Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kurilo_V_S__gl_red__-_Istoria_Luganskogo_kraya_-_2003.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.2 Mб
Скачать

Поздние кочевники в степях Подонцовья

Интерес к кочевым народам, обитавшим на территории вос-точно-европейских степей в начале 2 тыс. н.э., проявился в сере-дине XIX в., когда историки приступили к изучению древнерус-ских летописей, фиксирующих взаимоотношения кочевых наро-

1 0 5

дов с Русью. Тогда же археологи России с целью познания куль-туры, быта, обрядов тюркских кочевников, живших в X—XIII вв., занялись раскопками курганов печенегов, торков, половцев.

    • настоящее время в степях Восточной Европы от Волги до Днестра раскопано свыше 2 тыс. кочевнических погребений. По-донцовье — небольшой регион огромной степи; здесь в обозначен-ное время, сменяя друг друга, пребывали разные кочевые народы.

Более столетия хозяином степей Восточной Европы был народ, именуемый в русских летописях печенегами. В визан-тийско-латинских традициях их называли пацинаками, пачи-

накитами, а в арабских баджнаки.

Свой путь на запад печенеги начали из Прикаспия и Приура-лья. В конце IX в. печенеги овладели Доном, а позднее, в на-чале X в., и Подонцовьем, причем жизненные пространства здесь они отвоевывали у праболгар и венгров. Свидетельства войны с болгарами мы наблюдаем на Среднедонечье при рас-копках жилых хозяйственно-ремесленных построек, погибших

  • огне военных погромов.

Археологические свидетельства прихода печенегов выявле-ны в погребениях у с.Горшковка Новоайдарского района, с.Ни-колаевка Станично-Луганского района, с.Благовка Свердловского района. Все они относятся к мужским особям и характеризуются единством обряда и близким набором вещей и инвентаря. Уст-ройство могилы предусматривало сооружение большой ступень-ки — площадки, на которую клали убитую жертвенную лошадь, либо конечности и голову, либо же ее чучело. Непосредственно рядом с умершим находилось оружие: лук, стрелы, сабля, конс-кая узда и в особенности стремена и удила.

Одним из проявлений печенежских захоронений Подонцо-вья является использование ими в качестве погребального сооружения гробов-колод , выдолбленных из ствола дуба ди-аметром не менее 60 см. Погребения в колодах раскрыты в с.Преображенное на Сватовщине, у сел Колядовка, Новоли-маревка среди захоронений салтовской культуры.

Поселений и даже временных стойбищ печенегов обнару-жить не удается; вероятно, их и не было, поскольку они на про-тяжении всей своей истории находились на таборной стадии

1 0 6

кочевания . В такой системе жизни, естественно, не прослежи-ваются ни ремесла, ни торговля, но важным занятием для это-го народа была война. «Их набег — удар молнии, их отступле-ния тяжелы и легки в одно и то же время, тяжелы от множе-ства добычи, легки от быстроты бегства».

Византийское правительство умело использовало печенегов для постоянного военного давления на Киевскую Русь. Например, идея физического устранения Святослава исходила из Византии, пече-неги же здесь выполнили роль наемных убийц. Известно, что из его черепа печенежский хан Куря сделал себе чашу для питья, яко-бы на чаше было надписано: «Ищущий чужое теряет свое». Ниче-го не скажешь — мудро. А ведь действительно он (Святослав) был опьянен безумной идеей создать государство не на Днепре, а на Дунае, туда же перенести столицу. Но он же как князь, как глава государства практически ничего не сделал для того, чтобы обезо-пасить собственные земли от вторжений печенегов.

Превращать черепа поверженных врагов в чаши — обы-чай, широко распространенный в среде тюркоязычных наро-дов. Кочевники верили, что таким образом к ним переходит сила и мужество других воинов. Поверия гласят, что из риту-альной чаши пила и жена хана в надежде, что у нее родится сын, похожий на православного князя русичей — Святослава.

Теперь лишь географические названия типа с.Печенеги, Печенежская гора и другие свидетельствуют, что некогда на Северском Донце жил такой народ.

