- •Введение
- •II. Предромантизм a. Политический театр Лессинга
- •B. «Эстетические письма» Шиллера
- •III. Романтизм
- •Теория романа: Шлегель и Новалис
- •«Первая программа системы немецкого идеализма», «Система» и «Философия искусства» Шеллинга
- •«Первая программа системы немецкого идеализма»
- •«Система» и «Философия искусства» Шеллинга
- •Gesamtkunstwerk Вагнера
- •III. Заключение
- •IV. Список литературы
- •V. Приложение 1
Оглавление
I. Введение 1
II. Предромантизм 5
a. Политический театр Лессинга 6
b. «Эстетические письма» Шиллера 9
III. Романтизм 15
a. Теория романа: Шлегель и Новалис 15
b. «Первая программа системы немецкого идеализма», «Система» и «Философия искусства» Шеллинга 21
i. «Первая программа системы немецкого идеализма» 22
ii. «Система» и «Философия искусства» Шеллинга 23
c. Gesamtkunstwerk Вагнера 25
III. Заключение 35
IV. Список литературы 37
V. Приложение 1 40
Введение
«Искусство стремится к расширению, требует расширения своей сферы. Оно желает стереть грань между собой и реальными вещами и существами. Таково в общем-то «главное свойство» искусства (как Unheimlich): сделаться неразличимым и таким образом все охватить и заразить собою».
Филипп Лаку-Лабарт
В работе «Опера и драма» Вагнер развертывает генеалогию своей теории «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk) (см. Приложение 1). Исторический процесс, который Вагнер собирается завершить, развития искусств выглядит таким образом: мифология посредством чувств, бессознательно рождает эпос; далее, появляется греческая трагедия, из которой в свою очередь возникает литература и история, а вместе с ними и разум. Следующий этап – возникновение романа, а после него – оперы и драмы. Завершает это развитие совершенная (vollendetes) Драма, драматичный миф (Dramatischer Mythos), который совершил движение от своего бессознательного возникновения к сознательному возвращению в новом, всеобъемлющем искусстве. Это новая Драма и есть Gesamtkunstwerk. Также Вагнер дает и другие наименования: «das vollendete Kunstwerk der Zukunft» и «das allgemeinsame Drama».
Но было бы неверно понимать (и переводить) «Gesamt» лишь как «тотальный». Старонемецкий глагол, от которого происходит термин, означает еще и «собирать», «соединять». В этом смысле ключевое значение приобретают преодоление и стирание границ между феноменами внутри целого, а также открытость, разомкнутость этого целого, его потенциальная способность аккумулировать в себе все новые элементы.
И более того, «Gesamt» подразумевает еще и субъект вовлеченности. Gesamtkunstwerk – это не произведение единичного субъекта. Gesamtkunstwerk – это то искусство, которое творит именно народ и только в нем и из него это новое искусство способно явится в мир. Вовлеченность в Gesamtkunstwerk стирает границы между народом и искусством, что должно привести к тому, что сам народ станет произведением искусства, и религия его (новая мифология) станет эстетичной.
В этом кратком пересказе некоторых идей Вагнера высвечивается достаточно большое количество проблем, решение которых слишком сильно беспокоило немцев, начиная с середины XVIII-го века. И проблемы эти не только неочевидны, но и сама их постановка требовала мобилизации разнородного материала и интеллектуальных сил. Взаимопроникновение искусства и жизни; проблема тотальности и вовлеченности; взаимосвязь народа, искусства и религии (мифологии); конструирование искусства из перспективы абсолюта, синтез искусств, поиск основания искусства, что влекло к вопрошанию о том, что вообще значит искусство и каким образом оно должно развиваться; проблема воспитания, сопряженная с теорией драмы и театра; создание новой мифологии. Теория Gesamtkunstwerk Вагнера попыталась ответить на все эти вопросы, но было бы наивно полагать, что все его интеллектуальные достижения появились сами по себе, без опоры на предшествующую традицию.
Сам Вагнер признавал влияние на свою теорию. И самым важным из таких фигур был Фридрих Шиллер. Вагнер на протяжении всей жизни читал его, и, более того, писал о том, что «Эстетические письма» Шиллера можно расценивать как «прелюдию» к его теории Драмы. Кроме того, он выхвалял Шиллера за то, что тот первый обозначил неразрешимый антагонизм между варварской государственной машиной и искусством, сказав о том, что они абсолютно враждебны друг другу. Связь с Шиллером прослеживается еще и в проблематизация театра, которому Шиллер (а вслед за ним и Вагнер) отводил важную воспитательную роль. Именно посредством театра должно происходить усвоение его, Шиллера (и Вагнера), теории. Но важно заметить и то, что прямым предшественником Шиллера в этом вопросы был Лессинг, который в своей «Гамбургской драматургии» попытался создать такую теорию драмы и театра, которая бы смогла изменить немецкий «народ», еще неспособный к эстетическому существованию.
Но и после Шиллера были те теории, которые Вагнер учитывает, и от которых он прямым образом зависит. Именно в среде немецкого романтизма возникли те теории, которые подняли проблематику универсальности, тотальности и новой мифологии. Теория универсальной поэзии (теория романа) Фридриха Шлегеля и Новалиса утверждает то, что именно в романе чудесным образом все виды искусств способны оформиться как единое. Чуть позже Шеллинг доказывал, что только театр способен лучше всего комбинировать все искусства, соединять поэзию и музыку посредством песни, соединять поэзию и живопись посредством танца. Именно в театре возможно эстетически изобразить цельность человеческого сообщества, которое образуют «Gemeinschaft des Bewusstseins», которое фундировано коллективным мифом. Далее, художник Филипп Отто Рунге в своих теоретических работах пытался доказать превосходство музыки в тотальном произведении искусства (Gesamtkunstwerk; именно Рунге впервые вводит этот термин): он писал о том, что именно музыка имеет способность к истинной гармонии, которая соединила бы все искусства. «Музыка» Рунге в каком-то смысле подобна «поэзии» Шлегеля. Музыка для Рунге более универсальна и обладает тем духом, который все объединяет. Более того, он полагал, что только тотальное произведение искусства, фундированное музыкой, способно сблизить все внутренние, природные интенции отдельных искусств, представив их в виде единого целого: только лишь это новое искусство способно к репрезентации бесконечного, то есть божественного.
Именно из перспективы этих теорий необходимо посмотреть на работы Вагнера. Из-за чего в данной работе будет предпринята попытка построить генеалогию теории Вагнера, которая во многом восходит к его ближайшим предшественникам. В начале работы будет рассмотрена теория театра и драмы Лессинга, так как она одна из первых, которая связывает проблематику театра, воспитания и человеческого существа, без чего не могут быть до конца осознанны работы Шиллера. Далее последует анализ «Эстетические письма» Шиллер, которые, как было сказано выше, имеют большое значение не только для Вагнера, но для немецких романтиков, которые всегда читали Шиллера. Эти главы обозначат эпоху «предромантизма». Затем – сам «романтизм», а именно: теория романа Шлегеля и Новалиса (Вагнер в своей генеалогии отдает ей особое место, из-за чего и появляется необходимость к такому обращению), «Первая программа системы немецкого идеализма» и «Философия искусства» Шеллинга. В завершении будет рассмотрена теория Gesamtkunstwerk Вагнера, которая, как будет показано, сумела синтезировать весь прошлый опыт и, соответственно, довести многие интенции и идеи своих предшественников до логического завершения в новой теории тотального произведения искусства.
