Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1курс Яна.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
156.77 Кб
Скачать

Тема 7. Марксистская и неомарксистские концепции власти

1.Поняттие власти в классическом марксизме

2.Концепция «культурной гегемонии» Антонио Грамши

3. Специфика политического в концепции Никоса Пуланзаса.

1-ой вопрос. Марксисткая концепция власти.

Представлена в работах: «Манифест коммунистической партии» (К. Маркс и Ф. Энгельс), «Тезисы о Фейербахе», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Ф.Энгельса), «Государство и революция» (В. И. Ленина).

Основные идеи:

1. История развития общества была историей борьбы классов, вследствие того, что они всегда занимали противоположные позиции по отношению к собственности на средства производства. Экономически господствующий класс становился и политически господствующим.

2. Государство как базовый институт политической власти в социально неоднородном обществе всегда является классовым и выражает интересы экономически господствующего класса, закреплённые законом.

3, Классовая борьба неизбежно ведёт к социальной революции, смене господствующего класса, насильственной ломке аппарата государственной власти.

4. Социалистическая революция осуществляется пролетариатом – классом, лишённым собственности, возглавляемым коммунистической партией, и потому становится последней социальной революцией, так как ведёт к отмене частной собственности и отмиранию государства.

5. Политическая власть в лице государства исчезает, но власть как авторитет, как управленческое начало, сохранение порядка в обществе остаётся всегда.

2-ой вопрос. Концепция «культурной гегемонии» А. Грамши.

В 1911—1914 годах, благодаря премии на учёбу для нуждающихся студентов из провинций бывшего Королевства Сардинии, учился в Туринском университете на филологическом факультете.

В 1915 году, несмотря на перспективы успешной академической работы, он стал активным членом Итальянской социалистической партии и начал активную журналистскую карьеру.

В январе 1921 года стал членом новообразованной Итальянской коммунистической партии

В 1922—1923 годах Грамши был делегатом от ИКП в Исполкоме Коминтерна и жил в Советском Союзе. 

В мае 1924 года Грамши вернулся в Италию. В том же году по инициативе Грамши создана ежедневная газета партии «l'Unità» («Единство»). Возглавляя в 1924—1926 годах парламентскую группу коммунистов, Грамши выступал с трибуны палаты депутатов с жёсткой критикой политики фашизма

8 ноября 1926 года за революционную деятельность фашисты арестовали Грамши и сослали на остров Устика.

В 1928 году фашистский трибунал приговорил его к 20 годам тюремного заключения (затем в результате нескольких амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937 году).

Там и были написаны почти три тысячи страниц, составивших ядро творческого наследия Грамши — знаменитые «Тюремные тетради».

Теория «культурной гегемонии»

1. Государство, какой бы класс ни был господствующим, стоит на двух «китах» - силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия в госедарстве, Грамши называет гегемони­ей .

При этом «государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения».

Грамши дает такое определение:  «Государство - это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых»  .

2. Гегемония - не застывшее, однажды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс. По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии - «молекулярный» процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил, а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека.

Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков.

Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли - условие революции. Создание этого условия - «молекулярная» агрессия в культурное ядро.

3. «Молекулярная агрессия» - не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве»  .

4. На что в культурном ядре надо прежде всего воздействовать для установления (или подрыва) гегемонии? Вовсе не на теории противника, говорит Грамши. Надо воздействовать на обыденное сознание, повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия - неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. «Массы как таковые, - пишет Грамши - не могут усваивать философию иначе, как веру». И он обращал внимание на церковь, которая поддерживает религиозные убеждения посредством непрестанного повторения молитв и обрядов.

5. Та часть обыденного сознания, которую Грамши назвал «здравый смысл» (стихийная философия трудящихся), открыта для восприятия коммунистических идей. Здесь - источник «освободительной гегемонии». Если же речь идет о буржуазии, стремящейся сохранить или установить свою гегемонию, то ей важно этот здравый смысл нейтрализовать или подавлять, внедряя в сознание фантастические мифы.

6. Кто же главное действующее лицо в установлении или подрыве гегемонии? Ответ Грамши однозначен: интеллигенция.

Главная общественная функция интеллигенции - не профессиональная (инженер, ученый, священник и т.д.). Как особая социальная группа, интеллигенция зародилась именно в современном обществе, когда возникла потребность в установлении гегемонии через идеологию. Именно создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса - главный смысл существования интеллигенции.

Продавая свой труд, интеллигенция тянется туда, где деньги. Грамши пишет: «Интеллигенты служат «приказчиками» господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемонии и политического управления».

7. В обществе всегда есть часть интеллигенции, которую Грамши называет «традиционной» - та интеллигенция, которая служила группе, утратившей гегемонию, но не сменила знамя. Обычно новая получившая гегемонию группа старается ее приручить.

Кроме того, общественные движения, созревающие для борьбы за свою гегемонию, порождают собственную интеллигенцию, которая и становится главным агентом по воздействию на культурное ядро и завоеванию гегемонии.

3-ий вопрос. Специфика политического в концепции Никоса Пуланзаса

Никос Пуланзас (1936-1979), родился в Афинах в семье профессора права, окончил престижную школу права афинского университета. Преподавал философию права и социологию в Высшей школе общественных наук.

Принимал участие в молодёжном социалистическом движении, за что подвергался репрессиям. Отошёл от ортодоксального марксизма.

Был членом антисталинского крыла Коммунистической партии Греции, принимал участие в борьбе против военной хунты (1964 – 1974 годы). Его политическим завещанием стали слова: «Или социализм будет демократическим, или его не будет совсем».

В 1968 г. опубликовал книгу «Политическая власть и социальные классы капиталистического общества», которая принесла ему международную известность.

Основная идея: определение специфики политического как идеологической легитимации власти, которая закрепляется законом (легалилизуется)

1. Легитимность – политическое отношение, означающее добровольное согласие с необходимостью принуждения, а легальность – юридическое, то есть законное насилие.

Легальность рациональна, а легитимность отчасти.

2. Прямая идеологическая легитимация власти свойственна теократии. Это –архаическая форма легитимации.

С разделением властей прямая идеологическая легитимация не исчезает, но смягчается, поскольку судебная власть создаёт видимость защиты от насильственного принуждения.

Возникает связка «власть-право» и «право-власть» - своего рода круговая порука, слияние власти и закона.

3. Но закон- это материализация идеологии. Он сам становится своеобразной идеологией, призванной формировать социальное единство под эгидой господствующего класса.

4. Право связывает власть и идеологию, а идеология освящает власть и закон. Попытки выйти из этого порочного круга приводили к ещё большей узурпации власти.

Выход из этого порочного круга - партиципаторная демократии (против деления на субъект и объект власти) – совершенствование самоорганизации политического объекта на макроуровне.