Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эволюционная антропология.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
14.28 Mб
Скачать

7.3. Расселение, экология и демография

К тому времени, когда окончательно сформировался человек современного типа, освоены были уже огромные географические пространства земли. Они были заселены еще архантропами и палеоантропами, так что кроманьонщг осталось освоить лишь два пустующих материка — Америку и Австралию. Правда, в отношении Австралии вопрос остается открытым. Не исключено, что она заселялась еще палеоантропами, которые внесли свой вклад в формирование австралийского неоантропа. Самый древний череп на территории Австралии найден в районе оз. Мунго, в 900 км к западу от Сиднея. Древность этого черепа составляет 27—35 тыс. лет. Очевидно, к этому времени и следует относить начало заселения Австралии человеком. Хотя на черепе из Мунй) нет надглазничного валика, он очень архаичен — у него покатый лоб и резкий перегиб затылочной кости. Возможно, череп из Мунго представляет локальный вариант палеоантропа, и нет никаких оснований отрицать его участие в дальнейшем становлении Ното sapiens на Австралийском континенте.

Что касается Америки, то время от времени появляются сведения о находке очень древних скелетов на ее территории, однако все эти находки относятся морфологически к Ното sapiens. Таким образом, ученые спорят о времени заселения Американского материка, но едины в том, что Америка заселялась человеком современного типа. Скорее всего, заселение Американского континента происходило примерно 25— 20 тыс. лет назад по Берингоморскому перешейку, который существовал в то время на месте нынешнего Берингова пролива.

О Т. ПриДо, Кроманьонский человек (С. 40).

Кроманьонец жил в конце ледникового периода, а точнее — в конце Вюрмского оледенения. Потепления и похолодания сменяли друг друга довольно часто (разумеется, в масштабах геологического времени), и ледники то отступали, то наступали. Если бы в то время поверхность Земли можно было бы наблюдать с космического корабля, она напоминала бы разноцветную поверхность колоссального мыльного пузыря, Прокрутите этот период так, чтобы тысячелетия укладывались в минуты, и серебристо-белые ледяные поля поползут вперед, точно пролитая ртуть, но их тут же отбросит назад развертывающийся ковер зеленой растительности. Береговые линии заколеблются, точно вымпелы на ветру, оттого, что синева океана будет то расширяться, то сужаться. Острова будут вставать из этой синевы и снова исчезать в ней, словно камни, по которым переходят ручей, и ее перегородят естественные дамбы и плотины, образуя новые пути мя переселения человека. По одному из этих древних путей кроманьонец отправился из нынешнего Китая на север, в холодные просторы Сибири. А опуда он, вероятно, прошел посуху через Берингию, в Северную Америку.

В течение многих поколений люди постепенно продвигались на северо-восток Азии. Они могли идти двумя путями — из глубин Азиатского материка, с территории нынешней Сибири, и по тихоокеанскому побережью, огибая Азиатский материк с востока. Очевидно, было несколько волн ”переселенцев" из Азии в Америку. Самые ранние из них двигались вдоль побережья, и их происхождение связано с районами Восточной и Юго-Восточной Азии. Более поздние азиатские мигранты двигались из глубинных областей Азиатского континента.

В Америке людей встречали суровые просторы Гренландии, резко континентальный климат Северной Америки, тропические леса Южноамериканского континента и холодные ветры Огненной Земли. Обживая новые районы, человек адаптировался к новым условиям, и в результате образовывались локальные антропологические варианты.

Не все районы были одинаково пригодны для заселения человеком. Можно перечислить много климатических условий, которые ограничивали освоение человеком новых пространств, но, конечно, определяющими были условия температурные. Очевидно, наиболее рано в биологической истории человеческого рода возникли признаки приспособления к тропическому климату, весь комплекс которых получил сейчас название тропического адаптивного типа. Для него характерны удлиненные пропорции и небольшая масса тела, пониженный уровень обменных процессов.

Поскольку человек по своему происхождению является тропическим существом, наибольшие сложности для человеческого вида представляло освоение высоких широт и высокогорных районов.

О Э. Реклю. Человек и Земля (С. 31).

Во главе первоначальных факторов нужно, конечно, поставить явления температуры с ее значительными колебвниями от крайнего холода до крайней жары, нередко равно смертельными, и их прямые следствия: сухость почвы или ее влажность. Статистические карты ясно показыввют, что климат распределяет людей на территории земного шара, группируя их густыми массами в тропической полосе и умеренной, если только местности хорошо орошены, и, наоборот, разрежая население ледяных стран и оставляя даже совершенно не заселенными те места, где в человеческом теле не может поддерживаться его жизненная теплота.

