- •Лекция 2 Стратегия развития ит
- •Что такое ит-стратегия. (Настольный журнал ит-руководителя «Директор информационной службы» - www.Osp.Ru/cio)
- •Типовые этапы подготовки it-стратегии
- •Определение ит-стратегии и ит-архитектуры
- •Состав работ по разработке ит-стратегии и ит-архитектуры Разработка ит-стратегии
- •Разработка архитектуры приложений
- •Разработка технологической архитектуры
Разработка технологической архитектуры
Технологическая архитектура включает в себя следующие компоненты:
сетевую архитектуру;
архитектуру хранения;
архитектуру инфраструктуры приложений;
архитектуру управления;
архитектуру безопасности.
Работы по разработке технологической архитектуры должны начинаться с обследования имеющейся ИТ-инфраструктуры предприятия (учреждения) и определения её соответствия требованиям архитектуры приложений. Далее для каждого из перечисленных компонентов технологической архитектуры должны быть выполнены:
разработка концептуального представления;
разработка логического представления;
разработка физического представления.
Информатизация в госсекторе. Состояние и основные направления автоматизации [1].
Уровни информатизации федеральных и региональных органов управления существенно различаются, стимулируют же выравнивание ситуации инициативы сверху
Длительное время информационные системы в органах власти создавались в основном для внутриведомственного использования. И, по мнению экспертов, у большинства системы разрозненны, устарели, часто не пригодны к модернизации или доработке, не имеют единой базы документов. Обмен между системами даже внутри ведомств порой организован плохо, а иногда и вовсе отсутствует. Преодоление накопившихся проблем, а также внедрение систем электронного документооборота и организация архивов — основные направления автоматизации. При этом цель не столько в оптимизации внутренней работы ведомств, сколько в удовлетворении требований, предъявляемых к системам в рамках МЭДО и СМЭВ.
Отставание России от развитых государственных систем в области ИТ активно сокращается. Согласно анализу ООН («E-Government Survey 2012: E-Government for the People»), по итогам 2011 года наша страна находится по средневзвешенному показателю на 27-м месте, переместившись за два года с 59-го места (в отдельных группах в рейтинге 2010 года страна занимала с 39-го по 86-е места). Изменения к лучшему в сфере информатизации органов власти признают и большинство экспертов, замечая при этом, что, к сожалению, такой прорыв был осуществлен в основном за счет давления сверху — инициатив руководства страны по организации электронного взаимодействия и обмена, а не собственного желания ведомств оптимизировать свою работу.
Среди наиболее заметных — национальный проект «Электронное правительство», практически проваленный, и система МЭДО, уже местами работающая, реализуемый проект «Информационное общество» и запущенная в эксплуатацию СМЭВ, действующий портал «Госуслуги». Эти инициативы позволили сдвинуть информатизацию органов власти в целом по стране с мертвой точки, хотя степень участия разных ведомств федерального и регионального уровня в информатизации оценивается экспертами как «средняя температура по больнице». Среди действительно успешных проектов эксперты отмечают создание Единой медицинской информационно-аналитической системы Минздрава, создание электронного кадастра недвижимости Росреестра, внедрение систем видео-конференц-связи для удаленного судопроизводства Верховного суда РФ и арбитражных судов РФ. Универсальная электронная карта — единый документ, объединяющий в себе полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и другие функции, в том числе платежного средства, — тестируется в нескольких регионах, в частности, в Курской области еще к началу года была подготовлена инфраструктура для приема заявлений и выдачи универсальных карт, хотя срок начала выдачи отложен до 2013 года. ГИБДД обеспечила запись граждан на техосмотр и регистрацию через портал госуслуг, а московская ГИБДД — доступ к информации о штрафах через портал (включая SMS-уведомления и сообщения по электронной почте). Система электронного обслуживания охватила все региональные подразделения ГИБДД и была создана на имеющихся ИТ-ресурсах без дополнительных затрат на приобретение серверного оборудования и ПО.
Решение вопросов взаимодействия ведомств между собой и с гражданами, по мнению экспертов, является основным стимулом развития ИТ в органах власти как регионального, так и федерального уровня. Эти задачи по-прежнему остаются важными, хотя система МЭДО должна уже давно функционировать, а обеспечить работу системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), чтобы предоставлять гражданам услуги в режиме «одной точки входа», нужно было к 1 июля 2012 года. Несмотря на все усилия, полноценный запуск СМЭВ пока не состоялся. Согласно официальным данным, к СМЭВ подключились все субъекты, и средняя готовность региональных ведомств к такому переходу, по данным Минкомсвязи, составляет около 60%, так как не во всех регионах готовы сервисы для электронного взаимодействия. Однако эксперты полагают, что эта степень готовности относится, скорее, к федеральным органам власти, а готовность регионов подключиться к возможностям центра варьируется от 0 до 68%.
