Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мировоззрение в контексте современной культуры - 2011.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.46 Mб
Скачать
    1. С. Франк и «новое религиозное сознание»

Философские искания либеральной русской интеллигенции являлись прямым отражением состояния борьбы политических сил, господствующих в обществе в начале ХХ века. В годы столыпинских реформ они приобрели религиозно-мистическую окраску. Наиболее показательно это выразилось в сборнике «Вехи» (1909), где идеализм противопоставлялся материалистическому мировоззрению. В этом издании наметилась четкая тенденция к углубленной разработке темы «религиозного возрождения». Идейными истоками религиозных исканий стали взгляда русских славянофилов, Ф. Достоевского, В. Соловьева, а также видного представителя немецкой философии Ф. Ницше, чьи труды достаточно широко были доступны русской читающей публике.

Напуганные революцией 1905-1907 гг., веховцы призывали русскую интеллигенцию отказаться от демократических и революционных взглядов. С.Л. Франк был одним из идейных лидеров антиреволюционной борьбы либералов, одним из мыслителей, придавших этой борьбе религиозную окраску. Его воззрения наиболее полно изложены в следующей фразе: «Возрождение религии, пробуждение религиозного чувства, понимания религии или, по меньшей мере, интереса к ней, по-видимому, не представляет скоропреходящей и поверхностной моды, а скорее знаменует глубокий сдвиг или поворот в умонастроении современного общества»1.

В 10-х годах XX века религиозно-философские общества значительно активизировали свою деятельность. Наиболее явственно это имело место в Петербурге, Москве и Киеве. В Петербургское общество С. Франка ввел Н. Бердяев. Франк принял самое активное участие в его деятельности, где сблизился с его главными фигурами: Д. Мережковским, З. Гиппиус, Д. Философовым, А. Карташевым. В обществе происходили дискуссии не только на религиозно-философские, но и самые разнообразные общественно-политические темы. В поисках религиозных «истин» богоискатели вступали в дискуссии с представителями официальной церкви. Они порой обретали обоюдоострый характер.

Борьба либералов за «права духа», за независимость «духовного начала в человеке» была направлена на «преодоление» демократических и революционных настроений в русском обществе. Движение части либеральной интеллигенции за «новое религиозное сознание» носило элитарный характер и не затронуло широких народных масс. Кроме того, ему активно противостояло официальное православие.

С. Франк, наряду с Н. Бердяевым, С. Булгаковым, Н. Лосским, Л. Шестовым и др., разработал философские основы «нового религиозного сознания». В 1911-1912 гг. С. Франк собирал материалы для своего основного философского труда «Предмет знания». После сдачи магистерского экзамена С. Франк стал приват-доцентом Петербургского университета по кафедре философии. «Нравственный идеал и действительность» - с такой вступительной лекцией выступил С. Франк в новом для себя качестве преподавателя университета. Назначению предшествовало принятие С. Франком православного вероисповедания, так как по российским законам лица иудейской веры не имели права занимать должности преподавателя в государственном учебном заведении.

Для окончания работы над магистерской диссертацией С. Франк был направлен весной 1913 г. в научную командировку в Германию. В начале он занимался в Марбургском, а к концу командировки в Мюнхенском университете. Здесь он завершил работу над диссертацией.

Философская система С. Франка находит свои идейные истоки в учениях Платона и Плотина, Н. Кузанского и Бергсона, Соловьева и Лосского, Гуссерля и Якоби. В своей книге С. Франк приходит к выводу о том, что цельное знание есть жизнь, и что основано оно на тождестве субъекта и объекта. «Последнее, наиболее полное знание должно быть жизнью - отмечал С.Франк, - ибо сама истина бытия есть жизнь».

Эпиграфом для «Предмета знания» С. Франк взял слова Н. Кузанского, отражающие ту мысль, что гносеология вне онтологии существовать не может, она проходит через всю философскую концепцию С. Франка. При такой стержневой мысли автора предшествующие установки трансцендентального идеализма сами собой отпадают и становятся ему ненужными.

