Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая.Efiopia.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
195.41 Кб
Скачать
    1. Воды суши

На территории страны выделяются 5 групп водоносных горизонтов и комплексов: докембрийских кристаллических пород, морских отложений мезозоя, плиоцен-миоценовых трапповых базальтов, плиоцен-четвертичных вулканитов, четвертичных флювиальных и озёрно-флювиальных отложений.

Подземные воды интрузивных и метаморфических образований докембрия приурочены к зоне экзогенной трещиноватости (мощность до 50 м) и к трещиноватым зонам тектонических нарушений. Глубина залегания воды от 3-5 до 40 м. Дебиты колодцев и скважин не превышают 0,7-1 л/с. Воды пресные, реже солоноватые, состав HCO3--Na+ и SO42--HCO3--Na+-Ca2+. Водоносные комплексы в толще мезозойских отложений связаны с трещиноватыми песчаниками и известняками триаса, юры и мела. Дебиты скважин 1,6-5 л/с, удельные дебиты 0,05-0,1 л/с. Воды солоноватые (3-4 г/л), с глубиной минерализация быстро возрастает. Подземные воды трапповых базальтов связаны с зонами трещин, тектонического дробления, а также прослоями туфов агломератов, древних озёрных отложений. Проницаемость 10-5-10-6 л/с. Глубина залегания воды от несколько м до 150 м. Дебиты водозаборов 1,5-5,0 л/с, удельные дебиты 0,12-0,16 л/с. Минерализация воды обычно не превышает 1,5 г/л, состав HCO3--Ca, или С1- — HCO3- — Na+ — Ca2+. Плиоцен-четвертичные вулканогенные образования обладают аналогичными характеристиками при несколько большей водообильности (при глубине скважин 80-100 м их дебиты составляют 2,5-8,0 л/с, удельные дебиты — 0,4-5,0 л/с).

В четвертичных отложениях подземные воды приурочены к прослоям и линзам песков, супесей и суглинков. Водообильность пород пёстрая, дебиты водозаборов от 0,5 до 5 л/с. Пресные воды развиты в горных районах и в предгорьях. По мере удаления от предгорий минерализация возрастает до 10-20 г/л и более.

Эфиопия обладает значительными геотермальными ресурсами, сосредоточенными в зоне Эфиопского рифта. Суммарные прогнозные ресурсы оцениваются в 3 трлн. ГДж (что соответствует 100 млрд. т условного топлива). Высокопотенциальные (пригодные для выработки электроэнергии) ресурсы отдельных гидротермальных систем составляют 0,6-5 млрд. ГДж. С 80-х гг. осуществляется программа освоения водных ресурсов при помощи советских и др. иностранных специалистов.

Эфиопии присущи свои особые климатические условия, и даже теперь, когда климат Африки в целом гораздо суше прежнего, для большей ча­сти Эфиопии характерны обильные осадки. Несомненно, во время плювиальных эпох в этом краю было очень много влаги, о чем говорят глубокие ущелья и теснины, рассекающие на­горье. Расселины глубиной во много сотен мет­ров делят его на полуострова и совершенно изо­лированные массивы. С воздуха сеть ущелий на­поминает ветвистое дерево или морозный узор на оконном стекле. Темно-зеленые акации и другие лесные деревья на дне ущелий говорят о том, что там климат совсем не такой, как климат плато.

В ущельях можно увидеть небольшие ручьи, которые даже в дождь не становятся мощными потоками и которые вряд ли могли так глубоко прорезать твердую породу. Очевидно, некогда они были намного полноводнее и сливались в огромные реки, осуществлявшие сток с Эфиоп­ского нагорья. В частности, за счет реки Омо уровень озера Рудольф был почти на 200 метров выше нынешнего. Тогда воды озера через совершенно сухое теперь ущелье в северо-западном углу Африканского материка стекали к Нилу. Этим путем в озеро Рудольф попал и поныне обитающий здесь нильский окунь (Bates niloticus).