Согласно статистике обращения субъектов РФ к электронным сервисам федеральных органов исполнительной власти с 1 июля по 30 сентября 2012 года, общее количество обращений составило 9 513 989, причем 99,99% обращений приходится на 48 регионов из 83, а на пятерку регионов-лидеров (Челябинская область, Москва, Ямало-Ненецкий АО, Еврейская АО, республика Мордовия) — около 70% общего числа обращений. И если Москва генерирует более 1,5 млн обращений, то из Московской области поступило чуть более одной тысячи. Эта информация не отражает в полной мере ситуацию, так как реальную картину можно будет увидеть, посчитав не число обращений, а число оказанных услуг. По данным на 30 сентября об электронных сервисах федеральных органов исполнительной власти, по которым организуется межведомственное взаимодействие с региональными органами власти, 31 ведомство разработало 71 веб-сервис, необходимый для предоставления государственных и муниципальных услуг, но и из них готово к эксплуатации только 48 сервисов. Причина низкого использования возможностей, по мнению экспертов, не только в неготовности органов управления, низком уровне финансирования, проблемах взаимодействия с Ростелекомом, но и в том, что лишь небольшая часть населения страны готова к переходу на электронные способы взаимодействия с государством.
Переход на СМЭВ влечет реинжиниринг услуг, их администрирование, создание многофункциональных центров, количество которых непрерывно растет. Например, несколько МФЦ заработало в Хабаровском крае. Регионы все больше услуг переводят в электронный вид. В Башкортостане до конца 2012 года 24 государственные и муниципальные услуги должны стать доступны для граждан, перевод десяти госуслуг в электронный вид уже завершен. В Архангельской и Ростовской областях реализованы проекты по созданию регионального сегмента электронного правительства на промышленной платформе Oracle, объединяющие три подсистемы: региональный портал государственных и муниципальных услуг, региональную СМЭВ и систему исполнения регламентов.
Основная деятельность
Еще один тормоз на пути развития — ведомственные системы. Сегодня госструктуры используют достаточно широкий спектр ИТ для решения внутриведомственных задач. При этом каждое ведомство развивало информационные системы в меру своего представления о том, как они должны функционировать (если таковое вообще было). Поэтому многие ИТ-комплексы построены на различных платформах (под каждую задачу используется своя), решают узкий круг задач, не интегрированы — и, как следствие, чтобы удовлетворить требования государства, нужны немалые усилия. Такая ситуация наблюдается и на федеральном, и на региональном уровнях. Но есть и исключения: федеральные органы власти, регионы и муниципалитеты, которые строят единые ведомственные системы, реализуют стратегию развития информатизации.
Основная деятельность сотрудников государственных органов исполнительной власти связана с обработкой разного рода документов, поэтому первый шаг на пути автоматизации процессов — это обычно организация электронного документооборота. Поскольку федеральные ведомства давно реализовали такие проекты, внедрение ЭДО сегодня по большей части приходится на региональный и муниципальный уровни. Внедрив ЕСМ-систему Directum, в правительстве Ярославской области добились того, что более 90% исходящих документов готовятся и согласовываются в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи, до 50% всей входящей корреспонденции поступает в электронном виде. Этой же системой для комплексного решения задач воспользовались в администрации Костромы. Межрегиональное управление Федеральной службы по оборонному заказу по Северо-Западному федеральному округу автоматизировало документооборот с помощью «Е1 Евфрат». Систему «Евфрат» для более эффективной и быстрой работы с документами и организации архива выбрала и Донская государственная инспекция пробирного надзора. Чтобы сократить трудозатраты на ведение кадрового документооборота, администрация Воронежа внедрила систему «БОСС-Кадровик» на платформе Microsoft SQL Server, облегчив учет служебной и организационно-распорядительной документации и подготовку регламентированной отчетности для ПФР и Росстата.
Наличие единой базы — единого информационного поля — существенно упрощает решение проблем взаимодействия, поэтому органы власти активно двигаются в этом направлении. Развивая СЭД на базе Directum, правительство Тюменской области объединило в одну базу 29 отдельных серверов, и теперь вся работа с электронными документами осуществляется в единой системе по единым правилам — департаменты области перевели с локального документооборота на работу по единым процессам и объединили данные в единую базу. Чтобы сохранить и затем вести единую базу архивных и текущих документов, в Управлении ГИБДД УМВД по ХМАО — Югре завершился проект создания СЭД на платформе Optima-WorkFlow на базе Linux с миграцией данных из старой СЭД в новую.