Если после публикации статей в сборнике «Проблемы идеализма» (1902 г.) и «Вехи» (1909 г.) имя Франка стало популярным и часто мелькало в модных художественных и философских журналах, то после появления книги «Предмет знания» он становится в один ряд с виднейшими представителями русской идеалистической школы конца XIX - начала XX в: А. Введенским, И. Лапшиным, Н. Беляевым, Л. Шестовым, Н. Лосским, С. Булгаковым.

В мае 1916 г. С.Франк защитил книгу «Предмет знания» в качестве магистерской диссертации. Защита проходила публично при большом числе слушателей. Официальными оппонентами диссертации были А.И. Введенский, И.И. Лапшин и Н.О. Лосский.

После успешной защиты С. Франк приступил к работе над докторской диссертацией, в центре которой стояли вопросы «философского основания психологии». Духовную жизнь человека Франк представлял связующим звеном между предметным миром и «абсолютной первоосновой». Эта связь, по его мнению, являлась основой человеческой религиозности, а религиозность, в свою очередь, рассматривалась им как фундамент всей социальной жизни. Под названием «Душа человека» диссертация вышла в свет в 1917 году. В связи с Февральской революцией защита её не состоялась, порядок присвоения учёных степеней был упразднен.

О свержении царизма С.Франк писал: «Старый строй пал так быстро и -несмотря на все предчувствия - так неожиданно, что трудно опомниться и осознать совершившееся». Находясь в состоянии растерянности, лидеры либерализма, по словам С. Франка, «были пробуждены внезапным толчком от долгого сна» и им было нужно срочно вырабатывать новые социально-политические концепции, соизмеряя их с условиями реальности.

В сложившихся условиях либералы приступили к созданию плана «государственного строительства новой России», который представлялся им как «религиозный идеал народовластия», как идеал «всенародного свободного строительства высшей правды на земле». Они стремились сдержать революционную волну, внушали интеллигенции, что её обязанность - это «обязанность политического вразумления и объединения народа, нравственного обуздания анархических страстей»1.

С. Франк отнесся к революции с большой настороженностью, считая, что она была стихийной и в общем преждевременной. «Ни интеллигенция, ни народ, - писал он, - не были внутренне, по своему нравственному воспитанию и идейному миросозерцанию, достаточно подготовлены к тому». Классовая борьба для С. Франка - это «бунтарство», «слепая мстительность», «самоуправство», которое должно быть преодолено могучей органической силой государственного, общенародного инстинкта». Призывая интеллигенцию к отказу от революционного мировоззрения, С. Франк предупреждает ее «бездной анархии» и «русским бунтом».

В народе С. Франка привлекает не революционный порыв, а «религиозный идеал», «верующая, простая русская душа, народная религия и народный патриотизм, вера в правду и преданность родной земле - живущий в народном сознании идеал Святой Руси»1.

После Февральской революции С. Франк получает должность профессора в Саратовском университете, где становится деканом только что открывшегося историко-филологического факультета. Одновременно он организует Саратовское философское общество.

К периоду Октябрьской революции относится участие С.Франка в сборнике «Из глубины». Созданный по его инициативе, этот сборник продолжил идеологическую линию, начатую в «Проблемах идеализма» (1902) и в «Вехах» (1909). Если к Февральской буржуазной революции С. Франк относился как к грозному «всеразрушающему урагану», то революцию социалистическую он решительно отверг.

Осенью 1921 г. С.Франк становится профессором Московского университета, который в этот период был одним из центров напряженной идеологической борьбы. Старая профессура всеми силами стремилась противостоять новой социалистической идеологии.

Вместе с Н.А.Бердяевым, опираясь на опыт работы в Петербургском религиозно-философском обществе, С. Франк организовал и стал деканом так называемой Вольной академии духовной культуры, ставившей своей задачей «охранение и развитие духовной культуры в России». Здесь проводились публичные лекции на философские, религиозные и социологические темы.

Несмотря на «принципиальное отрицание большевизма», С. Франк в контрреволюционных выступлениях против Советской республики не участвовал. Его позиция носила иной характер, он постоянно искал «ахиллесову пяту» в духовных и философских концепциях марксистской теорий, был сторонником её подрыва изнутри. С. Франк одним из первых стал внедрять идеологию антикоммунизма в русскую общественную жизнь того времени.

В 1922 году С.Франк выпустил в частных издательствах две книги: «Введение в философию в сжатом изложении» и «Очерк методологии общественных наук».

