Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мировая культура - методичка 2017..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
311.38 Кб
Скачать

Тема 2:

Первобытная культура. Образ зверя и проблема артефакта.

План

  1. Происхождение археологических культур. Синкретизм первобытного сознания

А./ Отступление об артефактах и ценностях стадного образа жизни, материнской родовой общины, патриархального уклада и о значении неолитической революции.

  1. Культура эпохи позднего камня, бронзы и раннего железа.

  1. Этнографические аналоги первобытных веков.

  2. Способы возвращения к миру предков: ремифологизация и демифологизация.

Литература.

  1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. М. 2001. С.25-40

  2. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: кредитно-модульный вариант. М. СПб. 2010. С.88-92

  3. Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. М. 2008. С.65-86

  4. Теорія та історія світової і вітчизняної культури. Курс лекцій. Автори: А.К.Бичко та ін. К., 1993. С. 65-80.

  5. Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К., 1997. - С. 35-48.

  6. Культурология. Под ред. Г. В. Драча. - Ростов-на-Дону. 1995. - С.141-160.

  7. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. - М., 1980. - С. 15-36.

  8. Всемирная история. В 24-т. - Минск. 1996. - Т. 1., - С. 89-95, 158-166, 218-221.

  9. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. - М., 1966. - С. 40-49.

  10. Вуд П., Хэмблин Д., Джонсон Л. Жизнь до человека. - М., 1977. - С. 11-25.

  11. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. /Малая история искусств. - М., 1973. - С.11- 55.

  12. Алексеев В. П. Становление человечества. -М., 1984. - С. 8-16.

  13. Кнышенко Ю. В. История первобытного общества. - М., 1973. - С. 318-338.

  14. Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб., 1996. - С. 28-41.

  15. Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный. - М., 1991. - С. 227-233.

  16. Кренделёв Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн. - Новосибирск. - 1980. - С. 132-153.

  17. Окладников А. П. Происхождение искусства. - М., 1967. - С. 5-17.

  18. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании /Собрание сочинений. - М., 1957. - Т. 6. - С. 351-354.

Основные понятия:

Палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век, археологическая культура, архетип, петроглиф, пиктограмма, синкретизм, анимизм, тотемизм, фетишизм, традиция, неандертальцы, инициация, барельеф, табу, неолитическая революция, миф, магия.

Человек – существо биологически недостаточное, вынужденное создавать то, чего нет в природе. Каждый биологический вид имеет свои экологические ниши, в которых он «прописан» самой природой. Однако, принцип недостаточности, известный как принцип Гелена не объясняет происхождения археологических культур, а только постулирует необходимость социальной программы наряду с генетической. Эволюция живых существ провела предков человека через различные стадии (от архантропов пустыни Омо в Эфиопии или человека умелого – гомо хабилис - Олдувайского ущелья в Танзании, раскопанных семейством Лики, - до гомо сапиенс сапиенса долины Неандерталь и далее к кроманьонцу, то есть гомо сапиенсу – человеку современного вида). О человеческой деятельности свидетельствуют начала производственной культуры, данной в виде орудий и предметов быта. Всё то, что создано с участием человека и его способностей в отличие от явлений природы мы называем артефактами. Признание артефакта ценностью, то есть продуктом деятельности, достойным передачи от общности к общности вводит артефакт в особый мир ценностных отношений, то есть в потенциально мир культуры.

