горьки, грязны, длинны, жалки, знойны, красны, круглы, ложны, низки, правы, просты, пусты, редки, резки, сухи, узки, чисты, ярки, ясны. Но в этих словах в разговорной речи ударение часто смещается на окончание, хотя строгий литера-турный стиль такому смещению пока противится.
Исследователи отмечают, что идёт бурное развитие наконечного ударения в краткой форме множественного числа имён прилагательных.
По этому поводу профессор К.С. Горбачевич пишет: «В настоящее время происходит массовая экспансия наконечного ударения у прилагательных в крат-ких формах множественного числа. Раньше говорили, например: близки, верны, полны, просты...».
Сейчас предпочтительна форма с наконечным ударением даже у поэтов. Форма верны отмечена у поэтов Суркова, Бергольц, Грибачева, Друниной, Реше-това и других, форм просты — у Исаковского, Щипачева, Дудина, Рождествен-ского.
Я-то знаю, как это бывало тогда:
На восток шли его наградные листы,
А солдат шел на Запад, он брал города, —
У солдата обязанности просты.
(Ю. Друнина)
Когда слова случайны и просты,
И медленно беседы ткется пряжа,
Чужие, непривычные черты
Мне кажутся подобием пейзажа.
(Р. Рождественский).
В формах сравнительной степени имён прилагательных действует следу-ющее правило: если в краткой форме женского рода ударение падает на оконча-ние, то в форме сравнительной степени оно оказывается на суффиксе: видный — видна — виднее, светлый — светла — светлее.
Если же в краткой форме женского рода ударение находится на основе, то в форме сравнительной степени оно на основе же и остается: красивый — краси- ва — красивее, ленивый — ленива — ленивее.
Что касается прилагательных типа мускулистый, сахаристый, то разные словари дают разные рекомендации, что позволяет говорить о наличии двух совершенно равноправных вариантов: мускулистый – мускулистый, сахарис- тый – сахаристый.
Следует просто запомнить ударение в прилагательном мизерный (француз-ского происхождения).
УДАРЕНИЕ В ГЛАГОЛАХ
В каждой части речи есть более или менее стойкие участки нормы. Менее стойкие больше подвержены влиянию различных факторов и поэтому характери-зуются наличием вариантных форм. В глаголе к таким менее стойким участкам следует отнести:
1) формы прошедшего времени;
2) формы страдательных причастий.
Обычно в формах глаголов прошедшего времени ударение падает на тот же слог, что и в инфинитиве: бежать — бежал — бежало — бежали.
Если инфинитив заканчивается на -сти и на -чь, то ударение во всех формах падает на конечный слог: беречь — берег — берегла — берегли, вести — вёл — вела — вело — вели. Аналогично: брести, цвести, врасти, донести. Исключение составляют глаголы с приставкой вы-: она всегда ударная в глаголах совершенно-го вида, эта приставка перетягивает ударение на основу. Сравните: везти — везла, вывезти — вывезла, вывозить — вывозила.
Наименее стойкими являются следующие древние русские глаголы:
Брать — брал — брала — брало — брали
Взять — взял — взяла — взяло — взяли
Врать — врал — врала — врало — врали
Гнать — гнал — гнала — гнало — гнали
Дать — дал — дала — дало — дали
Звать — звал — звала — звало — звали
Рвать — рвал — рвала — рвало — рвали
Драть — драл — драла — драло — драли
Пить — пил — пила — пило — пили
Плыть — плыл — плыла — плыло — плыли.
Если запомнить эти глаголы, то остальные 255 глаголов, образованные от перечисленных выше, имеют такую же схему движения ударения. Так, глагол брать: вобрать — вобрал — вобрала — вобрало — вобрали, избрать — избрал — избрала — избрало — избрали, набрать — набрал — набрала — набрало — набрали и т.д.
Этой же закономерности подчиняются и глаголы с основами на -ня и -ча: донять — доняла, внять — вняла, занять — заняла, наняться — нанялась, начать — начала, начаться — началась, понять — поняла.
Если в глаголе есть суффикс -ся, то он сдвигает ударение на окончание, т.е. на себя этот суффикс не принимает ударения: забрать — забрал — забрала — забрало — забрали, забраться — забрался — забралась — забралось — забрались.
Для некоторых глаголов характерно наличие вариантных форм: премиро-вать — премировать, нормировать — нормировать, костюмировать — костю-мировать, маркировать — маркировать. Но побеждает ударение на корне.
Запомните: звонить — звонит — звонят; звонишь — звоните.
