Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SNO2017_Sbornik_tezisov_1.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
773.29 Кб
Скачать

Камлов в.В. Моделирование острой токсичности производных тетрагидропиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазина Научный руководитель д-р мед. Наук, проф. Бибик е. Ю.

Кафедра фундаментальной и клинической фармакологии

ГУ ЛНР "Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки"

Актуальность. 1,3,5-Тиадиазины представляют собой перспективный класс гетероциклических соединений, который привлекает внимание химиков-синтетиков и фармакологов вследствие наличия разнообразных фармакодинамических эффектов. Это антифибринолитический, противотуберкулезный, фунгицидный и бактерицидный, антигельминтный, противоопухолевый, гипергликемический и другие виды активности. Многие соединения из этой группы являются активными антидерматофитами, например, противогрибковый препарат сульбентин (дибензтион), доступными липофильными и биолабильными переносчиками-пролекарствами. Продемонстрирована перспективность использования таких соединений для транспорта прекурсора допамина, 2-(4-гидроксифенил) этиламина, через гематоэнцефалический барьер, в качестве эффективных антипротозойных средств, пригодных для лечения трипаносомоза, лейшманиоза и трихомониаза.

Вопросы практического использования конденсированных производных 1,3,5-тиадиазина изучены в заметно меньшей степени.

В ранее проведенных нами экспериментальных исследованиях обнаружены образцы с отчетливо выраженной анальгетической активностью, значительно превосходящей таковую у анальгина. Кроме того, они обладают высокой противовоспалительной и антипиретической активностью. Также нами обнаружена аналептическая активность некоторых производных 1,3,5-тиадиазина.

Цель: провести определение в эксперименте острой токсичности наиболее перспективных в плане создания новых высокоэфективных противовоспалительных лекарственных средств образцов производных тетрагидропиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазина.

Материалы и методы. Опыты проведены на белых беспородных крысах обоего пола массой 200-220г.

Вещества I-III испытывали в дозах по 320, 640, 1280 и 2560 мг/кг. Логарифмы значений этих доз отличались на 0,3. Исследуемые соединения в указанных дозах вводили подопытным животным однократно внутрижелудочно. Общая продолжительность наблюдения за животными составила 14 дней. В первый день после введения препарата подопытные животные находились под непрерывным наблюдением. Регулярно фиксировали общее состояние животных, состояние шерстного покрова, потребление воды и пищи. В каждой группе учитывали число смертельных исходов в течение всего срока наблюдения. По результатам эксперимента рассчитывали значение LD50 по таблице «Средние эффективные дозы и их ошибки при разных последовательностях реакций и разных экспериментальных дозировках».

Класс токсичности исследуемых соединений определяли методом И.В.Березовской (2003) в соответствии с ГОСТом 12.1.007-76 в зависимости от значения LD50.

Результаты и их обсуждение. При внутрижелудочном введении крысам образца I в дозах 320 мг/кг, 640 мг/кг гибели подопытных животных в течение всего периода наблюдения не наблюдалось, тогда как при использовании этого соединения в дозе 1280 мг/кг гибель одной крысы наступила на 96 часу (4-е сутки), а второй крысы на 120 часу (5-е сутки). Подопытные животные, получавшие соединение I в дозе 2560 мг/кг внутрижелудочно, погибли в течение первого часа от начала эксперимента.

При внутрижелудочном введении соединения II в дозах 320 мг/кг и 640 мг/кг гибели и изменений общего состояния подопытных животных выявлено. Существенных изменений поведения подопытных животных, потребления пищи по сравнению с интактными крысами также отмечено не было. Однократное применение этого соединения в дозе 1280 мг/кг привело к гибели подопытных животных на 4-5 сутки. Крысы, получавшие соединение II в дозе 2560 мг/кг внутрижелудочно, погибли в течение первого часа.

При внутрижелудочном введении образца III в дозах 320 мг/кг и 640 мг/кг на протяжении всего периода наблюдений гибели животных, а также изменения их физической и поведенческой активности нами не было выявлено. Использование внутрижелудочно соединения III в дозе 1280 мг/кг привело к гибели всех животных на 120 часу (конец 5-х суток) от начала эксперимента. При внутрижелудочном введении III в дозе 2560 мг/кг все подопытные животные погибли в течение трех часов от начала экспериментального исследования.

По результатам проведенного эксперимента значение LD50 для исследуемых образцов I-III при внутрибрюшинном введении крысам составило 450±35 мг/кг. Это было определено по таблице средних эффективных доз и их ошибок при разных последовательностях реакций на основании данных последовательности реакций в эксперименте (0, 0, 2, 2 из 2-х) для доз 320 мг/кг, 640 мг/кг, 1280 мг/кг и 2560 мг/кг.

Выводы. Анализ результатов токсикологических исследований показал, что все исследованные новые производные 1,3,5-тиадиазина при внутрижелудочном введении подопытным животным можно отнести к веществам класса токсичности 3 в соответствии с ГОСТом 12.1.007-76.

УДК:615.214.32:547

Некраса И. А.

ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИДЕПРЕССИВНОЙ АКТИВНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДНЫХ

ТЕТРАГИДРОПИРИДО[2,1-B][1,3,5]ТИАДИАЗИНА

Научный руководитель д-р мед. наук, проф. Бибик Е. Ю.

Кафедра фундаментальной и клинической фармакологии

ГУ ЛНР "Луганский государственный медицинский университет

им. Святителя Луки"

Актуальность. В последние годы актуальными являются исследования по выявлению фармакодинамических эффектов производных 1,3,5-тиадиазина. Спектр практически важных свойств наиболее изученных представителей этой группы соединений весьма широк и включает в себя антифибринолитический, противотуберкулезный, фунгицидный, бактерицидный, антигельминтный, противоопухолевый, антираковый, гипергликемический и другие виды активности.

