3 Лекция
Седой невысокий старичок зашел в лекторий для первого курса танцующей походкой. Сегодня они с первокурсниками начнут изучать их первый заклинания, это всегда было так волнительно. Однако, зайдя в кабинет и обнаружив там всего горстку учеников, настроение профессора слегка упало. - Добрый вечер, мои дорогие, - сказал он своим писклявым голосом, забравшись на свою стопку книг и окинув оттуда хитрым взглядом детей, - Сегодня мы с вами займемся тремя простейшими заклинаниями - Люмос, Нокс и Вингардиум Левиосса. По взмаху волшебной палочки, извлеченной из рукава мантии, тема лекции появилась на доске, а профессор продолжил. - Откуда же берётся магия? Магия - это энергия. Она есть везде, в деревьях, в кошках, в каждом человеке, да даже в камнях. Это сгустки силы, которыми умеют пользоваться не все. В этом и заключается разница между волшебниками и маглами. Ну и сквибами. Волшебники могут контролировать эти силы в окружающей природе куда лучше сквибов, имеющих весьма ограниченный допуск к этим потокам энергии, или маглов, которые вообще это не умеют использовать.
Профессор с удовольствием следил как дети записывают материал. Эти конспекты им очень пригодятся на экзаменах. Заметив, как некоторые ученики начали доставать волшебные палочки, Филиус, улыбнувшись, покачал головой. - Заходите, - закивал профессор опадавшей слизеринке, - Увы, сегодня они вам все еще не понадобятся. Сегодня только теория, к практике перейдем на следующем уроке. И так, записывайте. Итак, заклятия. Люмос! Когда мы сотворяем заклинание, мы ждём эффекта и автоматически, сами того не замечая, вкладываем в формулу-слова, которые мы произносим, энергию,наша палочка направляет их в нужном направлении и действует резонатором. Это заклинание - свет. Произносить его надо с ударением на первый слог, резко махнув палочкой на пару сантиметров вверх. ЛЮмос! Профессор резко взмахнул палочкой, появившейся в его руке будто из воздуха, хотя все ученики давно знали - свой инструмент профессор хранит в рукаве мантии. На ее кончике загорелся огонек.
Подождав, пока ученики запишут, профессор улыбнулся ученикам и продолжил рассказывать. - Разумеется Люмос не панацея. Есть чары, которые насылают тьму, которую это заклинание развеять не в силах. Но об этом мы поговорим на более старших курсах. А пока Нокс. Заклинание, которое может либо погасить свет везде, либо отменить заклинание "Люмос". Произносить быстро, четко, громко. Смотреть при этом на свет, который хотите погасить. Действует со свечами, палочками и малговскими фонариками. Жест точно такой же - резкий взмах вверх на два сантиметра. Нокс. Взмах палочки и огонек погас.
- И, конечно, Вингардиум Левиосса. В первом слове должна быть длинная "А", во втором идёт ударение на "О" и обязательное четкое произношение двойной буквы "С". Жест - рассечь воздух сверху вниз на слове " Вингардиум" и взмахнуть кругом по часовой стрелке на слове "Левиосса". Требует сильной сосредоточенности, тоесть, выполнить заклинание, думая о моей лысине или об овсяных печеньях, вы не можете. С этими словами профессор покинул аудиторию
4 лекция – практика
5 лекция
Профессор пружинящей походкой вошел в лекторий первого курса пружинящей походкой. Сегодня была последняя теоретическая лекция для первого курса и профессор надеялся, что хоть что-то из его лекций отложилось в молодых горячих головах. Взобравшись на стопку книг, он беззаботно помахал своей маленькой ладошкой первому курсу. - Приветствую вас, мои дорогие. Надеюсь все вы уже начинаете усиленно готовиться к экзаменам, ведь они уже не за горами. Сегодня у нас с вами еще теория, потом будет практика и экзамен. Допуска и автоматы я объявлю в конце шестой недели. А сегодня поговорим с вами о заклинании, известным, как "Отпирающее замки". Это заклинание немного сложное для вашего курса, хотя, на первый взгляд, ничего трудного тут нет. Да и вы ведь у меня умные детки? Может кто-то знает, что это за заклинание?
Профессор захлопал в ладоши, услышав правильные ответы. Старого преподавателя очень радовала начитанность молодого поколения. - Да-да, вы обсалютно правы, это заклинание Алохомора. Итак, приступим. Вы забыли в гостиной ключи от вашего шкафчика с раздевалке для игроков в квиддич? Может, вам нужно практиковаться или найти какие-то записи, а нужный вам кабинет заперт на амбарный замок Филчем, и он вовсе не собирается вам его открывать, как его не убеждай? Вам поможет заклинание " Алохомора"! Оно относится к разрешенным Министерством Магии заклинаниям, временным и мгновенным. Алохомора - может быть как бытовым заклинанием, так и, соответственно, специальным. Воздействует на неживые предметы. Заклинание может быть как вербальным, так и невербальным. Применять можно в любых погодных и юридических условиях. Старичок открвоенно веселился. Это заклинание давало доступ первокурсникам в закутки замка, куда раньше проход для них был закрыт, позволял сотворить много забавных шалостей.
