3.2. 1987 - 15 Февраля 1989гг.
Начало 1987 года показательно частотой публикаций о новой политике примирения, проводимой лидером НДПА Наджибулой1. На протяжении всего января появляются статьи, освещающие переход очередного бандформирования душманов на сторону правительственных сил2. В одном из выпусков публикуются фотографии афганских лётчиков, доставляющих продукты в различные труднодоступные кишлаки3. Также, правительство ДРА заявляет о готовности объявить амнистию тем, кто немедленно сложит оружие и вернётся к обычной жизни4. Наиболее интересной публикацией за январь является очерк, опубликованный по просьбе работников политотдела ТВВИКУ в газете «Красная звезда» 15 ноября 1986 года о выпускнике училища капитане Г. Семидумове. В данном очерке рассказывается эпизод из боевых будней советского офицера, сапёра и о его работе, разминировании мин-ловушек, установленных душманами5. Начало освещения политики примерения, проводимой Наджибулой и появление очерков о советских солдатах, более того тюменцев, в Афганистане безусловно создаёт образ воинов-интернационалистов, помогающим правительственным силам наладить мирную жизнь в стране (разминирование мин-ловушек).
В фервальских выпусках газеты появляются заметки о захваченных у душманов переносных систем ПВО «Стингер» американского производства6. В середине того же месяца освещается выступление М.С. Горбачева на международном форуме «за безъядерный мир», в котором генсек сообщает о выводе 6 полков 40-ой армии из Афганистана, что безусловно отражает настрой СССР на скорейшее завершение своего участия в конфликте7. 22 февраля на страницах газеты появляется очередной очерк о тюменцах, принимавших участие в оказании интернациональной помощи афганскому народу, награждённых высокими медалями и орденами1. Характерная черта данного очерка заключается в контексте, в котором упоминаются заслуги советских солдат. Главный посыл текста – «традиции-гвардейские» отражают преемственность долга и славы советского воина, проведена параллель с Великой Отечественной войной и её героями, чьими наследниками и являются воины-интернационалисты, которые точно также отстаивают свободу и права народов мира на самоопределение.
Весной 1987 года продолжается линия сюжетов об успешно-проводимой афганским правительством политики примирения2, информация сопровождается фотографиями душманов перешедших на сторону сил ДРА3,4. Публикуются фотографии афганцев, активно изучающих русский язык в школах5. 9 апреля всё в той же рубрике «традиции-гвардейские» выходит очерк о капитане Самыгине, выпускнике ТВВИКУ сыне подполковника запаса6. В тексте восхваляется мужество и честь офицера, служившего сапёром в Афганистане, а теперь возвращающегося домой с орденами и медалями на груди. Встретивший его ветеран ВОВ, интересуется за какие заслуги у солдата награды. Затем следует рассказ о смелом подвиге советского офицера, под чьим руководством была отбита жестокая атака душманов. Также в апреле появляется интересная заметка о поддержке частного предпринимательства правительство ДРА7, что может говорить о молчаливом одобрении подобных тенденции советскими лидерами, которые уже активно проводят реформы всех сфер советского общества.
Отдельно следует выделить май 1987 года, так как именно в этом месяце впервые появляются фотографии тюменцев, воинов-интернационалистов1. В отдельной рубрике под называнием «мы-интернационалисты» освещается встреча воинов-интернационалистов с ветеранами Великой Отечественной войны в доме техники и культуры «Геолог», на которой демонстрировались документальные фильмы о буднях советских солдат в Афганистане, проходила беседа между ветеранами Великой Отечественной войны и молодыми ветеранами интернационалистами. Вадим Варнаков, молодой председатель совета клуба молодых воинов запаса при Ленинском райкоме комсомола сообщат о необходимости налаживания военно-патриотического воспитания под руководством молодых людей, вернувшихся со службы в Афганистане, о желании открыть музей в первом микрорайоне и найти отдельное помещение для клуба, с чем возникают определённые проблемы. Под заметкой публикуется фотография молодых и старых ветеранов, как бы подчёркивающая преемственность поколений. Также описывается нежелание молодых ветеранов расходится, что свидетельствует о появлении «боевого братства». 9 мая примечательно сразу 2 заметками, рассказывающими историю воинов-интернационалистов. Подчёркивается преемственность поколений и связь с ветеранами той (Великой Отечественной) войны и новой (Афганистан). Первый очерк носит говорящее название «эстафета поколений» и рассказывает о встрече бывших курсантов первого Тюменского военно-пехотного училища, проходившего в СПТУ №62. Традиционно туда приходят ветераны, фронтовики, однако на эту встречу впервые пришли молодые ветераны интернационалисты, которые подарили музею училища альбом с фотографиями воинов-интернационалистов. Вторая заметка рассказывает историю офицерской семьи Шалагиновых, чей сын Алексей погиб в Афганистане. Это уникальное в своём роде сообщение, которое подробно описывает обстоятельства гибели бойца и его последние письма домой к бабушке и матери. Благодаря вышеперечисленным публикациям образ советских бойцов обретает не только облик героев, но и детей, чьих то родных, которых больше не вернуть.
