Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кобищанов Ю.М. Аксум.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.24 Mб
Скачать

Поздний аксум

Примерно с середины VIII в. начинается период позд­него Аксума, который характеризуется постепенным ос­лаблением царской власти, упадком городов и торговли, растущей изоляцией страны и прогрессирующей полити­ческой раздробленностью. Однако черты упадка явст­венно заметны уже в начале века. Из денежного обра­щения Аксумского царства исчезает золото. Усиление беджа на севере и фалаша и агау на юге отрезало ак-сумитов от главных золотоносных областей, исключило их из выгодной торговли золотом.

Причины упадка не совсем ясны; несомненны только некоторые из них, но они не могут считаться первостепен­ными. Это — упадок аксумской торговли в конце VI — начале VIII в. Еще важнее была потеря всех внеэфиопских владений. Однако внутренние экономические процес­сы, протекавшие в позднем аксумском обществе, остают­ся неизвестными.

Важную роль сыграла внешнеполитическая обстанов­ка, изменившаяся с середины VII — начала VIII в. Те­перь на Ближнем Востоке вместо системы двух великих империй, враждующих между собой, появилась Арабская мировая держава, поглотившая целиком Персию, боль­шую часть Византии и ряд других крупных государств. Впервые не только периферийные владения, но и главные центры великой державы (Мекка и Медина до переноса [113] столицы в Дамаск) оказываются в такой близости от Эфиопии. Борьба двух гигантов, каждый из которых стре­мился привлечь Аксум и Хымьяр на свою сторону, сме­няется почти абсолютным господством новой мировой державы, нарушаемым лишь происходившими в ней сму­тами.

На севере страны развивают экспансию беджа. Ну­бийцы и беджа, конечно, усиливались за счет слабею­щего Аксумского царства. Арабские авторы говорят о полной независимости беджа от Нубии и Аксума; более того, владения беджа в IX—X вв. включают большую часть современной Эритреи, в том числе долину р. Бара­ка и область Хамасьен. Здесь найдены многочисленные погребения беджа, датируемые VIII в. и следующими ве­ками 2Э3. Только с XI в. начинается обратное заселение этих мест эфиопскими христианами: сначала богос-агау, потом тигре-тиграй, потомками аксумитов.

Что касается народов агау, то в период позднего Ак­сума они также активизируются. Иудеи-фалаша, язык которых принадлежит к группе агау, образуют собствен­ное государство. Первые очень смутные вести о нем при­нес авантюрист Элдад Га-Дани, выдававший себя перед кайруанскими евреями за выходца из иудеев «Куша» (Тропической Африки). Сведения, сообщенные Элдадом, носят легендарный характер 294, но все же это — первое сообщение об эфиопских фалаша. Элдад узнал о них, не­сомненно, через арабских купцов. Эфиопские легенды рассказывают даже о временном господстве иудеев над Северной Эфиопией после падения Аксумского царства.

Арабские авторы IX в. сообщают мало сведений о сов­ременной им Эфиопии; в центре их внимания были нубий­цы и беджа. Ал-Хашими (которого цитирует ал-Бируни) говорит об участии «абиссинцев» в традиционных ярмар­ках Указа (в Неджде» 295. Ал-Йа'куби принадлежит наи­более ценное известие об эфиопах IX в. «Их столица — Ка'бар, и арабы все время приезжают в нее для торгов­ли. У них (эфиопов) есть большие города, а побережье [114] их — Дахлак. Те, кто есть из царей в странах ал-хабаша (т. е. Абиссинии), состоят под властью великого ца­ря, повинуются ему и уплачивают ему харадж (подать). Ан-наджаши (нагаши) придерживается христианской ве­ры якобитского толка» 296.

Трудно сказать, что это за город Ка'бар. В более раннее и более позднее время город с таким названием в Эфиопии не засвидетельствован. Надо думать, что в до­шедшем до нас тексте ал-Иа'куби допущена ошибка. Конти-Россини сначала предположил, что Ка'бар — иска­женное Гондар; затем он пришел к выводу, что под этим именем может фигурировать только Аксум. «Худуд ал-Алам» и надписи хадани Дан'эля дают другие имена эфиопских столиц того времени.

«Худуд ал-Алам» («Пределы мира») 297 — персидское географическое сочинение IX в. В нем один из разделов посвящен Эфиопии. Персидский географ утверждает, что эфиопы — народ «возвышенных чувств и покорный свое­му царю; приходят сюда купцы из Омана, Хиджаза и Бахрейна». Среди эфиопских городов отмечены Сувар, где стоят царские войска, Расин, город на морском бе­регу (резиденция аксумского царя), и Рин, где пребыва­ет эфиопский главнокомандующий со своим войском. Это последнее место изобилует золотом. Расин, как думает Минорский, неправильное написание Бади', а Рин — Зейла'. Во всяком случае, ни один из названных городов нельзя отождествить с Аксумом. Следовательно, персид­ский географ не знает древней столицы эфиопов, что сви­детельствует о резком падении ее роли. Интересно, что «Худуд» называет двух высоких особ в Эфиопии: царя и главнокомандующего, имеющих резиденции в разных местах; это еще одно свидетельство распада Аксумского царства.