Группы материальных артефактов, разбросанные на определённых территориях, встречающиеся на протяжении хронологического отрезка времени, особенности которых отличаются от других групп артефактов предполагаемой общностью носителей одного или родственного происхождения часто называют археологическими культурами. Большие периоды однородных артефактов фиксирует материал изготовления орудий, благодаря чему археологи выделяют эпохи камня – палеолит, мезолит и неолит – древний, средний и новый каменный век; энеолит – медно - каменный век, когда стал известен металл, бронзовый век и железный. Есть и другие периодизации, но эта особенно наглядна и общепринята. Соответственно культурные артефакты встречаются в зависимости от уровня развития общности: так община, язык, искусство возникают уже в палеолите, а, например, лук и стрелы, гарпуны и рыболовные крючки появляются в мезолите и так далее. Одним из главных процессов первобытной культуры стала неолитическая революция. В эпоху нового камня человечество перешло от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему (мотыжное земледелие и отгонное скотоводство). Этот переход вызвал лавинообразные перемены в образе жизни (оседлый теснил бродяжий), типе поселения – возникает город (из существующих древнейший –Иерихон в Палестине, раскопанных – Чатал-Гуюк в западной Турции). Г. Чайлд – автор концепции неолитической революции – дополняет её городской революцией. С ней связано формированием центров ремесла и торговли, стилей искусства (наряду с образом зверя начинают формироваться первые изображения человека и его общности), разнообразие типов человеческой деятельности способствует укреплению типа человека мифа – ключевой фигуры в первобытной культуре.

В деятельности формируется сознание, речь, мышление первобытного носителя культурных ценностей. Первобытное сознание ещё не знает дробления на право, мораль, художественное или религиозное, как военная деятельность не отделена от охоты и прочего. Такое слитое сознание общины можно назвать первичным синкретизмом, протоформой всех форм общественного сознания выступает общинное сознание. Плодом общинной деятельности выступают синкретические образы, призванные объяснить мир и понять собственную деятельность. Эти образы и их культивирование прдуцируют миф.

Мифы тесно связаны с ритуалом, а, следовательно, с обычаями и обрядами. Магические силы, которыми наделяют камни, растения или животных требуют особого осторожного с ними обращения. Ещё сложнее обстоит дело с антропогоническими мифами, объясняющими происхождение человека. Например, славянские языческие мифы переплетаются с христианскими, составляя народно-христианский мифологический комплекс, заметно отличающийся от освящённого церковью. По украинским легендам сначала бог вылепил человека из теста, но собака его съела. Тогда бог создал его из глины, но собака вырвала у него ребро, и бог сотворил из ребра Еву. Сатана пытался испортить человека и оплевал его. Бог вывернул Адама наизнанку, оплёванной стороной внутрь, так завелись болезни. По одной из легенд сатана также, подражая богу, пытался сотворить человека, но у него получился лишь волк. Множество мифов различных народов повествует о происхождении человека из камней, дерева, глины и других материалов в руках божеств или их подражателей – трикстеров.

Повторение в обычаях тех или иных мифологических представлений закрепляет культовую практику, основанную на желании прекратить влияние нежелательных сил и, напротив, приблизиться к благим силам, черпать от них полнее. Обряд в отличие от обычая принадлежит к представлениями духовного характера о духовном сакральном комплексе. Обряды предполагают освящение чего-либо, обычаи не обязательно связаны с сакральной силой. Те и другие составляют часть традиций, то есть способов хранения и передачи смыслов культуры. Сакральное передаётся также традицией, но не всякой. Традиция предполагает возможность передачи (трансляции) социокультурного кода от поколения к поколению в неизменном виде. Бережное отношение к традиции часто связано с буквальным следованием. Нарушение традиции делает её недейственной. Ей овладевают другие, часто гибельные силы, с иссяканием традиции, иссякает и сила общности.

Социокультурный код универсален для передачи культурного наследия, но лишь часть его связана с религией. В основе лежат первоначально устные предания, особо важные для данной общности, раскрывающие происхождение и важные инициации народа. Понятие «язычество», если отвлечься от анафем, которыми полны представления о язычниках у христиан и других монотеистов, строго говоря означает ничто иное как «народную веру» ( от «языки» с ударением на второй слог в значении «народы»). Язычество славян – вера славянских народов до принятия христианства. Иначе – многобожие, политеизм, хотя включает представления о сакральном до всякого упоминания о богах. Вера в присутствие сверхъестественных сил пронизывала всю духовную культуру и значительную часть материальной уже на стадии охоты, рыболовства и собирательства.