В современном обществе крайне актуально проблема развития субклинических и маскированных депрессий. Условия постоянного стресса сказываются на психоневрологическом состоянии людей трудоспособного возраста, что приводит к снижению эффективности и качества их трудовой деятельности. Частота выявления различных форм депрессий требует своевременного назначения антидепрессантов, большинство из которых обладает множеством побочных эффектов. Поиск новых соединений с антидепрессивной активностью среди производных тетрагидропиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазина представляется перспективным направлением исследований. Ранее эти вещества показали высокий спектр активности, включающий в себя противовоспалительный, анальгетический эффект. Ранее, во время проведения эксперимента на был выявлен неопределенный психостимулирующий эффект у отдельных соединений. дальнейшее изучение активности производных тетрагидропиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазина показало выраженный аналептический и антинаркозный эффекты. Наличие антидепрессивного эффекта у изучаемых веществ было предположено на основании наблюдения за животными в ходе предыдущих исследований.

В этой связи особый интерес представляют экспериментальные исследования по выявлению антидепрессивной активности у этих производных тетрагидропиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазина.

Цель: провести исследование антидепрессивной активности отдельных производных тетрагидропиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазина, обладающих аналептическими свойствами.

Материалы и методы. Для исследований были отобраны 4 оригинальных соединения из группы (8R/8S)-3-R-8-арил-6-оксо-3,4,7,8-тетрагидро-2H,6H-пиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазин-9-карбонитрилы (1-4), синтезированные нами по некатализируемой реакции Манниха замещенных тетрагидропиридин-2-тиолатов N-метилморфолиния с первичными аминами и избытком формальдегида.

Биологические исследования проводились на 36 белых беспородных половозрелых крысах обоего пола массой 230-270 г в осенне-зимний период в сертифицированной фармакологической лаборатории ГУ «Луганский государственный медицинский университет» (свидетельство№РЬ105/2008 от 30.12.2011р.).

Перед началом эксперимента все животные были тщательно осмотрены, учитывались их вес, возраст, двигательная активность и состояние шерстяного покрова. Крысы были распределены на контрольную, референтную - группу сравнения (амитриптиллин) и 4 опытные группы по количеству исследуемых оригинальных производных тетрагидропиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазина.

В эксперименте использовали минимально допустимое для статистической обработки и получения достоверных результатов общепринятое количество животных (по 6 в группе), а также минимальное для достижения цели и решения задач исследования количество экспериментальных групп, т.е. общее количество животных.

Влияние испытуемых соединений на эмоционально-стрессовое состояние оценивали в «тесте поведенческого отчаяния». Стрессовое состояние вызывали у крыс форсированным плаванием, согласно общепринятой методике. Животных помещали в сосуд, заполненный водой на 1/3 диаметром 18 см и глубиной 40 см, так что крыса не могла ни выбраться из сосуда, ни найти в нем опору. Температура воды поддерживалась на уровне 25С. Попадая в воду, животные начинают проявлять бурную двигательную активность, направленную на поиск выхода из аверсивной (неприятной) ситуации, но затем оставляют их и зависают в воде в характерной позе, оставаясь полностью неподвижными или совершая незначительные движения, необходимые для поддержания морды над поверхностью воды. Показателем выраженности депрессивного состояния по данному тесту является длительность неподвижности (иммобилизации). Состояние иммобилизации оценивали визуально с определением ее длительности в течение 10 мин наблюдения. Вещества с антидепрессивной активностью облегчают это состояние, уменьшая длительность иммобилизации. Исследуемые вещества вводили интрагастрально в дозе 5 мг/кг за 40 мин до моделирования «теста поведенческого отчаяния». Животные контрольной группы получали дистиллированную воду. В качестве препарата сравнения использовали амитриптилин в дозе 5 мг/кг. Антидепрессивный эффект оценивали по количеству активных попыток выбраться и времени сохранения животными активности.

Результаты и их обсуждение. Установлено, что в тесте поведенческого отчаяния у животных контрольной группы при помещении в сосуд с водой после активных попыток избавления из аверсивной ситуации наступала стадия иммобилизации, которая отражала депрессивное состояние. Активное время составляло 1 мин 13 сек. Животные группы сравнения, получавшие трициклический антидепрессант амитриптиллин, характеризовались значительным (в 2,22 раза) увеличением количества попыток выбраться из сосуда с водой. Активное время возросло в 3,88 раза.

Проведенные исследования антидепрессивной активности среди отдельных производных тетрагидропиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазина показали способность увеличивать количество попыток к избавлению от некомфортных условий у крыс опытных групп, получавших вещества 0479 и 0348. Причем количество попыток избавления в этих группах достоверно превосходит таковое, зарегистрированное в референтной группе с амитриптиллином (на 132,6% и на 125,6%). Активное время для крыс опытной группы №2 превосходило аналогичное в группе сравнения на 117,1%. В опытной группе №3 оно было на уровне такового в группе с амитриптиллином.

В опытных группах лабораторных животных №1 и №4, получавших внутрижелудочно вещества 0470 и 0164 соответственно до моделирования теста поведенческого отчаяния, нами не обнаружены признаки антидепрессивной активности, поскольку исследуемые показатели были на уровне контрольных значений.

Выводы. Таким образом, проведенные исследования на наличие в спектре фармакологической активности 4 новых биологически активных соединений на основе производных тетрагидропиридо[2,1-b][1,3,5]тиадиазина показали наличие максимально выраженной антидепрессивной активности у соединений с лабораторными шифрами TD-0479 и TD-0348, значительно превосходящую таковую у амитриптиллина.

УДК 612.66/.68: 591.139

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]