Подготовительный период
Во время подготовительного периода я первым делом устроил встречу с режиссером Станиславом Малковым, в течение которой мы подробно обсудили основной замысел фильма, специфику рассматриваемой темы и особенности главных героев фильма, а так же звуковое решение и музыку.
Локацию для съемок я знал, поэтому отслушивать ее не ездил, тем более что планировался черновой звук. Тем не менее, я попросил прислать фото оттуда, и по ним уже понял, что там будут интересные фактуры как раз дворов спальных районов, а так же что неподалеку там шоссе, которое не помешает нам записывать речь, потому что съемки планировались в ночное время.
Во время этого периода я так же отсмотрел несколько фильмов, названные режиссером как отправные пункты для создания звукового решения. Именно на них я опирался на всех остальных этапах, но опирался только в контексте соблюдения формы и жанра. Остальную специфику необходимо было соблюсти и создать самому, о ней я говорил в предыдущем разделе этой пояснительной записки.
Съемочный период
На съемках я использовал минимальный набор оборудования, так как предполагалось два находящихся близко говорящих актеров за кадр, а так же предполагалось переозвучание. Этот перечень состоял из портативного рекордера и микрофона-пушки Audio Technica AT 8015 с удочкой и ветрозащитой.
Основной проблемой на натурных съемках во дворе были постоянно приезжающие во двор машины (с 21 до полуночи). Но они лишь незначительно загрязнили фоновую структуру речевых и шумовых фонограмм, на речи практически не отразившись. На шоссе же главной проблемой стал проливной ливень, который не только заглушал речь героев, но и создавал физические проблемы: необходимо было всегда звать помощника, чтобы он защищал технику от воды.
Исключительно важно было записать атмосферу всех локаций, поэтому после окончания каждой сцены я всегда просил минуту тишины (на деле, конечно, старался записать не минуту, а две). И так как на подготовительном периоде было решено, что атмосфера будет играть одну из главных ролей в создании звукового образа, то я максимально тщательно относился к ее записи. Это не значит, что я старался сделать ее максимально однородной и без выделяющихся шумов — нет, я старался оставлять только те шумы, которые бы, на мой взгляд, работали на создание атмосферы одиночества, напряжения, неестественности — будь то жужжание проводки, ход воды в трубах или глухое гудение холодильника.
Так же во время съемок я делал шумовые дубли некоторых особо сложных сцен, когда я не был уверен, что смогу расслышать в фонограмме все шумы из-за речи дождя. Это мне очень помогло в шумовом озвучании.
Монтажно-тонировочный период. Подготовка к перезаписи.
Во время этого этапа я осуществил полное речевое переозвучание в студийных условиях, используя микрофон Rode NT2000, модифицированный с использованием лампового усиления, а так же шумовое переозвучание с использованием пушки Audio Technica AT 8015 для записи шагов и конденсаторного студийного микрофона Rode NT2-A для остальных шумов.
Речевое озвучание длилось 2 недели с небольшими доделками из-за плотного графика актеров. С шумовым озвучанием я справился за 2,5 смены, осуществлял в звукоизолированной квартире, которую я подобрал исходя из звука пола и степени звукоизоляции, а так же в тихом дворе.
Сведение происходило на протяжение трех с половиной месяцев (Январь-Февраль-Март-часть Апреля), в которые вошло так же написание музыки. Во время этого периода первым делом я проработал все фоны, это заняло у меня неделю. После того, как фоны были готовы и пропорции устроили режиссера, я проработал речевую фонограмму с учетом приблизительных пространственных характеристик (это заняло еще 2 недели), а затем очень тщательно проработал все шумовые фактуры, связанные с очень динамичными эпизодами, а так же мелкие нюансы, которые необходимо было добавить к атмосферам, но которые оставались в разделе шумовых фактур, так как привлекали к себе внимания слушателя и расставляли нужные акценты в фонах (будь то звук мусороуборочной машины за окном, лаяние собак, сигнал паркующейся машины и так далее). После того, как все синхронные и отчасти несинхронные фактуры были положены на изображение, я занялся музыкой. Это заняло 3-4 недели и потребовало от 3 до 5 личных встреч с режиссером, во время которых мы детально вносили коррективы в музыку.
В итоге, когда музыка была готова, пришлось немного подкорректировать частотные балансы шумовых фактур и балансы уровней всех разделов фонограммы (речь, шумы, атмосферы). В итоге спустя 2 месяца работы у меня был премикс, готовый к осуществлению перезаписи.