Торки вторая волна поздних кочевников, в отличие от пе-ченегов, свои взаимоотношения с Русью они строили более мир-но. Правда, здесь речь идет уже о черных клобуках Поросья.

Хозяйство и общественный строй торков, кочевавших по Донецким степям , практически ничем не отличался от уклада жизни печенегов; правда, им присуща меньшая агрессивность

  • воинственность, хотя такой атрибут, как оружие, не редкость для торских древностей. Например, захоронение с саблей най-дено возле с.Пелагеевка (Николаевка) в Новопсковском рай-оне. Торские сабли обнаружены в с.Бутово Старобельского и в с.Гречишкино Новоайдарского районов.

Малочисленность памятников торков вызвана еще и тем,

1 0 7

что они сравнительно недолго, только до средины XI в., вла-дели степями от Днепра до Дона и уже во второй половине этого же века оказались под ударами новой группы кочевых племен — половцев.

Половцы, завершающее звено поздних кочевников, появи-лись, когда еще не успели наши степи перевести дух от пече-нежско-торческих войн. Они расселились и овладели степным пространством общей площадью около 350 тыс. кв. км.

С. А. Плетнева на этом огромном пространстве выделяет семь групп половцев. Нас интересуют донецкие половцы. Имен-но эта, самая влиятельная, группа половцев на протяжении двух столетий пребывала в степном Подонцовье, оставила памятни-ки в виде курганных захоронений, святилищ, большое число каменных изваяний, мастерские и карьеры, в которых изготов-ляли статуи, и, наконец, поселения и даже «города».

Название «половцы» славянского происхождения, но сред-невековые авторы, писавшие на греческом и латинском языках, называли их куманами или команами, а страну — Комания. Араб-ские и персидские ученые упоминают о стране Дешт и Кип-чак, в которой проживают кипчаки. Этимологическое толкова-ние русского термина «половцы» имеет очень длительный путь познания и поисков, не прекращающихся и в настоящее время.

Наиболее насыщенным половецкими древностями счита-ется регион Донецкого кряжа, но и на степном Левобережье половецкие захоронения не редкость.

Чем характеризуются половецкие погребения? В основном по-ловцы для этой цели используют курганы, оставленные племенами бронзового века. При достройке кургана над своим погребением они используют камень, создают свой заклад в виде черепахи.

Умерших кладут в вытянутой позе и вокруг устраивают раму из досок, плах . Здесь встречаются остатки конской сбруи (же-лезные удила, стремена, пряжки), оружие (стрелы, сабля, лук).

Набор предметов в захоронении кочевника XII в., найден-ном в кургане у с.Лимаревка Беловодского района, особенно интересен накладками, с помощью которых усиливали кине-тические возможности тетивы лука.

Оборонительные доспехи — редчайшие находки в погре-

1 0 8

бениях, к ним относятся шлем и кольчуга. Полусферический шлем, изготовленный из нескольких железных пластин, услов-но можно проследить на скульптурах.

Очень редкими изделиями — доспехами — являются най-денные в могилах у половцев железные маски. Создается впе-чатление, что эти маски выполняли роль забрал, предохраня-ющих лицо от ранения.

Предметов бытовой утвари в погребениях половцев все-гда немного, и их можно увидеть изображенными на поясах все тех же скульптур — это кресала, ножи, кошельки, плети, ножницы, зеркала, посуда и др.

Половцы пользовались керамической, деревянной и мед-ной посудой.

Внешне половецкие курганы мало чем отличаются от на-сыпей , возникших в бронзовом веке, но инвентарь (вещи), ко-нечно же, говорит о многом. У нас был шанс изучить уникаль-ное захоронение половчанки-аристократки, но, к сожалению, это погребение разрушено. Лишь по фрагментам, оставшим-ся после разграбления, мы поняли, что умершая была одета в дорогое платье из византийской парчовой шерстяной ткани с художественным шитьем, расшитое розетками, бляшками. На голову при захоронении одели диадему, украшенную несколь-кими жуковинами из цветного стекла.

