- •Глава 9
- •Принцип историзма и отношение к классической политэкономии
- •Двойственный характер труда. Товар как вещное отношение; особый товар — рабочая сила
- •Теория прибавочной ценности и оценка исторических тенденций капиталистического накопления
- •Схемы воспроизводства. Основы теории кризисов и циклов
- •9.5. Перераспределение прибавочной ценности и закон тенденции... 255
- •Перераспределение прибавочной ценности и закон тенденции средней нормы прибыли к понижению
- •Глава 10
- •А. Корсак — зачинатель исторического направления в российской политэкономии
- •«Новая» историческая школа г. Шмоллера: этическая экономия и катедер-социализм
- •Ш. Жид и французский солидаризм
- •Г. Джордж: проблема справедливости, богатства и прогресса
- •Российское народничество: в. Воронцов, н. Даниельсон, а. Чупров
- •Ревизионизм в социал-демократии и этико-социальное направление. С. Булгаков
Теория прибавочной ценности и оценка исторических тенденций капиталистического накопления
Кругооборот капитала. Зачатки теории прибавочной ценности Маркс находил в классической политической экономии, ограничившейся, однако, анализом внешних форм прибавочной ценности — ренты, прибыли и процента — и не сумевшей добиться правильного понимания структуры капитала. Заимствуя у А. Смита понятия основного и оборотного капитала, Маркс трактует их иным образом, гораздо ближе к понятиям «первоначальных» и «годичных» авансов у Ф. Кенэ, и предваряет их анализ делением капитала прежде всего на постоянный (обозначаемый буквой С — от лат. «constans», англ. «constant») и переменный (V — от лат. «variabilis», англ, «variable»). Постоянный капитал — это расходы на средства производства. Их ценность лишь переносится на новый продукт — за один либо за ряд оборотов. Основной капитал — это доля постоянного капитала, воплощенная в постройках, машинах, оборудовании, ценность которых переносится по частям. Доля постоянного капитала, воплощенная в материалах, ценность которых переносится сразу (сырье, топливо, быстроизна- шивающийся инструмент), входит в оборотный капитал, а другую его часть, отличную от постоянного капитала, составляют расходы на рабочую силу. Именно они являются переменным капиталом, прибавляя благодаря потреблению рабочей силы ценность к новому продукту — прибавочную ценность.
Капитал совершает кругооборот, принимая формы денежного, производительного и товарного капитала (Д — Т — П — Т — Д'и т.д.), и выступает в движении как самовозрастающая ценность (Д — Д'), которая путем смены вещественных носителей (деньги — средства производства и рабочая сила — товары — снова деньги и т.д.) приносит прибавочную ценность. При этом функцию создания прибавочной ценности выполняет переменная часть производительного капитала, тогда как постоянная часть двояким образом переносит на вновь созданный продукт ценность потребленных средств производства. Ценность рабочей силы — сумма средств, необходимых для ее воспроизводства, — выступает в превращенной форме заработной платы, которая может быть поштучной (сдельной) и повременной, номинальной (в денежном выражении) и реальной (по покупательной способности).
Степень эксплуатации рабочего, или норму прибавочной ценности (ЛГ), Маркс выразил через отношение величины прибавочной ценности М (от «.Mehrwerthк величине переменного (а не всего!) капиталаF; М. Но для капиталиста как «персонифицированного капитала» избыток ценности предстает как отношение дополнительного дохода ко всему авансированному капиталу (С + V) — затратам на средства производства на рабочую силу. Это отношение
(р'
= ~~
-) Маркс называет нормой прибыли, трактуя
прибыль как превращенную
форму
прибавочной ценности.
Абсолютная и относительная прибавочная ценность.
Способы увеличения прибавочной ценности Маркс сводит к двум основным приемам: удлинению рабочего дня и сокращению необходимого рабочего времени за счет повышения производительности труда по созданию жизненных средств для рабочих. Первый способ Маркс называет производством абсолютной прибавочной ценности, второй — производством относительной прибавочной ценности. Маркс изучил обширный материал исторической и экономической литературы, а также отчетов английской фабричной инспекции («Синие книги»), чтобы показать роль государственной власти в удлинении рабочего дня (XIV—XVIII вв.) и в его сокращении (фабричное законодательство XIX в.) — вопреки сопротивлению предпринимателей. Законодательное ограничение рабочего дня делает основным приемом извлечение относительной прибавочной ценности, которое исторически началось уже раньше. Оно сопровождает три стадии повышения производительности труда:
простую капиталистическую кооперацию — объединение работников под командованием капитала и присвоение результата совместного труда;
мануфактуру — превращение труда отдельного работника в операцию по изготовлению детали товара и соответствующее дифференцирование ручной техники;
фабрику — внедрение системы машин, с универсальным двигателем и оперированием многими рабочими инструментами.
Относительное перенаселение. Превращение части прибавочной ценности в расходы на приобретение средств производства и рабочей силы для расширения масштабов производства составляет процесс накопления капитала, причем Маркс формулирует закон роста органического строения капитала — увеличения доли постоянного капитала в сравнении с переменным. Это возрастание выражает технический прогресс, рост производительных сил общества. Оборотную сторону накопления капитала Маркс видел в колебаниях заработной платы, которые зависят не от абсолютного числа рабочих, а от отношения, в котором рабочее население распадается на действующую и резервную армию труда. Маркс гневно обрушивался на мальтузианский закон народонаселения и доказывал не абсолютный, обусловленный природной склонностью к размножению, а относительный характер перенаселения: накопление ка
питала создает «относительный избыток рабочей силы», что дает возможность капиталистам понижать оплату рабочей силы ниже ее ценности и тем самым увеличивать свои доходы. Относительный избыток рабочего населения, ввергающий массы в нищету и деградацию, Маркс оценивал как проявление «всеобщего закона капиталистического накопления» — одновременно необходимое условие и результат капиталистического хозяйства.
Капиталистическое накопление в его историческом развитии. Маркс на английском материале изобразил ретроспективу «первоначального накопления капитала» — историю переворотов, которые послужили рычагом для возникающего класса капиталистов и состояли в экспроприации сельскохозяйственных производителей, лишенных земельных наделов, а также в расхищении государственного имущества. Процессы первоначального накопления, по оценке Маркса, происходили «под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей» и создали на одном полюсе владельцев денег и средств производства, а на другом — бесхозяйных пролетариев, вынужденных продавать свою рабочую силу по найму.
Описание исторической тенденции капиталистического накопления в целом сделано в духе стилевой экспрессии «Коммунистического Манифеста» и одновременно наиболее ярко выразило метод категориального восхождения по теоретической спирали через диалектические триады.
Тезис. «Частная собственность, основанная на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда».
Отрицание. Капиталистическая частная собственность — эксплуатация чужой, но формально свободной рабочей силы; централизация капиталов — вытеснение многих немногими; вместе с тем развитие обобществления процесса труда во все более широких, крупных размерах. «Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем и возмущения рабочего класса, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства».
Отрицание отрицания. «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».
Обрисованная Марксом картина первоначального накопления стала предметом дискуссии среди историков-эконо- мистов, в которой наряду с западными историками приняли участие российские ученые-англоведы М. М. Ковалевский, А. Н. Савин и И. Н. Гранат. Что касается формулы «экспроприации экспроприаторов», то она превратилась в революционный лозунг партии большевиков, упростивших его после захвата власти в России 1917 г. до краткого «грабь награбленное».
