- •1. Темперация
- •1. Из истории темперации
- •2. Системы темперации
- •3. К вопросу о баховской темперации
- •2. Basso continuo 1. Знаковая система генерал-баса1
- •2, Некоторые практические рекомендации
- •Разновидности аккомпанемента
- •Диапазон и звуковая плотность
- •3. Стилистические особенности basso continuo
- •Basso continuo раннего периода
- •4. Таблица основных сигнатур
некоторые аспекты музыкальной теории и практики xvi-xviii веков
1. Темперация
1. Из истории темперации
Развитие музыки в Средневековье происходило в сторону постепенного усложнения, которое схематично можно определить как движение от монодии к полифонии. С развитием многоголосия, в том числе, с появлением клавишных инструментов возникает проблема темперации их строя. Первоначально, с этим столкнулись органисты, а позднее, примерно в XIV-XV веках, исполнители на клавикорде и клавесине. Развитие многоголосия в вокальной музыке привело к эмпирически найденным консонансам, что вызвало необходимость изменения существующего строя (главным образом пифагорейского) у инструментов с фиксированным строем, например, у органа. Поиски приемлемого строя следует считать началом собственно истории темперации. Буквальное значение латинского термина «temperatio» определяется именно, как соразмерность, правильное соотношение, надлежащее смешение.
Развитие систем темперации напрямую связано с интонацией. Вопрос чистоты интонации всегда являлся одним из важнейших для всех музыкантов. Однако проблема заключается в том, что, скорее всего, такой «идеальной» для всех интонации просто не существует. О чистоте интонации можно говорить только в рамках определенной системы. Это связано с физическими свойствами звука, когда акустически чистые интервалы (то есть не имеющие биений) не могут образовать замкнутую систему, а уходят в бесконечность. С позиции музыкальных ценностей «абсолютная чистота интервалов», по мнению Н. Арнонкура:
«Не так уж необходима, поскольку в каждом художественном действии таится тоска по совершенству. Тем не менее, совершенство, если бы его удалось достичь, было бы нечеловеческим и, наверное, невыносимо скучным. Важная часть музыкального ощущения и музыкального слуха основана на напряжении, появляющемся между степенью чистоты, достигнутой в действительности, и тоской за совершенной чистотой»1.
Интонационная выразительность становится для музыки намного важнее, чем «абсолютная чистота». Наверное, поэтому едва ли отыщется некая «универсальная» интонационная система, которая подошла бы сразу для всей западной музыки. Не стоит считать таковой, удовлетворительной для всех, и равномерную темперацию, которая отнюдь не является идеальной. На протяжении более, чем пяти столетий, начиная с XVI века изобреталось немалое количество систем темперации (десятки, а то и сотни), среди которых появился и равномерно темперированный строй (описан в 1533 году Джованни Ланфранко). Однако вплоть до XIX века равномерная темперация, за исключением отдельных приверженцев, (например, в лице Ж. Ф. Рамо, начиная с 1737 года), не получала распространения, считаясь неудовлетворительной. Большинство музыкантов отдавали свои предпочтения другим, более приятно звучащим системам, в отличие от жесткой и примитивной равномерной темперации, нивелирующей интонационные особенности разных тональностей. Все тональности в равномерной темперации звучат одинаково. В сущности, это одна тональность с одинаковыми полутонами, повторенная в двенадцати транспозициях. При этом в ней нет ни одного чистого интервала в пределах октавы. На старинных клавишных инструментах эту систему определяли как «скверно звучащую», особенно на органе. Клавесин, к примеру, обладает рельефностью оберто-нового ряда. По этой причине равномерная темперация на нем тоже звучит весьма неудовлетворительно. Такого мнения придерживались и многие клавирные мастера XVIII века, полагающие, что:
«[Инструмент], настроенный таким образом, совсем уж не так хорош, как это утверждает г-н Рамо. Большие терции жестки и оскорбляют слух»2.
Любопытным заблуждением было ошибочное представление о том, что «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха был написан для утверждения равномерно темперированного строя. На самом деле, следует различать понятия «хорошо темперированного» и «равномерно темперированного» строя. Баха интересовали возможности «хорошей темперации» в условиях циркулирующей системы, позволяющей не просто использовать все 24-х тональности, но и придающей каждой из них особую индивидуальную «окраску» благодаря множеству комбинаций разнообразных квинт и терций, различающихся по акустическим свойствам. Показательно мнение немецкого музыканта Г. Темпельхофа, высказанное им еще в 1775 году в статье «Размышление о темперации г-на Кирнбергера»:
«Превращение этого произведения (ХТК) в манифест равномерной темперации может привести лишь к тому, что оно станет сборником упражнений по транспозиции, тогда как цель его состоит в выявлении особого характера каждой тональности»3.
Утверждение равномерной темперации связывают с идеями французской революции, вытеснившей элитарный клавесин из общественной жизни. Вместе с распространением фортепиано и нового органа симфонического типа равномерная темперация постепенно завоевала господствующее положение. Еще в первой половине XIX века использовались нерегулярные системы настройки. Шуберт и Шопен также предпочитали неровные, более смягченные настройки. Повсеместное утверждение равномерной темперации происходило весьма постепенно и отнюдь не означает, что сегодня все поиски завершились. Так, например, В. Клопов, подчеркивает, что хороший фортепианный мастер в наши дни творчески подходит к настройке и даже более того:
«Он может и должен в каждый инструмент, с которым работает, вложить душу, реализовать в настройке свое собственное художественное представление»4.