Основная масса половцев, проживавших в степях Подон-цовья, занималась скотоводством и вела кочевой образ жиз-ни. Жилищами им служили кибитки с каркасом, накрытым вой-локом. Подвижные кибитки могли быстро превращаться в вежи — укрепленные лагеря.

Часть половцев к началу XIII в. перешла к оседлому об-разу жизни и занялась земледелием, ремеслами, торговлей. На местах постоянных зимовий, а затем поселений- селищ могли возникнуть половецкие поселки и даже города. Из ле-тописных упоминаний известно, что в бассейне Северского Донца в XII в. находились половецкие города Шарукань, Суг-ров и Балин. Точное их расположение пока неизвестно, хотя суждений по этому поводу, порой утвердительного характе-ра, существует предостаточно. Нам кажется, что ниже по

1 0 9

течению Северского Донца от впадения р.Оскол или, в край-нем случае, рек Жеребец и Красная искать эти города вряд ли стоит.

Не менее актуальной темой для истории нашего края являет-ся определение направления пути, поиск региона событий апре-ля-мая 1185 г., отображенных в «Слове о полку Игореве». При определении места свершения этого события мы пытались учесть все возможные изыскания ученых и историков. Нас, прежде все-го, интересовал город Донец, самый южный форпост Руси, с ко-торым связаны и начало, и конец разыгравшейся драмы. В част-ности, в этот город прибыл Игорь при бегстве из плена спустя 11 дней пути от места нахождения в плену в половецкой веже, рас-положенной где-то на берегах р.Тора. Бегство Игоря по нравствен-ным нормам средневековья не соответствует рыцарскому дос-тоинству. Но что оставалось делать князю, если половцы запро-сили за его освобождение выкуп в 2 тыс. гривен серебром, а это ни много ни мало 320 кг! Следует учесть, что годовой доход среднего княжества в XII в. составлял 400 кг серебра. А чтобы ос-вободить выкупом всех пленных князей, воевод, бояр (всего около 50 человек), половцы затребовали 15 тыс. гривен. В этом случае следует говорить о половине годового дохода всей тогдашней Руси.

Город Донец — укрепленное древнерусское поселение на славяно-половецком пограничье, которое даже в XVI в. ис-пользовалось как сторожевой пункт, оберегавший от вторже-ний татар. Позднее, в XVII в., его внесли в «Книгу Большого Чертежа» под названием «Донецкое городище» с указанием месторасположения на берегу р.Уды (притока Северского Донца), вблизи впадения в нее речушки Харьковки. Таким об-разом, оказывается, что Донецкое городище — в прошлом древнерусский город Донец, расположенный на р.Уды, а не на р.Северский Донец, как считают многие краеведы.

Это географическое несоответствие объясняется тем, что в средневековье некоторые географические названия, и в первую очередь реки, назывались несколько иначе, и общее представле-ние о соотношении основной реки и ее притоков иногда суще-ственно отличалось от современного. Северский Донец тогда называли Доном, а Малый Донец, оказывается, был ни чем иным,

1 1 0

как р.Уды, и «…Игорь мыслию поля меряет от Великого Дона до Малого Донца». Следовательно, Игорю предстояло преодо-леть путь от «Великого Дона» (Северского Донца) до ближай-шего русского города Донец на Малом Донце, что на р.Уды. Тем краеведам, кто все же считает, что русская дружина подошла к современном Дону, а место Сюурлийской трагедии находится где-то в нашем крае — то ли в Краснодонском районе, то ли в Кре-менском, то ли у г.Рубежное или еще где-либо в степном Подон-цовье, — хотелось бы порекомендовать пройти в пешем строю расстояние от г.Донец на р.Уды до Дона за 8-9 дней (с 1 по 9 мая) по бездорожной степи, причем часть пути в ночное время, в пол-ном окружении и преследуемыми сильной, объединенной ордой донецких половцев во главе с Кончаком (Копцаком).

Принимая во внимание всю сумму фактов, мы не стремим-ся связывать события 1185 г. с современной Луганщиной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]