Вся природа рассматривалась как живая, а свойства общины и индивидов переносились на окружающий мир, населённый духами. В зависимости от вредности или полезности явления, стоявший за ними дух наделялся добрыми и злыми возможностями влиять на дела человеческие и стихии природы. Так возникают, как пример, - образы упырей и берегинь. В таких образах - эстетическое и сакральное представлены связанными в единое целое. Славянам было свойственно делить духов на родителей и мертвяков. Первые помогают человеку, а мертвяки вредят. Нейтральных духов не предполагалось. Это считается (Ю.М. Лотман) существенным отличием восточного бинарного противопоставления «свои - чужие» от западного - тренарного, предполагающего посредника. Формы духовной культуры первобытного человека едины у всех народов, хотя роль отдельных комплексов различна (анимизм – вера в духов – двойников; фетишизм в магические силы предметов и тотемизм в общего предка). Поклонение чему-либо или кому-либо было не только культовой практикой, но и культурной привычкой. Освобождение от суеверий процесс длительный и не законченный до сих пор.

Предполагают, что уже после анимистических представлений складывается языческая религиозная онтология, своеобразное "учение" о трёхмерной структуре мира – верхнем мире солнца и светил, средне мире – людей, нижнем мире злых духов, мертвецов и ископаемых диковинных животных. Затем появляется и первая славянская богиня – мать-прародительница, ибо в этом мифологическом круге всё порождено. Так возникает культ материнского божества – хозяйки вселенной и родительнице всех существ, слившийся с культом матери-земли, хотя и через различные стадии вызревания мелких культов, возможно множественных рожениц. Собственно, первоначально у славян существовало представление о двух богинях-прародительницах с лосиным или оленьим обликом, но потом их облик слился в единое целое. Н. С. Шапарова пишет о близости представлений славян и северных народов – эвенков, кетов, селькупов и других. Как и славяне они верили в существование трёх частей мира – подземно-подводного мира ящера, глотающего солнце в виде солнечного лося, срединного мира – людей и животных и верхнего небесного, куда могут попасть лишь шаманы, получившие свой колдовской дар от небесных владычиц, а затем и от праматери - владычицы. Тема ящера возникает у ряда славянских народов (поляков, белорусов, украинцев). Так появляется образ Яши (Еже, Яжа). Змеи, прожившие дважды по семь лет, именуются у украинцев яжами – драконоподобными существами (смоки у поляков). В детском хороводе яжа – Яша или Ящер сидит в центре круга и выбирает девочку – жертву. Чучела, которые топили в болоте по весне, также, по-видимому связаны с представлением о хозяине подземно-подводного мира – Ящере.

Переход от множества духов к единственной праматери – важный шаг в развитии язычества, но строгих границ между элементами культа отдельных стихий оно всё же не выработало. За богинями - берегинями появились и мужские покровители охоты и других занятий. С переходом к земледелию роль солнечных божеств повсеместно возрастает. Славянские божества разделяются на высших / низших. Так Велесу или Мокоши помогает множество духов низшего порядка. Дождю и плодородию покровительствую умершие предки, культ их душ очень архаичен. Намечается упомянутый ранее раскол небожителей на родителей и мертвяков. Всем природным стихиям требовались жертвы. Священные рощи или холмы, источники или облака, мыслившиеся небесными коровами, всё, что почиталось славянами, составляло ветвистую иерархию сакральных сил. Складываются культы божеств, ни одно из которых, по сути, не является общеславянским. Те идолы, что установил на Киевских горах князь Владимир не соответствовали даже верованиям одного отдельно взятого города и, по сути, представляли манифестацию политических намерений объединить правящие группы славянства в единую элиту, что на той духовной основе представлялось проблематичным. Отсюда красивая легенда о принятии христианства, сравнении его с другими верами, основанная на вере летописца в превосходство православия не только над язычеством, но и над другими монотеистическими культами.