В июне, кроме публикации о хашаре1 (дне добровольного труда) появляются два интересных очерка. Первый из них, повествует об Алексее
Должникове, молодом солдате интернационалисте, получившем ранение в одном из боестолкновений2. Автор очерка рассказывает о том, что Алексей, вернувшись домой, нашёл своё счастье – семья, работа и тренерская воспитательная деятельность в клубе самбистов, где он препадаёт уроки мужества молодым ребятам. Вторая заметка от 26 июня 1987 года, рассказывает о встрече во дворце культуры «Геолог» медиков-ветеранов. Помимо фронтовиков на встрече присутствует и Наталья Губанова, которая работала медиком в одном из госпиталей Афганистана и недавно вернулась обратно в Тюмень3. Таким образом, в публикациях газеты появляется история не только советских солдат, но и гражданского специалиста.
Июль также не обходит стороной тему тюменских ветеранов Афганистана. 8 июля на страницах Тюменской правды появляются два очерка, один из них сообщает о новом законе, принятом правительством в Кабуле, разрешающем регистрацию политических партий, тем самым демонстрируя начало отказа от однопартийной системы4. Также публикуется информация о вынесении на обсуждение проекта новой конституции ДРА5. Второй очерк сообщает о встрече тюменских воинов-интернационалистов с работниками Тюменского райкома КПСС и ВЛКСМ1. Молодые ветераны сообщили о желании открыть музеи боевой славы и собрать деньги на обелиск памяти воинам-интернационалистам. Важным для нашего исследования местом в публикации является упоминание того, что не все ветераны находят себе место в гражданской жизни, многие становятся замкнутыми и необщительными после пережитого. Высказываются пожелания найти молодым людям занятия по воспитанию молодёжи, особенно трудных детей.
Осенью на страницах газеты появляется лишь четыре упоминания, связанных с сообщение о расследовании случая сбитого 13-го сентября авиатранспортного самолёта АН-262. Комиссия пришла к выводу, что самолёт был сбит американской ракетой «Стингер». В том же номере газеты была опубликована интересная для нашего исследования заметка о двух призывниках 1984 года Андрее Грищенко из села Тюли и Александре Бугаеве из Ханты-Мансийска3. Первая часть заметки подробно описывает будни советских бойцов, знойную погоду и постоянную опасность засад. Во второй части заметки, повествующей об Александре Бугаеве, водителе-механике БТР, который с честью выполнил свой долг и вернулся к семье, где вот-вот должен появиться 3-ий ребёнок. Но семья Александра испытывает проблемы с жильём, которое местные власти никак не могут им выделить. Также 2 октября под пометкой ТАСС появляется сообщение о выборах в ДРА, на которых побеждает Наджибулла4. Анализируя осенние публикации в газете, следует отметить появление сообщений о проблемах молодых ветеранов с жильём и появление подробных рассказов о внутренних переживаниях советских солдат во время службы в Афганистане.
В декабре 1987 года появляются первые фотографии с советским солдатом и советской техникой в Афганистане, которые публикуются под пометкой ТАСС1. Описывается очередной рейд гуманитарной помощи в кишлак Калан-Ахмад. Также появляются две заметки о всесоюзном съезде ветеранов Афганистана в рамках съезда клуба «Афган» в Ашхабаде2. Примечательно, что на съезде присутствовал Александр Розенбаум, которого в своих ответах корреспонденту Тюменской правды часто упоминали бойцы. Во второй заметке под тем же названием клуба «Афган», читатель узнаёт о конференции молодых воинов запаса, проходившей в тюменском Доме техники и культуры «Геолог»3. В рамках встречи, участники обменивались опытом воспитательной работы и составили коллективную просьбу об улучшении материально-технической базы для кружков и секций, деятельность которых возглавляют ветераны Афганистана.
1988 год примечателен заявлением М.С. Горбачёва по вопросу Афганистана от 10 февраля, в котором советский генсек выступает с заявлением о договорённости с властями ДРА о начале вывода советского контингента 40-ой армии с территории республики4. Начало операции назначено на 15 мая, в течение 10 месяцев последний советский солдат должен покинуть Афганистан. М.С. Горбачев отмечает важность данного шага в рамках снижения накала вооружённого противостояния со странами Запада и успехи политики примирения режима Наджибуллы. Советские солдаты с честью выполнили свой долг и их ждут дома. Характер образа, создаваемого подобными заявлениями меняется в сторону казалось бы, триумфального возвращения и выполнения советскими войсками всех задач, однако отсутствие освещения начала вывода 15 мая, и фактического вывода всех войск 15 февраля 1989 года, на страницах газет, говорит о намеренном игнорировании этих событий. Победившие в войне гордятся победой и стараются как можно чаще о ней рассказать, в то время как в Тюменской правде мы не находим подобного рода публикаций, что может навести читателя на мысли о явной неоднозначности в оценке результатов войны в Афганистане.