Дождавись, пока ученики запишут все слова, продиктованные професором, старичок достал из под сола небольшую шкатулку с ключиком в замке и установил ее так, что бы было видно всем ученикам. - Итак, действия! Следует направить палочку на замок, который вам следует открыть, произнести "АлохомОра" и тут же резко повернуть палочку на месте так, как будто в руках у вас - ключ, и вы им отпираете этот замок. Магическую энергию можно тоже представить ключом любой формы, представить, как он входит в замок, как ваша палочка, а пика воздействия на предмет достигает на слогах "мОра". На глазах у детей профессор повернул ключик в замке и вынул его. Подергав крышку и продемонстрировав, что она закрыта, Филиус извлек из рукава волшебную палочку, наставил ее на шкатулку и, представив, как отпирает ее только что извлеченным ключом, повернул палочку: - АлохомОра. В шкатулке что-то щелкнуло, профессор поддел крышку и та легко открылась. Он одарил класс сияющей улыбкой. - Но раз уж мы разобрали отмипирающую магию, то следует разобрать и... Правильно, запирающу! Кто нибудь знает такое заклинание, которое дословно переводится, как "Заклеиватель двери"?
- Верно, это заклинание зовется "КоллопОртус". Произнося его, следует сделать ударение на слог "ПО", но ясно выразить две "Л" без ударения, что уже будет сложным для вас в плане произношения. И, да, оно требует и магических затрат. Почему оно "Склеивает", а не запирает, спросите вы, а я вам отвечу - да потому, что замок или защелку с этим заклинанием никогда нельзя будет отпереть ключом! Оно как будто склеивает замок. Движение - маленький зигзаг, который вы будто бы накладываете на замок. Раберем по слогам "Кол" - движение по диагонали вниз и вправо, "ло" - диагональ вниз влево, "пОр" - снова вниз и вправо и "тус" - последняя диагональ вниз и влево. С этими словами профессор вновь опустил шкатулку на стол, захлопнул крышку и начертил в воздухе перед замком зигзаг: - КоллопОртус. Шкатулка снова щелкнула, но в этот раз гораздо тише. Профессор подергал крышку, показывая что та наглухо закрыта, после чего вставил в замочную скважину ключик и попытался провернуть. Так же безуспешно.
- Вы обе совершенно правы. Как видите, теперь эту шкатулку можно будет открыть только либо при помощи изученного ранее, либо снять запечатывающее заклинание при помощи контр-заклятия, ну или подождать, пока чары выдохнутся сами собой. В последних двух случях замок останется закрытым, но открыть ключом его уже будет можно, - профессор Флитвик начал собирать необходимые ему бумаги со стола, - На этом мы с вами закончим нашу последнюю теоретическую лекцию. Если у вас остались какие то вопросы по пройденному материалу, либо по предстоящему экзамену, не стесняйтесь подходить ко мне лично. На этом прощаюсь с вами. Профессор слез со своей стопки книг, сделал полу поклон полу реверанс в сторону учеников и поспешил из кабинета по своим делам.
6 лекция хз АСТРОНОМИЯ
1 лекция
Профессор Синистра довольно активно поднималась по лестнице к лекционному кабинету, не особо оглядываясь по сторонам. Ее внешний вид для тех, кто достаточно хорошо ее знал, говорил о том, что она готовилась к лекции; и хотя темно-синяя мантия была всего лишь накинута на плечи поверх обычного брючного костюма, а блестящие черные волосы не украшала остроконечная шляпа, которую украл Пивз больше года назад, Аврора выглядела аккуратно и даже, - правда, сама она этого не замечала, - вполне неплохо. Впрочем, это не изменило обычного поведения. Ворвалась в лекторий профессор с апломбом, случайно ударяя витой ручкой двери о стену, но, в общем-то, не слишком обращая внимание на это досадное недоразумение. Быстрый взгляд темных глаз скользнул по рядам учеников, отмечая новые лица и запоминая их с той тщательностью, с которой она запоминала расположение звезд или рельефы планет. Мягко улыбнувшись, Аврора вышла на самую середину лектория, чтобы всем ее было лучше видно, и остановилась, раскинув руки в приветственном жесте. - Я счастлива приветствовать вас на сегодняшней лекции. Начнем с малого — меня зовут Аврора Синистра. Я буду преподавать у вас такую науку, как Астрономия, что вы, наверняка, знаете и без моих подсказок, — Аврора коротко усмехнулась, оглядывая класс. — Если вы не против, я хотела бы сказать пару слов о поведении в кабинете. От вас не требуется жесткое соблюдение дисциплины, но большая просьба не отвлекать ни себя, ни других ненужными разговорами. Вы имеете право в любой момент задать вопрос по теме лекции и также имеете право получить на свой вопрос полный, развернутый ответ. И у меня к вам будет еще одна просьба — если вы отвечаете на мои вопросы, прошу вас, не бойтесь выражать свои мысли, рассуждать. Не надо мне цитировать книги, есть вероятность, что я их уже читала. Думайте, размышляйте, это полезно, — женщина лучезарно улыбнулась, откинув назад упавшие на плечо волосы.