«Очерк методологии общественных наук» представляет для нас особый интерес. Основная идея книги заключается в субстантивации человеческой мысли, которой приписывается решающая роль в общественных отношениях. Идея С. Франка проста: если в развитии общества решающую роль играет сознание, то для общественных преобразований не нужны никакие революции, надо лишь переделать сознание людей. В основе общественной жизни, по Франку, лежит «живое созерцание» в форме «самоуглубления». Из этого следует вывод о том, что «все наиболее ценное, плодотворное и влиятельное в области общего осмысления социальной жизни создано не положительным обществоведением, а заключено в философских размышлениях об обществе.

Старая профессура Московского университета, держа в руках важнейшие участки научной и учебной работы, всячески противилась новым веяниям в философии и социологии. И. Лапшин, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Карсавин и др. пропагандировали среди студентов идеалистические и религиозные воззрения, стремились развенчать идеи марксизма. В Московском университете сложилась напряженная обстановка.

Активизируя свою наступательную деятельность, философы - Ф. Степун, С. Франк, Н. Бердяев, Я. Букшпан выпускают очередной сборник под названием «Освальд Шпенглер и закат Европы». В нем они пропагандируют принципы религиозной философии и шпенглеровский социально-исторический пессимизм. В.И. Ленин резко отрицательно отозвался о содержании сборника, охарактеризовал его появление, как «литературное прикрытие белогвардейской организации»1.

В этой сложной обстановке начинается коренная перестройка в Московском университете. Перестраивается учебно-воспитательный процесс, изолируются преподаватели, стоящие на идеалистических позициях. От работы в Московском университете были отстранены Н. Бердяев, С. Франк, Э. Радлов, Н. Лосский, И. Лапшин, С. Аскольдов.

В целях борьбы с контрреволюционными силами В.И. Ленин пришел к убеждению о необходимости «высылки за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Газета «Правда» от 31 августа 1922 года в статье «Первое предостережение» писала о профессорах философии, которые в своих лекциях проповедовали мистику и идеализм. В частности в статье говорилось: «Они пытались при Советской власти искать «легальных» возможностей для того, чтобы длительно и упорно продолжать ту самую работу, которая кончилась неудачей в открытой борьбе контрреволюции с Советской властью». В ноябре 1922 г. ряд профессоров был выслан за границу. Среди них были философы: Н. Бердяев, С. Франк, И. Ильин, П. Сорокин, Л. Карсавин, И. Лапшин, Н. Лосский и др.

В первые годы эмиграции С. Франк сблизился с Н.А. Бердяевым на почве концепции «обновления духовной жизни» и воспитания молодежи в традициях «духовного возрождения». В Германии Н. Бердяев и С. Франк возродили Вольную академию духовной культуры (основанную ими в Москве в 1921 г.) под названием Религиозно-философская академия. Руководители академии ставили своей задачей дело «духовного объединения христианских народов», «духовного» и «религиозного» возрождения. Активную педагогическую работу С. Франк проводил и в обществе под названием «Русское студенческое христианское движение».

Проблеме религиозно-философского обновления был посвящен сборник «София», вышедший в Берлине в 1923 году. Его авторы пытались найти новую идею, которая могла бы объединить людей независимо от социально-политических различий. Главный тезис книги - превосходство «примата духовной культуры над всякой политикой». Преодоление классовых противоречий, авторы видели в «восстановлении и обретении «внутренней духовной целостности» Сборник открывается статьей С. Франка «Философия и религия», в основу которой он положил речь, произнесенную им на открытии Религиозно-философской академии 26 ноября 1922 г. Статья пронизана ностальгией по «настоящей» подлинной религиозной вере».

С. Франк намечает в ней основные «вехи, придерживаясь которых, легче не сбиться с пути» в религиозно-философских исканиях. Пытается определить назначение философии в качестве исполнителя «воли самого Бога».

