Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономика отрасли (корр) Быкова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.95 Mб
Скачать

Задание

  1.  Оцените уровень концентрации на рынке комплексных машин и сделайте соответствующие выводы.

  2. Оцените уровень концентрации на рынке экскаваторов и сделайте соответствующие выводы.

  3. Перечислите факторы конкурентных преимуществ ООО «СДМ» на приведенных рынках.

  4. Определите стоимость обработки покупной заготовки для гидрооборудования.

  5. Оцените экономический эффект от аутсорсинга.

  6. Рассчитайте затраты на стадиях отливки, поковки, термообработки, механообработки и лакокрасочного покрытия ОПУ.

  7. Определите стоимость ОПУ и экономический эффект от перехода на собственное производство при условии наличия у предприятия производственных резервов.

Кейс «Сысертский фарфоровый завод осваивает отечественный рынок посуды»

Сысертский фарфоровый завод осваивает отечественный рынок посуды с помощью необычайной стратегии, ориентированной на оригинальный дизайн и особенности русского чаепития. Дизайн сервизов из порцелана – особая гордость сысертцев, патенты на него получены не только в России, но и за рубежом. Мировые лидеры отрасли уже заявили, что хотят производить посуду по этим образцам. В числе желающих – знаменитая фирма Rosenthal, дизайн для неё разрабатывает Versace и Bulgari.

В недалеком будущем уральцы намерены потеснить иностранцев в массовом и среднем сегментах российского посудного рынка.

Генеральный директор завода Владислав Чарсов уверен в потребности сохранить и приумножить славные традиции российского фарфора, который продемонстрирован в музейных коллекциях, собранных на Ломоносовском фарфоровом заводе, в подмосковных Вербилках и Дулёве30.

Свою деятельность на заводе Чарсов начал с понятных и правильных вещей: внедрил строгую систему контроля качества, ликвидировал бартерные отношения, навел порядок в бухгалтерской отчетности. Однако этого оказалось мало – значимо показатели не улуч­шились. Новый директор решил, что все дело в моральном и фи­зическом износе оборудования. Поездка в Германию и первое, по­верх­ностное, знакомство с устройством европейской фарфоровой индустрии в корне изменили взгляды Чарсова на развитие его предприятия. Он увидел место сысертского фарфора на мировом рынке. Бросилось Чарсову в глаза отличие европейских заводов от российских: наши стремятся совмещать все циклы производства, а у европейцев узкая спе­циализация – одни месят глину самых разнообразных видов; другие разрабатывают дизайн и форму посуды; третьи производят посуду без рисунка; четвертые наносят краску на белые чашки и тарелки и т.д.

Чарсов решил последовать примеру европейских фабрик и сосредоточить свои усилия на дизайне, но временно не отказываться и от собственного производства.

Маркетинговое исследование, проведенное по заказу Сысертского завода в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени, показало, что ниша дорогой, эксклюзивной посуды пустует. Чтобы начать ее осваивать, Чарсову нужно было решить две задачи – определиться с ассортиментом и подтянуть квалификацию художников-фарфористов. «Идейной основой» продукции стал парадный русский фарфор, патетичный, патриотичный, с портретами императоров и военных героев, величавыми пейзажами, городскими видами, геральдическими знаками и богатой орнаментальной росписью, выполненной соответст­вующими красками – золотом, кобальтом и пурпуром.

Местные бизнесмены, а потом и предприниматели из соседних регионов стали охотно заказывать эту совсем недешевую посуду – один предмет с выполненным вручную пейзажем или портретом стоит от 200 до 1000 долларов.

В создании такой эксклюзивной продукции исключительно велика роль ручного труда, поэтому нового оборудования предприятию не понадобилось. А возросшую потребность в черепках (белая посуда, без рисунка) сысертцы удовлетворяют отчасти сами, отчасти – заказывая в Европе. Оттуда же привозят высококачественные краски и фарфоровую массу для самой дорогой посуды.