Велес или Волос – одно из наиболее архаичных божеств славянского пантеона, бог скота, торговли, богатства и мудрости, покровитель волхвов, поэтов, пастухов, торговцев и тому подобной публики. Конский череп и змея - его атрибуты (уж не он ли отомстил вещему Олегу?), он наделяет хорошим голосом и слухом, высоким ростом и другими атрибутами. Культ его восходит к палеолиту, к тем временам, когда наряжались в медвежьи шкуры и первоначально - скорее всего это существо – покровитель охотников. Волхвы также наряжались в медвежьи шкуры (Волос, волохатый, волосатый – всё о нём и его служителях). Мокша, Макошь, Мокошь – олицетворение матери – Сырой Земли, посредница между небом и землёй, божество плодородия и женской жизненной силы, мать урожая, богиня изобилия, покровительница полей и скота, прядения и ткачества. Единственное женское божество в пантеоне позднего язычества, поставленном на киевских горах рядом с Перуном, Хорсом, Даждьбогом, Смараглом и Стрибогом. Ряд идолов – Велес, Мокша, Даждьбог и другие в какой-то момент в интересах дружины уступили своё место Перуну, но вскоре стало ясно, что и ранняя государственность нуждается в более крепком основании. В грозе и молниях слышны и видны стрелы, которые бог - громовик бросает в демонов. Но победить демонов язычества не смогла даже крёстная сила. Единых общеславянских представлений о богах никогда не было, но сходные и тождественные мотивы есть у всех славянских народов. Попытки академика Б.А. Рыбакова выделить единое для всех славян первое божество – Род – не нашли подтверждения в фольклоре славянских народов. Единого божества у них не было. Культ и культура изначально «политеистичны», многоначальны.

Для христианской культуры языческие боги и духи стали символами нечистого, отверженных ангелов, некрещённой рати демонов и источниками всего злого. Отпавшие лжебоги язычников, таким образом, получили косвенную санкцию церкви, пусть и отрицательную. Фактически же в народе произошло слияние представлений о христианских покровителях и языческих силах. Функции покровителей занятий передавались от духов прошлого христианским святым, ангелам, архангелам, ипостасям Троицы, богоматери и так далее. Синкретизм и противоборство сакральных христианских и языческих начал пронизывают всю духовную культуру славянских народов на протяжении более тысячелетия.

Олицетворение сил природы, поклонение природным стихиям не ушло целиком из христианского культа, а стало носить опосредованный характер. Новый символический космос, однако, не поглотил старую мифологию, но оттеснил её с решающих высот духовной культуры. Попытки возрождения языческих культов предпринимались неоднократно и сегодня присутствуют в символике и ритуалах сект и движений нехристианского, антихристианского, а отчасти и нетрадиционном христианском секторе верований. Элементы язычества встречаются в обрядах государства, обычаях этноса, символах политических партий, не говоря уже о семейно-родовых обычаях. Язычество не ушло, оно продолжает присутствовать в духовной жизни, иногда образуя устойчивые комплексы, подпитывая политические, этические, религиозные, эстетические, психологические феномены.

Первобытную культуру можно изучать и на примере этнографических аналогов. Среди вновь найденных и обретённых народов, открытых в ХХ веке, многие ещё живут первобытным укладом. В целом он присущ примерно 200 млн. людей. Среди них нет племён древнего каменного века. Последних его представителей уничтожили колонизаторы полторы сотни лет назад на Тасмании. Акурио в Суринаме, бороро и намбиквара в Бразилии, тассадаи на Филиппинах и другие этнические группы представляют новый каменный век, сильно, впрочем, потеснённый модерном. В 1954 на Новой Гвинее открыт ещё один крупный первобытный народ численностью более 100 тысяч. Аналоги позволяют лучше понять историю и структуру первобытной культуры.

Касательно изучения духовной культуры прошлого много дают рецидивы традиций, особенно религиозных. Культ стихий не миновал и еретические направления. Некоторые ереси по сути были возвратными волнами языческих верований. Однако, церковь как организованная сила духовной жизни, противостояла таким волнам относительно эффективно, не давая обществу вернуться к прежнему состоянию, за что особенно ценилась не только элитой, но и отдельными трудовыми слоями, преимущественно из тех, кому новый уклад гарантировал основы материального и духовного благополучия.