— Я не хочу вещать вам о том, что такое астрономия и с чем ее едят. Уверена, что вы не первый раз о ней слышите, и каждый хотя бы примерно знает, что изучает эта дисциплина, — профессор одним плечом прислонилась к армиллярной сфере, разглядывая учеников сияющими предвкушением глазами. — А если не знает — то все поймет сам, в процессе учебы, — Аврора усмехнулась и тут же, без паузы, продолжила: — Начну я вот с чего… Думаю, каждый из вас хоть раз в жизни слышал о Теории Большого взрыва. Еще бы — о ней говорят много и часто, очень многие воссоздают события создания Вселенной, повсюду слышно бесчисленное количество споров на эту тему, половина которых вообще не понятно, как они имеют место быть. А что же, по-вашему, Большой взрыв и как вы относитесь к этой теории?
Махнув рукой девочке, чтобы она заходила, Аврора бросила быстрый взгляд на чихнувшую студентку и улыбнулась, без звука, одними губами желая здоровья. Слушала ответы профессор Синистра внимательно, иногда задерживаясь взглядом на говорящем, иногда смотря как-то растерянно и почти неуверенно, а иногда с неожиданно вспыхнувшим весельем. Больше всего ее порадовала версия про черную дыру, но комментировать это она никак не стала, решив, что лучше позже поговорит со студентом о его весьма интересных взглядах, чем будет отвлекаться и тратить академические часы. — Замечательно, вы все молодцы. Итак, Большой взрыв — это модель зарождения и первоначального развития Вселенной. Большой взрыв сопровождался резким ростом Вселенной и всего в ней за долю секунды на двадцать восемь порядков своей величины. Это единица с двадцатью восемью нулями — задумайтесь над этой огромной цифрой, — Аврора усмехнулась, опуская взор и рассматривая свои пальцы, сомкнутые в «замок». — В трансфигурации есть закон: «Ничто не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда»? Так вот, тут этот закон абсолютно не работает. Вселенная зародилась спонтанно примерно 13, 7 миллиардов лет назад из… по сути, из ничего. Зародилась и тут же разрослась до гигантских, недоступных человеческому мозгу размеров. Причем за то время, за которое мы даже… ну, не знаю, вздохнуть-то не успеем. Поражает воображение, по-моему, не так ли?
- Поверьте мне, если мы говорим о Вселенной - возможно даже то, что кажется невероятным. И дело не в том, что это ненормально для Вселенной, а в том, что у нас недостаточно развитый мозг, чтобы полностью понять масштабы происходящего, - Аврора посмотрела на студентку, задавшую вопрос, и чуть пожала плечами: не раздраженно, но довольно выразительно. - Что же было до Большого взрыва? Этого никто не знает. Считается, что первоначально вся Вселенная представляла собой предельно малую точку, которой были свойственны бесконечная плотность и температура вещества, что, если говорить честно, невозможно. Бесконечная плотность приведет к нулевой энтропии, при которой невозможна бесконечная температура. Отсюда и огромные проблемы в области космологии: что бы мы ни делали и какими бы знаниями не обладали, мы никогда не узнаем, что на самом деле было до того, как появилась Вселенная, — профессор Синистра улыбнулась одними кончиками губ, слишком поздно понимая, что предыдущее предложение поймут лишь единицы; во всяком случае, она в одиннадцать лет про энтропию ничего не знала. — Но мы имеем то, что имеем, поэтому возьмем за основу, что вся Вселенная действительно когда-то была сжата в одну крохотную точку. Это ее состояние называется космической сингулярностью. Проводив взглядом самолетик из бумаги, который отправила одна из студенток, Аврора медленно достала из кармана волшебную палочку и направила его на лист бумаги. Он тут же взлетел в воздух и переместился в руки профессора. - Я полагаю, некоторые студенты находят примитивные игры более интересными, чем историю Вселенной, - профессор улыбнулась, окидывая аудиторию взглядом. - Забавно.