Чтобы пересечь одно из таких ущелий, надо спуститься на полторы тысячи метров, сменив субальпийский климат на тропический, бодрящий воздух нагорья — на миазмы малярийных зарослей акации по берегам ручьев. Одним птицам и зверям трудно перебраться через эти ущелья, поэтому на нагорье и появились изоли­рованные виды. Другим, скажем бородачу, легко перелететь через них, но даже некоторые из хорошо летающих птиц, например клушица, имеют в Эфиопии почему-то изолированный ареал. Местами на нагорье вода сточила более мягкие породы вокруг больших участков плато, оставив плосковершинные горы, так называемые амбы, окруженные трещинами и осыпями. Среди них есть совсем неприступные, где еще не бывал человек. Надо думать, там найдется немало интересного, когда ученые наконец проникнут туда, призвав на помощь вертолет .

В Африке нет таких могучих горных систем, как Гималаи, Анды или Скалистые горы. Тем не менее — об этом говорит любая физическая карта — здесь есть большие участки территории, возвышающиеся над равнинами. Тут можно увидеть горные цепи и отдельные вершины высо­той больше 3000 метров. Разбросанные по обширной территории Восточной Африки, такие горные цепи и вулканические конусы соеди­нены между собой менее высоко лежащими плато.

Изоляция горных областей Африки делает их особенно интересными; она обусловила появление многих специфических видов в растительном и животном мире. Это в полной мере относится к Эфиопскому нагорью, самому большому среди этих обособленных горных массивов. Оно образует целый природный район Африки; отсюда и возникло название Эфиопской зоогеографической области, включающей всю Африку к югу от Сахары и значительную часть Аравийского полуострова. Эфиопское нагорье не какой-то один горный хребет, а огромное плато с цепями очень высоких гор и множеством отдельных потухших вулканов. Очертания нагорья напоминают грушу, сужающуюся к северу. Протяженность его на юг — около 1500 километров, дальше нагорье круто обрывается к равнинам Борана и к Омо. На востоке оно плавными уступами спускается через злаковники Огадена и переходит в полупустыни Сомали, на западе резко падает к низмен­ностям Судана. В самом широком месте, несколько южнее центра, от края до края нагорья примерно 960 километров.

Этот высокогорный массив выделяется подобно острову среди широкого растительного по­яса, пересекающего Африку с запада на восток. И хотя среди менее гористых районов Эфиопии есть район с изолированными местными популяциями уникальных представителей пернатых или четвероногих, в целом их не назовешь сугубо эфиопскими. Растительность и животный мир этих районов скорее сходны с прилегающими районами континента, чем с горной областью. Специфика Эфиопского нагорья явно сказывается там, где похолоднее, выше 2000 метров.

К северу и к западу от рифтовой долины над обширным вулканическим плато до субальпийского пояса вздымается много отдельных вер­шин. Могучие горные цепи разделены участками с холмистым рельефом, а плато все изрезано узкими ущельями больших рек. Некоторые цепи, например горы Семиен, так четко обособлены от других, что их фауна становится отличной от фауны других гор. Нагорью, возвышающемуся на пути влажных ветров с Индийского океана, естественно, присущ свой особенный климат. Эфиопия всегда была богаче осадками, чем окружающие ее районы, большую часть которых занимают пустыни. В горах Эфиопии нет вечных снегов, но наи­более высокие пики часто бывают белыми от выпавшего снега или града, и на них нет ни­чего живого, кроме низших форм растительности .

Действие осадков, выпадающих в Эфиопии, сказывается далеко за ее пределами. Плодородный ил дельты Нила, который является источником жизни Египта в течение многих и многих веков, прежде всего продукт быстрого разрушения вулканических гор Эфиопии в результате эрозии. Деятельность человека тоже влечет за собой эрозию, и она развивается так интенсивно, что еще через тысячу лет нагорье может совсем преобразиться. Останутся лишь голые скалы, неспособные обеспечить существование нынешней фауны и флоры.