Оптимизировав непосредственную работу сотрудников, ведомства обычно переходят к автоматизации задач, связанных с работой ведомства в целом, внедрению ERP-систем или их аналогов, модулей этих систем. Правда, средства на такие проекты обычно изыскивают только федеральные органы власти. Минпромторг РФ оптимизировал работу с помощью решения SAP Business ONE, объединив технические службы административного департамента в единое информационное пространство, предоставив возможности контроля и коррекции ключевых бизнес-процессов, создав инструменты анализа и планирования взаимодействия с сотрудниками и поставщиками. Минэнерго РФ построило единую ведомственную информационную систему, интегрированную с продуктом компании «1С». В Росреестре, объединившем в 2009 году Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию, создана информационная система управления основными средствами на базе продукта «Парус», обеспечивающая решение задач финансово-экономического и контрольно-ревизионного управлений, управления комплексного развития, отдела материально-технического обеспечения, управления мониторинга деятельности и управления делами. В главном управлении МВД России по Московской области создается комплексная информационная система на базе «Парус — Бюджет 8», охватывающая процессы бюджетного учета, расчета заработной платы и денежного довольствия, санкционирования расходов, учета заявок от подразделений и формирование на их основе плана закупок, учета и контроля исполнения договоров и государственных контрактов, складского учета вооружения, вещевого имущества и хозяйственного инвентаря, а также планирования в режиме реального времени.
Перспективы
Эксперты признают, что СЭД, средства виртуализации, централизованные ЦОД и многие другие технологии уже используются государственными структурами. Но объемы использования электронных документов все нарастают, поэтому потребуется решить проблему долговременного хранения юридически значимых документов, создать государственные и муниципальные электронные архивы.
Среди перспективных направлений развития систем — поддержка работы мобильных сотрудников и создание портальных ИТ-решений, которые позволяют руководителям органов власти и самоуправления работать на расстоянии. В частности, над мобильным клиентом сегодня работает Минэнерго РФ.
Некоторые полагают, что все чаще будут востребованы облачные технологии, связанные с использованием централизованных инфраструктурных ресурсов, сокращением затрат на ПО, и аутсорсинг. Например, для поддержания необходимого уровня защиты Роскомнадзор аккредитовал компанию «АйТи» на проведение плановых и внеплановых проверок по защите персональных данных негосударственных информационных систем, используемых оператором при осуществлении своей непосредственной деятельности.
Главным же сдерживающим фактором эксперты считают персонал — отсутствие у многих госструктур достаточного количества ИТ-кадров, его низкую квалификацию и слабую мотивацию.
Госсектор и облака: дело в доверии
Государственный сектор существенно отстает от коммерческого в плане использования облачных технологий. Во многом это связано с более жесткими требованиями, предъявляемыми при реализации проектов. В результате облака зачастую даже не рассматривались в качестве одного из вариантов организации инфраструктуры.
По данным KPMG, лишь 12% ИТ-руководителей государственных учреждений говорят о том, что хотя бы десятая часть их ИТ-расходов в 2011 году была направлена на построение облачных структур. В частном секторе такие организации встречаются в два раза чаще. Тем не менее ситуация может разительно измениться уже в ближайшее время. Как ожидают аналитики, к концу 2012 года доля государственных организаций с существенной частью инвестиций в облака вырастет до 28%.
Правительственные организации все четче понимают, что внедрение облачных систем помогает радикально снизить стоимость оказываемых гражданам государственных услуг. В эпоху вынужденного аскетизма госструктур облака могут быстро стать ключевым элементом при построении ИТ-систем. Как показывают результаты опроса, 73% руководителей предприятий госсектора готовы к переходу в облака, если этот шаг будет гарантировать значительное сокращение издержек.
Размещая государственные услуги на облачной платформе, организации обнаруживают, что не просто экономят. Не менее важно, что они обеспечивают гражданам более удобный доступ к интересующей их информации, а значит — лучшую прозрачность. Тем не менее безопасность при этом критически важна, особенно когда речь идет о персональных данных.
Как отметили 47% респондентов, безопасность становится наиболее сложной проблемой при миграции услуг и процессов на облачные платформы. И чем крупнее ведомство, тем выше его опасения. Однако важно отметить, что 80% опрошенных признают важность сертификации решений. Они готовы доверять системам, сертифицированным уполномоченными органами.
Государственные организации часто являются хранителями ценной информации и потому регулярно становятся объектами хакерских атак. ИТ-руководители таких учреждений должны быть уверены в надежности провайдера, прежде чем доверять ему свои данные и системы.
При сложившейся ситуации почти треть предприятий госсектора предпочли бы инфраструктуру частного облака. В потенциал публичных облаков пока верят лишь 22%.