Для музыки XVI-XVII веков большое значение имела теория пропорций, основанная на шкале обертонов — соотношениях частот колебаний натурального звукоряда.
Согласно теории пропорций каждый интервал или созвучие выражалось с помощью чисел. Соответствие основному тону (С=1) определялось числовыми соотношениями - 1:2:4:8:16 (см. шкалу обертонов). Числовой ряд отражает порядок и единство, символизирующее Божественное начало. Все, что ближе к основному тону, считается более совершенным. Более отдаленные числа и сложные пропорции отражают хаос и несовершенство. Пропорции, приближенные к центру, соответствуют консонансам (2:3 - квинта, 3:4 - кварта, 4:5 - большая терция). Совершенной считалась пропорция, построенная на основном тоне - 4:5:6 и образующая мажорное трезвучие. Эта триада, как выражение совершенной гармонии стала символом Святой Троицы. Минорное трезвучие выражено числовой пропорцией (10:12:15), уже не связано с основным тоном и значительно отстает от центра. Поэтому оно считалось несовершенным.
Системы настройки клавишных инструментов развивались параллельно с музыкальным языком и соответствовали определенному стилю музыки. Более того, возникали интонации, напрямую зависящие от темперации, которые играли важную роль для воплощения аффектов в музыке.
Принципы классификации систем темперации
Для того чтобы упорядочить все разнообразие существующих систем темперации, их можно классифицировать согласно следующим принципам:
I. Системы регулярные, т.е. в которых большинство квинт (кроме одной) или терций равны между собой. Сюда относится пифагорейская, среднетоновая система (или мезотоническая) и равномерная темперация.
II. Системы нерегулярные, т.е. в которых квинты имеют разную величину. Эту группу образуют системы XVIII века - немецкие системы Кирнбергера и Веркмейстера, французские темперации д'Аламбера-Руссо, Рамо и др.
III. Неполные системы (или, так называемые «чистые интонации», англ. «just intonation»), основанные на акустически чистых аккордах. К ним следует отнести системы Царлино, Мерсенна, Фольяно.
IV. Системы с множественным делением, предназначенные для инструментов с количеством клавиш в октаве большим, чем 12. Это относится к архичембало и архиоргану, 19-ступенному клавесину, инструменту Мерсенна с 31 клавишей в октаве. (В определенном смысле две последние группы можно объединить.)
Другим принципом группировки систем настройки может стать разделение на циркулирующие и разомкнутые системы. Согласно такому разделению к первой группе следует отнести систему А. Шлика, темперации XVIII века и равномерную, а ко второй - пифагорейскую, среднетоновую и прочие. Наиболее ранним примером компромиссной темперации циркулирующего типа считается система немецкого органиста Арнольда Шлика, описанная им в 1511 году (в трактате «Spiegel der Orgelmacher und Organisten»)5. В его системе, опирающейся на чистые терции, тем не менее, темперируются все интервалы и только две квинты остаются «плохими». В отличие от большинства более поздних немецких темперации, производных от пифагорейского строя, Шлик отталкивается от среднетоновой системы.
Терминология
Для объяснения особенностей исторических темперации понадобится ряд понятий, которые рассматриваются ниже.
Чистый интервал — интервал, не производящий биений. (Например, интервалы в натуральном звукоряде или шкале обертонов.)
Темперированный интервал - интервал с биениями, которые отличают его от чистого в сторону увеличения или уменьшения. Частота биений выражает степень отклонения от чистого интервала, приближаясь к которому биения затухают.
Музыкальные коммы- небольшие величины, выражающие акустические соотношения между интервалами. Различают несколько видов музыкальных комм:
1. энгармоническая,
2. пифагорейская,
3. синтоническая.
Самая большая по величине - энгармоническая комма, которая заключает в себе разницу между тремя акустически чистыми мажорными терциями и чистой октавой. Так, если взять три большие чистые терции вверх от с, то полученный his будет звучать немного ниже исходного с (или с через октаву). Такое отличие выражается в энгармонической комме.
Величина пифагорейской (или диатонической) коммы соответствует той разнице, которая возникает между исходным с и his, получаемым из последовательности двенадцати чистых квинт. Терция, образованная как результат четырех чистых квинт, отложенных в одном направлении (например, c-g-d~a-e\ оказывается сильно расширенной и называется пифагорейской.
Синтоническая комма (иногда именуемая также мажорной или натуральной) выражает разницу между широкой пифагорейской терцией (81:64) и акустически чистой мажорной терцией (5:4). Эта комма - наименьшая по величине из всех.
В числовом выражении величины всех трех комм выглядят следующим образом:
•J* Энгармоническая комма - 1,024
<* Пифагорейская комма- 1,0136 (531441:524288)
*> Синтоническая комма — 1,0125 (81:80)
Разница между пифагорейской и синтонической коммой — схизма («schisma»). Эта небольшая величина оказывается на практике весьма ощутимой на слух.