Итак, жара не представляет, подобно холоду, непреодолимого препятствия к распространению человеческого рода, или, вернее, высокая до крайности температура воздуха, которая была бы невыносима для человека, не встречается на земном шаре. Карта изотерм представляет местности, где годовая средняя температура превосходит 30 о , а иногда там, где солнечные лучи отражаются скалами или песками, зной кажется нестерпимым, напоминая горячую тяту из печи, — и тем не менее привычный человек переносит его во время своп обычных работ.

Человеческий вид оказался экологически очень пластичным. Несмотря на то что для человека в целом адаптация к холоду затруднена, у северных народов существует ряд морфологических и физиологических особенностей, которые позволяют говорить о существовании особого арктического аДаптивного типа. Его характеризуют такими особенностями, как прочный скелет, высокое содержание гемоглобина в крови, интенсивные процессы обмена. Кроме того, для этого типа характерно увеличение широтных размеров туловища в сочетании с большой массой тела. Такое сочетание обеспечивает относительно меньшую поверхность тела и соответственно меньшую потерю тепла. Арктический тип сформировался в течение длительного обитания человека в суровых северных условиях.

Экологически экстремальными были также высокогорные районы, где стрессовыми факторами для человека были и низкие температуры, и холод. В результате приспособления к высокогорью у современного человека выработались такие особенности морфологии, как объемная грудная клетка, повышенная жизненная емкость легких, повышенное содержание эритроцитов в крови Такое сочетание признаков получило название высокогорного адаптивного типа. Коренные жители высокогоры могут жить и возделывать землю на высоте 4500 м над уровнем моря, в то время как у обитателей равнин уже на высоте 2500—3000 м не хватает кислорода для выполнения физической работы, а на высоте 4000 м нехватка кислорода ощущается даже сидя, в состоянии покоя.

Что заставляло человека осваивать все новые и новые районы? Причин тому могло быть много. Могли измениться и сами экологические условия в результате глобальных климатических перемен. В период становления современного человечества — от 100 тыс. лет до 10 тыс. лет назад — теплые периоды сменялись похолоданиями, а в более южных районах этим периодам соответствовало наступление сухого или влажного климата. Изменение климатических условий влекло за собой смену флоры и фауны, исчезновение привычных источников пищи, и вынуждало человеческие группы менять место жительства.

Плотность населения в кроманьонскую эпоху была невелика— всего 0,01—0,5 человека на км , численность групп составляла около 25—30 человек. Вся численность населения Земли того времени оценивается от нескольких десятков тысяч до полумиллиона человек. Несколько плотней была заселена территория Западной Европы. Здесь плотность населения составляла около 10 человек на 1 км , а вся численность населения Европы во времена обитания там кроманьонцев составляла примерно 50 тыс. человек.

Казалось бы, плотность населения была очень низкой, и человеческие популяции не должны были вступать в конкуренцию за источники пищи и воды. Однако в те времена человек жил охотой и собирательством, и в орбиту его ”жизненных интересов” входили огромные территории, по которым кочевали стада копытных — главный объект охоты древнего человека. Необходимость сохранения и приумножения своих охотничьих угодий вынуждала человека двигаться все дальше и дальше, в еще не заселенные области планеты.

О Т. ПриДо. Кроманьонский человек (С. 40).

Не следует думать, будто кроманьонского человека отличала любовь к путешествиям ради самих путешествий, — географические исследования не входили в число его главных культурных достижений. Как все прежние охотники-собиратели, он передвигался из одного места в другое только в поисках пищи...

Более совершенная техника кроманьонского человека делала для него доступными те источники пищи, которые были незнакомы его предшественникам. Орудия охоты совершенствовались, и это расширяло возможности кроманьонца в охоте на новые виды дичи. С мясной пищей люди получали новые источники энергии. Питаясь кочующими травоядными, мигрирующими птицами, морскими ластоногими и рыбой, человек вместе с их мясом получал доступ к пищевым ресурсам очень широкого диапазона.

Еще большие возможности открыло для кроманьонского человека применение в пищу зерен дикорастущих злаков. На севере Африки, в верхнем течении Нила, 17 тыс. лет назад жили люди, в питании которых, судя по всему, злаки играли значительную роль. Сохранились каменные серпы и примитивные зернотерки — известняковые плиты с неглубокой выемкой в середине для зерна и углублением в виде широкого желоба, по которому, вероятно, ссыпалась мука. Очевидно, эти люди уже изготавливали хлеб в виде ПРОСТЫХ пресных лепешек, испеченных на раскаленных камнях.

Таким образом, кроманьонский человек питался намного лучше, чем его предшественники. Это не могло не сказаться на состоянии его здоровья и на общей продолжительности жизни. Если для неандертальца средняя продолжительность жизни составляла около 25 лет, то для кроманьонского человека она возросла до 30—35 лет.