В вышедшей в 1924 г. книге «Крушение кумиров» С. Франк проводит мысль, что в «Духовном пути мыслящего русского человека» необходим «процесс нарождения живой религиозной веры через крушение и гибель всех кумиров, которыми была соблазнена душа русского интеллигента XIX века»1. С. Франк перечеркивает все демократические идеалы русской интеллигенции. Обращаясь к эмигрантской молодежи, С. Франк призывает её отречься от идей Белинского, Добролюбова, Чернышевского и Некрасова, от дарвинизма и материализма. В глубинах души С. Франк стремится найти «образ истинного Бога, как Бога жизни, Бога истины и любви», который противостоит всем прежним кумирам.

Философская система Франка пронизана религиозным началом и это особенно сказалось в последние годы его жизни. В духе одной из давних и влиятельных христианских традиций С. Франк утверждал, что только в осознанном опыте веры, т.е. в религиозной встрече с живым и личным Богом, человеческая личность обретает себя и становится собой. Франк считал себя христианским философом и говорил об «абсолютной истинности Христова откровения». Для него религиозная философия является системой обновления и преображения человека, существенно отличающейся, даже противостоящей рационалистическому «отвлеченному», «традиционному» богословию, к которому он относится с предубеждением и недоверием и которое готов был назвать «греховным суесловием» и «умственной забавой». Он был убежден, что только через личный опыт, если он открыт и не стеснен предрассудками и пристрастиями, не только возможен, но неизбежен приход к истине, т.е. к Богу. «Бог, - говорил он, - узнается только в трагическом борении и в муках человеческого существования».

Однако в эмиграции С. Франк был отнюдь не чужд политической борьбы. Он вынашивал мысль о «создании антибольшевистского органа на иностранном языке», чтобы уберечь западного читателя от проникновения большевистской идеологии. В этом он видел основную задачу эмиграции. Понимая, что последняя «обречена на политическое бесплодие», так как оторвана от конкретно-исторической русской среды», С. Франк делал все, чтобы содействовать «внутреннему» духовному возрождению русской (эмигрантской - B.C.) молодежи». Но убедившись в тщетности своих усилий, С. Франк с прежним усердием вернулся к философскому труду.

Особенно внимательно он изучал труды Макса Шелера, отмечая весьма близкие ему идеи «религиозно-этического реформаторства», объединения философии и христианской религии в духе августинианской традиции. Макс Шелер для С. Франка был одним из самых «глубоких и блестящих мыслителей современной Германии».

Пребывание С. Франка в Германии осложнилось с приходом к власти в 1933 году фашистов. Его еврейское происхождение не давало покоя новой немецкой администрации, он лишился постоянного заработка. Чтобы избежать преследований со стороны гестапо, С. Франк в конце 1937 г. уехал из страны. Он резко отрицательно относился к фашизму. Это было связано, в частности, с глубоким почитанием подлинной немецкой культуры, рано им впитанной. Для него «Третий Рейх» Гитлера был несовместим с Германией Канта и Гете.

Уже во Франции С. Франк закончил свой большой философский труд «Непостижимое», в котором подвел итог своего философского развития, продолжил и уточнил ряд мыслей, высказанных в своих предыдущих работах «Предмет знания» и «Душа человека». В «Непостижимом» С. Франк завершает выработку своей философской системы в духе платонизма и немецкой философской традиции. В основание своей философской системы С. Франк заложил идею всеединства, в чем сблизился с В. Соловьевым.

В последние годы жизни Франк написал произведения: «Свет во тьме», «Биография П.Б. Струве» и «С нами Бог», они вышли после его смерти в Нью-Йорке и Париже. Идеей единения человека с Христом были пронизаны его последние работы. Это была основополагающая идея его социальной философии. За девять месяцев до смерти С.Франк писал в своей записной книжке: «В детстве я непоколебимо твердо верил в личность Бога и молился Ему, а вместе с тем, вглядываясь в бездонную глубину неба, ощущал Его сквозь неё и в ней. Под конец жизни я возвращаюсь к тому же. Бог есть для меня лично - подобное, схожее со мной существо и начало - глубочайшая, вечная, совершенная сущность личности - и, вместе с тем, глубочайшая первооснова всяческого бытия. И религиозная вера для меня - доверие к бытию»1. От демократического мировоззрения и периода увлечения «легальным марксизмом», через идеалистическую философию к глубокому религиозному чувству, к концепции религиозных основ социальной жизни - таковы основные этапы идейной эволюции С.Л.Франка.