- Мне часто задают вопрос, что привело к тому, что энергия, заключенная в космической сингулярности, вдруг высвободилась, и началось расширение. Это очень важный вопрос, который тоже возвращает нас к тому, что нам не известно ничего о сингулярности, и мы просто называем что-то, не зная, как это работает. Впрочем, идеи есть и на этом поприще. Некоторые ученые считают, что столкновение частиц внутри сингулярности достигло такой силы, что это стало катализатором и, в конечном итоге, привело к высвобождению энергии, - Аврора немного помолчала, окидывая класс растерянным взглядом. По ней не было особо понятно: то ли она вспоминает, что еще не сказала, то ли просто погрузилась в свои мысли. Заметив, что молчание несколько затянулось, профессор осторожно провела пальцами по крыльям бумажного самолетика, прислонилась плечом к армиллярной сфере и продолжила: - Кто-то из вас тут говорил: «Но это всего лишь теория, предположение, вовсе неизвестно, правда это все или нет». И вы невероятно правы, если так думаете. Правы в том плане, что всегда стоит сомневаться даже в том, что кажется незыблемым и фундаментальным — ради себя самих. Но и бессмысленное отрицание тоже ни к чему хорошему не приведет. Теория о Большом взрыве и последовавшего за ним расширения и остывания Вселенной получили достаточно четкое математическое, физическое и даже практическое подтверждение. Эта теория основная от того, что наиболее доказуема, нежели какие-либо другие, — профессор Синистра вдруг лукаво улыбнулась, и в глазах ее можно было заметить веселые искорки: — А скажите, как вы считаете, почему мы вообще это изучаем? Нужно ли волшебнику знание о том, как появилась Вселенная или это лишнее?
- Магия, какой бы великой она не была - это далеко не все, что у нас есть, - как можно серьезнее произнесла Аврора, окидывая студентов внимательным взглядом. - Мы волшебники, в наших руках знаменательная сила, но есть вещи, которые нам неподвластны. Так же, как смерть - Вселенная непостижима, а от того она самый грозный наш противник. И единственный друг. В любой из тысяч и тысяч моментов наш дом может исчезнуть раз и навсегда, лишь потому, что в Землю врежется комета или просто что-то пойдет не так. И мы, - волшебники, - мы можем это предотвратить, если будем знать, как устроен мир. Синистра выдохнула, а затем улыбнулась самой сияющей своей улыбкой. - К тому же, знания еще никому не вредили. Образование - основа всего. В будущем, кстати, астрономия может очень пригодится тем, кто вознамериться жить более тысячи лет. Ведь то, что мы можем увидеть сейчас, станет просто воспоминанием, былью и, в конечном счете - легендой. Сейчас мы с вами смотрим на Вселенную в ее колыбели. Она - этакий младенец по сравнению с тем, какой станет потом. Мы знаем, что находимся среди ста миллиардов галактик, и мы знаем о Большом Взрыве, потому что у нас есть свидетельства: красное смещение излучения от далеких галактик говорит нам о хаббловском расширении, и мы экстраполируем, а если проще, переносим его в прошлое. Мы можем это видеть, потому что Вселенная еще очень молода и свет способен путешествовать из галактики в галактику, - Аврора задумчиво замолчала, смотря на одного из студентов рассеянным взглядом и все так же поглаживая крылья самолетика, как будто гладила кошку. - Знаете, Лоуренс Краусс как-то сказал: «Мы живем в совершенно особое время… единственное время, когда мы можем экспериментально проверить, что мы живем в совершенно особое время!»
—На свете столько теорий… Столько всего, что можно было бы рассказать и на что у меня нет времени. Большой взрыв и то, что я вам рассказала — это бесконечная малость из тех знаний, что есть у нас о возникновении Вселенной. Профессор быстро взглянула на часы, понимая, что время давно уже подошло к концу, и чуть вздохнула: — Урок я хочу закончить словами Стивена Вайнберга, замечательного ученого-физика: «Вначале был взрыв. Не такой взрыв, который знаком нам на Земле и который начинается из определенного центра и затем распространяется, захватывая всё больше и больше пространства, а взрыв, который произошел одновременно везде, заполнив с самого начала «всё пространство», причем каждая частица материи устремилась прочь от любой другой частицы. В этом контексте «всё пространство» может означать либо всё пространство бесконечной Вселенной, либо всё пространство конечной Вселенной, которое замкнуто на себя, как поверхность сферы», — произнеся это, Аврора чуть взмахнула рукой и улыбнулась. — А теперь, все свободны. Спасибо вам за лекцию, дорогие, и доброго вечера.