Чтобы снизить себестоимость изделий, сысертцы начали активно использовать возможности высококачественной полиграфии – технологии, широко распространенной в Европе, но не применяемой пока в России. Если нужен не один экземпляр посуды со сложным декором, а партия, уральские художники выполняют рисунок, он сканируется, потом по этому образцу в Германии производится «деколь» – своего рода переводные картинки, в Сысерти их уже наносят на готовую форму и обжигают, что снижает себестоимость в несколько раз. Новая дорогая продукция уральского завода потребовала и нового брэнда. На обратной стороне сысертской посуды теперь можно прочесть Charsoff porcellaneous works, то есть Порцелановая мануфактура Чарсова.

В эксклюзивном ассортименте сысертского завода появилась и совсем уж необычная продукция – иконостасы. В Свердловской области, как и во многих регионах России, сейчас интенсивно восстанавливаются храмы и строятся новые, все чаще используя фарфоровые иконостасы, которые выглядят очень нарядно, и краска на них не тускнеет со временем. Технология работы с иконостасами все та же: большая доля ручного труда и минимум оборудования. Проект каждого иконостаса выполняется в сотрудничестве с профессиональными реставраторами и архитекторами.

Понятно, что рынок иконостасов невелик: их не обновляют так же часто, как кухонные сервизы. Однако сейчас эта продукция приносит компании около 30 % ее доходов и дает возможность развивать другие, абсолютно новые направления бизнеса.

Одно из таких направлений – дизайн-бюро, которое было выделено из структуры компании в отдельное подразделение. Его главная задача – поиск новых образов и дизайнерских идей.

В дизайн-бюро работают лучшие художники завода. Сюда же везут свои творения фарфористы со всей страны, прослышав, что уральский предприниматель ищет идеи и неплохо платит за понравившиеся ему картинки. Так было создано несколько сервизов, рассчитанных на средний ценовой сегмент (от 6 тыс. руб. за сервиз). Однажды Чарсов показал их партнерам из Германии. Те отреагировали бурно, заявив, что это новое слово в фарфоровом дизайне, сервизы надо немедленно патентовать и начинать лицензионное производство в Европе. Каждый предмет сервиза – как произведение искусства: своя отдельная картина со множеством деталей. Сейчас пейзажи на фарфоре рисуют только англичане, но они одну и ту же картинку дублируют на всех элементах сервиза. И Версаче тоже – берет свою звездочку и льва и рисует везде.

Есть у Сысертского завода и планы в отношении массового сегмента российского рынка, он по большей части сейчас занят чешскими и другими восточноевропейскими производителями. Уральцы считают, что могут потеснить иностранцев. Во-первых, потому, что предложат более низкую цену – 1200 рублей за сервиз (импортный стоит 1500–2000 рублей) при том же качестве фарфора и декора. Во-вторых, в Сысерти уверены, что лучше знают потребителя, то есть традиции русского чаепития. После изучения потребностей покупателей на мануфактуре знают, какой объем и диаметр чашки, какая форма ручки больше всего нравятся нашим соотечественникам. Они не очень любят чайные сервизы с небольшими чашками, в них остается мало самого чая после того, как вынешь пакетик с заваркой. А именно такие производят чехи и их соседи. В России просто не имеет смысла производить кофейные сервизы: мы пьем кофе, как правило, из тех же больших чашек, что и чай. Большинство европейцев вообще не пьют чай и, по большому счету, не понимают, что нам нужно. Кроме того, Восточная Европа традиционно производит сервизы с цветочным орнаментом, а россиянам нравится более сложное оформление – с картинкой, сюжетом.

Покупатели Уральского региона недорогие сысертские сервизы приняли неплохо. В 2002 году их продали на 25 млн рублей, а в 2003-м – уже на 38 млн. Однако в Москве и Питере уральцев ждал провал. Тем не менее сейчас они ведут переговоры с компаниями, которые готовы заняться продвижением и распространением сысертской продукции в Москве, Петербурге и других крупных городах. Фирменные магазины уральцы открывать не планируют – недорогая посуда продается в торговых центрах рядом с чешскими и немецкими сервизами.