Мы располагаем лишь одним эфиопским источником того времени, который можно считать надежным. Это — три надписи хадани Дан'эля, высеченные на каменном троне в Аксуме.

Первая надпись (DАЕ, IV, № 12) рассказывает о сражениях воинов хадани с народом барйа, о походе в [115] область Касала (теперь — в республике Судан) и захва­те добычи. Вторая надпись (DАЕ, IV, № 13) говорит о войне хадани с народом валкайит, населявшим, очевидно, современную область того же имени. Валкайит разграби­ли Аксум, но хадани Дан'эль нанес им поражение, за­хватил большую добычу и доставил ее в свое наследст­венное владение Майя-Саласала; следовательно, Аксум не был его резиденцией. Последняя из трех надписей ха­дани Дан'эля (DАЕ, IV, № 14) рассказывает о его конфликте с царем Аксума, который выглядит весьма жал­ким. Фактически он стал вассалом хадани, принимает из рук последнего власть над Аксумом «как землей царст­ва» хадани Дан'эля. Попытка царя добиться самостоя­тельности от хадани рассматривается как бунт. Наоборот, хадани Дан'эль подчеркивает, что получил свою власть над Аксумом от своего отца Дабра-Ферема 298.

Аксумское царство находится на последней стадии упадка, хотя старая династия, очевидно, продолжает су­ществовать. Древняя столица еще обитаема и пользуется почетом, но перестала быть политическим центром Эфио­пии. Глава эфиопского государства носит титул хада­ни 299.

Так или иначе, в средневековой Эфиопии правитель с [116] титулом «царь Аксума» уступил место другому, носивше­му титул «хадани». Этот факт установлен всеми аксум-скими и послеаксумскими источниками. Согласно эфиоп­ской традиции, записанной в позднем средневековье, на смену аксумским царям пришла династия Загве. Она пра­вила Северной и Средней Эфиопией вплоть до 1268 или 1270 г., всего, согласно традиции, 372 года. Следовательно, аксумская династия прекратилась, по эфиопской тра­диции, в 896 или 898 г. Во всяком случае, к концу IX в. Аксумское царство уже окончательно прекратило свое существование.

Конти-Россини предположил, что надписи хадани Дан'эля отражают смену правящей династии в Эфиопии примерно в указанное время 300. Доказать это невозмож­но, но и ничего невероятного в этом нет. Во всяком слу­чае, если цари династии Загве и не были потомками ха­дани Дан'эля, то они носили его титул.

Эфиопская традиция далее утверждает, что потомки царской династии Аксума нашли приют в Средней Эфио­пии, в области Шоа, где и основали собственное госу­дарство. Эта легенда свидетельствует лишь о претензиях царей шоанской Соломоновой династии, свергнувшей ди­настию Загве в конце XIII в., на «законное» происхож­дение от аксумских царей. Поэтому события 1268— 1270 гг. названы «реставрацией Соломоновой династии».

Все же несомненно, что в Шоа и в других областях Средней Эфиопии, не входивших в состав Аксумского царства, в средние века распространилась североэфиоп­ская христианская культура, созданная аксумитами. Ве­роятно, такая диффузия культуры связана с некоторым перемещением населения, в данном случае — расселени­ем аксумитов в Средней Эфиопии. Среди переселенцев должны были находиться монахи и священники — про­поведники христианства, а также купцы, но, переселялись ли с ними крестьяне и тем более члены царствующего до­ма, остается неизвестным.

Отчего же погибло Аксумское царство? Экспансия народов беджа, валкайит, фалаша и других, некогда под­властных Аксуму, была скорее следствием, чем причи­ной его упадка. Разгром Адулиса арабами должен был болезненно отразиться на торговле Аксума с азиатскими [117] странами и Египтом, но отнюдь не прекратил ее совсем. Правда, в новых условиях было труднее сохранить от­носительную торговую монополию аксумских царей, что приводило к уменьшению притока прибылей и пошлин в Аксум при одновременном обогащении соперников и бывших вассалов Аксума. Но можно ли объяснять упа­док некогда могущественного древнего царства одним из­менением условий торговли? Только тщательно исследо­вав экономический базис Аксума и его государственный строй, можно поставить вопрос: могла ли торговля сы­грать такую значительную и роковую роль в судьбе древней африканской цивилизации? [118]